Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Психолого-педагогическая подготовка учителя

 

Психолого-педагогическая подготовка учителя

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО КУРСУ

ПРОГРАММА КУРСА И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ:
1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕНОСТЕЙ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”



Раздел 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕНОСТЕЙ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА  “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”

 

Тема 4.1. Цели и основные задачи исследований

 

  1. Выявление проблем и особенностей духовно-нравственного становления личности учащихся в базовых школах, вовлеченных в эксперимент (среднее звено) и не участвующих в эксперименте (старшие классы)  для  перспективного планирования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
  2. Изучение и сравнительный анализ развития личности учащихся  городских  и сельских школ , обучавшихся в течение 5-ти лет по экспериментальной программе «Школа Л.Н.Толстого», между собой, а также с учащимися (контрольный класс), обучающихся по типовой общеобразовательной программе.
  3. Сравнительный анализ особенностей и динамики духовно-нравственного становления личности учащихся в базовых школах, вовлеченных в эксперимент и не участвующих в эксперименте (общеобразовательные классы).
  4. Изучение роли  личности учителя и взаимоотношений  учитель - ученик в  условиях эксперимента. 
  5. Изучение  и сравнительный анализ особенностей развития личности учащихся и учителей для определения путей оптимизации учебно-воспитательного процесса по экспериментальной программе "Школа Л.Н.Толстого". 

Тема 4.2.  Область и методы психологического исследования
Изучались следующие сферы и особенности развития личности  детей, обучающихся по экспериментальной программе "Школа Л.Н.Толстого»:

 

1. ДУХОВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА:  
- духовно-познавательные потребности;
- духовная свобода личности;
- религиозность;
- оптимистичность;
- эстетическая восприимчивость.


НАВЕРХ

 

2. НРАВСТВЕННО-ЧУВСТВЕННАЯ СФЕРА:
- эмпатия;
- доброжелательность;
- ответственность;
- совестливость;
- социальная желательность;
- готовность к самоограничению;
- следование  формальным социальным нормам;
- принятие религиозно-нравственных запретов.

 

3.  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ СФЕРА:
- абстрактно-логическое мышление;
- вербально-логическое мышление;
- вербальная креативность;
- невербальная креативность.

 

4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА:
- эмоциональная устойчивость;
- общительность;
- уверенность в себе;
- самостоятельность;
- самоконтроль;
- мотивация достижения и успеха;
- конструктивность мотивации;

  1. самооценка.

Психологические методики:

  1. Комплексный тест оценки духовно-нравственного развития личности, включающий следующие шкалы:
  2. эмпатия,
  3. эстетическая восприимчивость,
  4. доброжелательность,
  5. отношение к нравственным запретам,
  6. следование социальным нормам,
  7. готовность к самоограничению,
  8. ответственность,
  9. совестливость,
  10. самокритичность,
  11.  духовно-познавательные  потребности,
  12.  религиозность,
  13.  духовная свобода,
  14.  оптимистичность,
  15.  эмоциональная устойчивость,
  16.  уверенность в себе (социальная смелость),
  17.  общительность,
  18.  самостоятельность,
  19.  самоконтроль,
  20.  мотивация достижения и успеха,
  21.  конструктивность мотивации,
  22.  самооценка.
  23. тест абстрактно-логического мышления для детей 10-14 летнего возраста;
  24. сокращенный вариант теста Равена для детей 10-14 летнего возраста;
  25. тест вербально-логического мышления (адаптивный вариант вербальных шкал теста Амтхауэра);
  26. комплексный тест творческого мышления (адаптированный вариант теста П.Торренса);
  27. Тест вербальной креативности С. Медника (адаптированный вариант теста П.Торренса);

Тема 4.3. Основные результаты и выводы

  1. В 10-х классах, не включенных в эксперимент «Школа Л.Н.Толстого», имеются определенные трудности в  личностном развитии учащихся, которые выражаются прежде всего в недостаточном понимании значения духовно-нравственного развития человека и личной ответственности в самообразовании, профессиональном и личностном самоопределении,  улучшении социальных отношений. 
  2. В 5-х классах, обучающихся по экспериментальной программе «Школа Л. Н. Толстого»,  наблюдается  в большинстве  своем достаточно оптимальное и благополучное развитие  личности учащихся во взаимосвязи различных сторон их духовно-нравственного роста.
  3. Благоприятное личностное развитие большинства учащихся 5-х классов  в значительной степени способствует их успешному обучению.
  4. Общий уровень вербально-логического мышления и осознания смысла и значения понятий из области чувств и человеческих отношений  у детей, обучающихся по программе «Школа Л.Н.Толстого»  выше,  чем у детей  контрольного класса.
  5.  В целом  наблюдаются общие положительные тенденции в развитии личности учащихся.  В то же время вызывает тревогу некоторое снижение эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, веры в духовную природу человека у детей 8-ых классов, что отчасти может быть объяснено переходным возрастом.
  6. Наблюдаются определенные межклассовые  различия в развитии личности учащихся и особенно значительные различия между отдельными учащимися, в том числе и  с недостаточной сформированностью позитивных качеств личности.  В связи с этим необходимо совершенствовать технологию образовательного процесса, адаптировать его к особенностям и потребностям развития личности отдельных учащихся.
  7.  Для эффективного межличностного взаимодействия учащихся и учителей, работающих в русле гуманистических педагогических систем, таких как «Школа Л.Н.Толстого», педагоги должны обладать  следующими личностными профессионально важными качествами:
  8. достаточно высокий уровень интеллекта и культурно-познавательных интересов;
  9. эмпатичность;
  10.  вера в духовно-нравственные ценности, нравственный закон и справедливость;
  11.   скромность;
  12.  самокритичность.

Психолого-педагогическая подготовка учителя

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО КУРСУ

ПРОГРАММА КУРСА И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ:
1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕНОСТЕЙ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”

 

  

НАВЕРХ

 

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве. 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы