Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Школа учителя

 

Учитель. Педагог-исследователь


ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК РАСКРЫТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА (Виталий Ремизов; Игорь Ежов – 10 раздел)

РАЗУМ. КУЛЬТУРА ЧУВСТВА.САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Таблица 1. (Виталий Ремизов, Игорь Ежов)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. I — IX КЛАССЫ (начальная школа: 1-4)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. X, XI КЛАССЫ

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ (Виталий Ремизов)

КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ЭКСПЕРТИЗЫ (Ольга Заславская)

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО (Виталий Ремизов)

 


В Яснополянском доме писателя

«Труден
первый шаг…»

Виталий Ремизов

В настоящее время возникла проблема соотнесенности «языка» эксперимента с «языком» современных тенденций образования. При этом важно сохранить свой язык как «язык живой педагогики», имеющей свои дефиниции.

В плане развития теории эксперимента целесообразно сосредоточить внимание на дальнейшей разработке научно-понятийного аппарата педагогической системы «Школа Л.Н. Толстого»,

введя его в контекст современных образовательных
тенденций;

создании условий для обоснования дидактических основ «Школы Л.Н. Толстого»;


Иншинская средняя школа
им. Л.Н.Толстого

разработке концепции научно-естественной области содержания образования в «Школе Л.Н. Толстого»;
уяснении точек соприкосновения имеющихся теорий развития личности ребенка и концепции эксперимента «Духовное и физическое развитие личности ребенка в контексте трех факторов функциональной сущности человека».

Ученые и методисты, участвующие в эксперименте, работают над проектами учебных пособий по новым предметам: для начальных классов – книги по фольклору и поэзии, по предметам Природа и труд, Русский язык с основами риторики.

Для средней школы готовятся к изданию учебные пособия по Кругу чтения («Святые таинства природы», «Отец. Отчий дом. Отечество», «Я есмь, и я люблю»); хрестоматии по Истории развития человечества (с развернутыми комментариями).

Предстоит большая работа в области создания интерактивных дидактических материалов по предметам светской духовности – Чаша жизни, Познай себя, Этика жизни.
Остро стоит проблема выработки основ научно-естественного образования в «Школе Л.Н. Толстого».


20 декабря 2002 г. на Пятницкой-12 (филиал Государственного музея Л.Н.Толстого) был создан Инновационный центр повышения квалификации нового типа при соучастии НИЛ «Школа Л.Н.Толстого» ИПК и ППРО ТО, ТГПУ им. Л.Н.Толстого, Института журналистики и литературного творчества и Государственного музея Л.Н.Толстого с двумя базовыми площадками в Москве (филиал Государственного музея Л.Н.Толстого на Пятницкой-12) и Туле (ИПК и ППРО ТО).


Большой педсовет педагогов Тульского края,
работающих по эксперименту «Школа Л.Н.Толстого».
8 сентября 2002 г.


Идея Центра – объединить духовные и материальные ресурсы учреждений образования и культуры.
Это и многое другое свидетельствует о том, что Толстовский эксперимент только набирает силу, и в намеченных проектах особое место занимает Учитель. Он – практик, осуществляющий внедрение идей эксперимента, он связующее звено между наукой и жизнью школы. От его культуры и знаний, уровня общения зависит судьба эксперимента. Без хорошего Учителя никакие идеи, как бы хороши они ни были, не обретут плоти, не станут фактом живой и необходимой людям педагогики.

Особенность Толстовского эксперимента в том, что он (в силу ряда обстоятельств) изначально был лишен возможности развиваться в чистом виде. Его вторжение в массовую школу было нелегким. Трудность была связана с неподготовленностью учителя к воплощению в жизнь принципов ненасильственной педагогики. Освоение одновременно нескольких новых предметов, новых подходов в преподавании – это другая причина небыстрого становления эксперимента. Если прибавить к этому слабую материальную базу образовательных учреждений, сложности в общении с представителями органов образования, то уместной будет пушкинская мысль – «труден первый шаг и скучен первый путь».
В этой ситуации все зависело от Учителя – пойдет ли он за тобой и твоими идеями, поверить ли тебе, преодолеет ли собственную инерцию, рутинную традиционность, с которой всегда тепло и спокойно.

НАВЕРХ


Нам, создателям эксперимента, повезло. Учитель был всегда рядом с нами – даже тогда, когда, казалось, все пойдет прахом. Вот и сейчас, когда пишу эти слова, вижу его глаза, ощущаю его дыхание, слышу его голос. Есть и сознание того, что за годы совместной работы Учитель духовно преобразился. Он совершил шаг вперед в истории собственной жизни. Он из механического транслятора перешел в ранг соучастника высокого педагогического творчества. Эксперимент пробудил в нем дух исследователя. Ему хочется обобщать свой опыт и делиться им с коллегами. Он (не без боязни!) стал разрабатывать отдельные фрагменты новых учебных пособий. Он потянулся к науке, и все активнее выступает на конференциях, семинарах. Ряд учителей начал работу над диссертациями. Но главное – изо дня в день он решает инновационные проблемы преподавания нового содержания в толстовской школе.

Иллюстрации к учебным пособиям «Час души: Проза русских писателей» (начальная школа)
Художник – Ю.Д. Федичкин

 



И.С. Тургенев. Морское плавание




А.М. Ремизов. Бабушка




А.И.Куприн. Белый пудель




В.А.Сухомлинский. Притчи





Н.С. Лесков. Неразменный рубль




А.Н.Толстой. Русский характер

Предстоит еще много работы, но она есть, и есть вдохновение, чтобы осветить свой труд и свою жизнь Божьей искрой.
В этом разделе сайта вниманию его посетителей предложены фрагменты материалов, которые по своей сути являются дискуссионными и могли бы стать предметом обсуждения на Форуме.

НАВЕРХ

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК РАСКРЫТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА (Виталий Ремизов; Игорь Ежов – 10 раздел)

РАЗУМ. КУЛЬТУРА ЧУВСТВА.САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Таблица 1. (Виталий Ремизов, Игорь Ежов)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. I — IX КЛАССЫ (начальная школа: 1-4)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. X, XI КЛАССЫ

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ (Виталий Ремизов)

КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ЭКСПЕРТИЗЫ (Ольга Заславская)

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО (Виталий Ремизов)

В начало
 

Учитель. Педагог-исследователь:

Азбука Льва Толстого
Круг чтения
Чаша жизни
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд
История развития человечества
Деятельность по интересам
Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Воспитатель дошкольного учреждения

Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа

Психолог

Опыт работы

Внеурочная деятельность школьников

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы