Учитель. Педагог-исследователь:
История развития человечества
ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЕЙ
Олег ВРОНСКИЙ,
доктор исторических наук

|
Гравюры В.А.Фаворского |
И сотой доли наследия Льва Николаевича Толстого нами не познано,
не прочувствованно, не осмыслено. Сложнейшего пути яснополянского
мудреца к высотам духа не воссоздают ни воспоминания о Толстом,
ни его поздние работы. Тяжелый духовный надлом, беспощадно критичный
анализ пройденного пути, разрыв с семьей, обществом, церковью, государством,
напряженная работа мысли, мучительный поиск истинной веры - вот
что сопровождает его в последние годы жизни.
Конечно, этот надлом, этот период исканий был подготовлен литературным
творчеством, и правы философы Серебряного века, говорившие о том,
что философия Платона Каратаева, артиллериста Тушина, Пьера Безухова
перешла в философию самого Толстого. Однако целостной философской
концепции, а тем более концепции исторического процесса, Толстым
создано не было.
Для учителя давний спор о допустимости или недопустимости оценок
исторического материала с позиций нравственности кажется просто
схоластикой. Воспитательный потенциал истории колоссален, и подход
"добру и злу внимая равнодушно" в принципе нереализуем.
Можно отдавать дань объективизму в тиши архивов и библиотек. Совершенно
невозможно учителю уйти от личностной оценки анализируемых событий,
глядя в глаза детей. Невозможно оставить без ответа их вопрос: «Почему
это случилось с Россией?».
Какие ценности должны быть положены в основу воспитания историей
учеников толстовских школ. Какими мы хотим видеть наших детей, вступающих
в XXI век?

Н.К.Рерих. Святая Русь |
Видимо, пришла пора отойти от «красно-белой» дихотомии понятий
«общечеловеческий» - «классовый», «цивилизационный» - «формационный».
Программы и пособия, создаваемые сотрудниками НИЛ «Школа Л.Н.Толстого»,
выступления, рекомендуемые их статьи и публичные
учителям учебники, сама атмосфера свободного
творческого поиска, присущая толстовским, школам, указывают
на сознательный выбор в пользу либеральной концепции исторического
процесса, либеральной традиции русской педагогической деятельности.
|
Приоритет личности, признание реформистского пути основной позитивной
формой исторического развития, власть закона и жесткое правовое
ограничение государственного вмешательства в различные сферы жизни
общества, система строгого разделения властей, цивилизованный диалог
государства и общества, их сотрудничество на благо прогресса, сохранение
национального своеобразия и доброжелательная открытость миру, надежные
законодательные гарантии собственности и гражданских свобод человека
- все это является своеобразным камертоном при оценке нами тех или
иных исторических событий, явлений, персонажей.
Такой методологический подход позволяет увидеть в истории не тематически
упорядоченную статистику, не набор поучительных рассказов, но имеющий
высокий смысл, внутреннюю логику процесс, приведший человечество
от младенческой свободы варварства - через несвободу государственного
абсолютизма - к присущему современной цивилизации глубокому осознанию
необходимости свободы и ответственности.
"Либеральная система координат" дает возможность учителю
и ученикам обрести устойчивость в формировании собственного видения
исторического прошлого, "отделить злаки от плевел".
Насколько либеральная парадигма отвечает духу Л.Н.Толстого? В какой
мере мы можем использовать наследие Толстого в процессе воспитания
историей? Думается, совершенно прав Г.П.Федотов, писавший, что "Толстой
и Достоевский немыслимы без школы европейского гуманизма, как немыслим
он сам без классического предания Греции".

Б.Спиноза
|

Б.Франклин |

Ж.-Ж. Руссо |

Г.Спенсер |

Г.Торо |
Да и сам Толстой не раз подчеркивал взаимосвязь своего творчества
с либеральными идеями Просвещения. "Руссо был моим учителем
с 15-летнего возраста, - пишет он Бернару Бувье в 1905 году, - Руссо
и Евангелие - два самые сильные и благотворные влияния на мою жизнь".
Духом либерализма проникнута литературная и общественная деятельность
Толстого в период подготовки и проведения в жизнь крестьянской реформы
1861 г. А разве противоречит страстный призыв Толстого к нравственному
самосовершенствованию, терпеливому вытеснению добром зла в себе
либеральному постулату о приоритете личности и необходимости ее
свободного творческого развития на поприще труда и познания?
Однако напрасными были бы наши попытки найти у позднего Толстого
мысли об универсальной ценности основ западноевропейской цивилизации.
Н.Бердяев пишет о глубоком презрении Толстого ко всем "лжесвятыням
и лжевеличиям истории, к ее лжевеликим людям", о его убеждении
в фальшивости "всей этой цивилизационной и социализированной
жизни с ее законами и условностями". Согласно Бердяеву, у Толстого
сложился особый, частный взгляд на историю, взгляд сквозь призму
индивидуальной жизни, ее радостей и горестей, совершенств и несовершенств:
"Жизнь историческая, национальная, задачи истории, борьба народов
и царств, великие исторические люди - все это казалось Толстому
несущественным, нереальным, обманчивой и внешней оболочкой жизни".
В начале 1890-х гг. состоялась встреча Л.Н.Толстого с талантливым
историком, одним из будущих столпов русского левого либерализма
П.Н.Милюковым. С вниманием выслушав мнение Милюкова о смысле истории,
Толстой после беседы, за чаепитием, взяв в руки нож, чтобы разрезать
торт, сказал: "Ну что ваша наука?! Захочу - разрежу так, а
захочу - вот эдак!". После этого "было бы уже невежливо
доказывать, что, в противоположность строению торта, в науке есть
свое собственное внутреннее строение", - писал Милюков.
НАВЕРХ
Категоричность толстовского отрицания испытал на себе и А.Ф.Кони
- олицетворение либерализма в системе российской юстиции. В беседах
с ним Толстой утверждал, что "жить нужно не по закону, а по
совести", и называл право "гадким обманом", а юридическую
науку - "болтовней о праве".
Диаметрально расходятся взгляды Толстого с либеральной концепцией
в одном из самых важных вопросов, затрагивающих экономику, политику,
социальную психологию, вопросе о собственности на землю. В письме
Петру Полилову, по свидетельству Т.Л.Сухотиной, Толстой высказал
следующую мысль: если Запад был образцом для подражания в деле освобождения
крепостных, то в вопросе освобождения от "земельного рабства"
(частной собственности) русский народ со своим укоренившимся сознанием
о том, что земля Божья и может быть общинной, но никак не "предметом
частной собственности", стоит далеко впереди других народов
и должен указать путь Европе в разрешении земельного вопроса.
Взгляды Толстого на земельный вопрос были лишь одной гранью цельного
образа крестьянской общинной России, сложившегося у Льва Николаевича.
В предисловии к альбому художника Н.В.Орлова "Русские мужики"
Толстой пишет в 1908 г. : "Русский народ - настоящий мужицкий
народ, не тот народ, который побеждал Наполеона, завоевывал и подчинял
себе другие народы, не тот, который, к несчастью, так скоро научился
делать и машины, и железные дороги, и революции, и "парламенты,
а смиренный, трудовой, христианский народ, который вырастил и держит
на плечах своих все то, что теперь так мучает и старательно развращает
его". Толстой жестко противопоставляет "мужицкую, смиренную,
терпеливую, просвещенную истинным христианством душу" русского
народа "развращенности и извращенности цивилизации Запада".

Не находят положительного отклика у Толстого и события, развернувшиеся
после подписания государем манифеста 17 октября 1905 г. и приведшие
к фактическому утверждению властью первой российской конституции.
Ознакомившись с манифестом. Толстой записал в дневнике: "В
нем нет ничего для народа", а о Государственной Думе писал
английскому публицисту Мориссону Давидсону: "Я надеюсь, что
этот обман скоро откроется всем и что мы, русские, будем искать
других путей". Не случайно С.Ю.Витте в своих воспоминаниях
с раздражением говорит о деструктивном влиянии на ситуацию в стране
антисобственнических взглядов, опирающихся на правовой нигилизм
и малую культурность населения. В одном ряду Витте перечисляет учение
Маркса и мысли Толстого, называя последнего "великим художником,
наивным мыслителем и большим поклонником своего "я".
Враждебно встретил Толстой и либерально-консервативную аграрную
реформу П.А.Столыпина. "Народной правды" Толстой не видел
ни в деятельности правительства, запоздало, вынужденно, но все же
ставшего на путь реформ, ни в политической борьбе российских либералов
(интересно, что в оценках парламентаризма как "великой лжи
нашего времени" Толстой созвучен своему давнему антагонисту
- К.П.Победоносцеву), ни в экстремизме революционеров. Странник,
встреченный Толстым на его "Невском проспекте" - дороге
от Ясной Поляны до Тулы, казалось, был единственным человеком, несущим
в себе эту правду. Но так ли это?
В России, вступившей в фазу модернизации, крестьянство в основной
массе своей оставалось оплотом традиционализма, носителем архаичного
реакционно-общинного менталитета. Социально-психологический тип
крестьянина-общинника был мало пригоден для нравственного самосовершенствования,
зато идеально подходил для реализации экономически абсурдных и социально
опасных идей "черного передела".
НАВЕРХ
Милюков искал объяснение взглядов Толстого на Россию в некоем "деревенском
отшельничестве" яснополянского старца: "Не поладив с поколением
шестидесятников, он... уехал в деревню... прокляв город и городскую
культуру, как скопище всякой скверны... "
Не согласимся с Павлом Николаевичем Милюковым. Тысячами нитей Толстой
был связан не только с жизнью русской деревни, но и с российским
городом, российскими политическими кругами (Александр III, Николай
II, Святополк-Мирский, Витте, Горемыкин, Столыпин - в числе адресатов
Толстого), с зарубежной общественностью.

Н.Н.Ге. Что есть истина?
Христос и Пилат. 1890
|
Объяснение социально-политических взглядов Толстого нам видится
в его неразрывной связи не с русским крестьянством, а с русской
интеллигенцией. Отторгнутая от решения политических и крупных
социально-экономических проблем, она направляла свою энергию
на разработку радикальных проектов переустройства общества на
уравнительных началах. "Идейной формой русской интеллигенции,
- писал П.Б.Струве, - является ее отщепенство, ее отчуждение
от государства и враждебность к нему". Не являются ли
подтверждением этой мысли слова Толстого
|
"В наше время правительственными людьми - императорами, министрами,
военачальниками... могут быть только люди, стоящие на самой низкой
ступени нравственного развития"?
А разве Толстому не присущи черты, характерные для русской интеллигенции,
выделенные С.Н.Булгаковым: антибуржуазность "с долей наследственного
барства", чувство виновности перед народом, стремление к "социальному
покаянию", жертвенность?
Гигантская работа по изучению вершин христианской мысли привела
Толстого к попыткам подвести под учение Христа философское обоснование
и применить его ко всем сферам жизни общества - политической, экономической,
духовной, социальной. Но вера-бунт не приносит мира душе. Вновь
- разрыв с церковью, разрыв с властью, недоумение большей части
общества, но главное - разрыв с семьей.
Религиозное бунтарство сродни бунтарству революционному. В.В.Стасов,
называя Толстого косвенным виновником событий первой русской революции,
писал Льву Николаевичу: "Разве вся русская нынешняя революция,
разве она не из вашего огнедышащего Везувия выплеснулась?".
Владимир Васильевич был не слишком далек от истины: один из крупнейших
духовных вождей русской интеллигенции, сам плоть от плоти ее, Л.Н.Толстой
безусловно внес свою лепту в углубление трагического разрыва власти
и общества, в раскачивание корабля, имя которому - Россия, и, даже
возражая Стасову, не удержался от слов: "Я радуюсь на революцию".
Почти век прошел с тех пор. Но слова Витте "Горе
стране, не воспитавшей в своих гражданах чувства законности и собственности"
- актуальны и сегодня и по существу являются краткой формулировкой
программы воспитания историей на либеральных ценностях. Дорогие
сердцу литературные образы Толстого - всегда с нами. Осмысление
философского наследия Льва Николаевича - долгая работа разума и
души нынешнего и грядущих поколений.
И.Н. Крамской. Христос в пустыне. 1872
НАВЕРХ
|
|