Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭКСПЕРИМЕНТА

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


ВИТАЛИЙ РЕМИЗОВ

ФИЛОСОФСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В современном мире, когда резко обозначился дефицит в свободной педагогике и педагогике личности, ряд философских и педагогические идей Л.Н. Толстого звучит особенно актуально.. Свобода при колоссальном чувстве нравственной ответственности за судьбу мира и рядом живущих людей, осмысленное бытие человека, потребность в единстве разума, культуры чувства, доброй воли, самосовершенствование ради служения людям, тревога за судьбу земли, неустанный поиск истины и постоянное движение к идеалу, познание которого пребывает лишь во власти самого человека и малопродуктивно, если оно навязано извне, – эти и многие другие мыли Толстого обращены не только к настоящему, но и к будущему, к тому, что необычайно важно для сегодняшних поколений людей, живущих на сломе веков, в переходное, граничащее с отчаянием время.

Трагическая судьба России такова, что в течение века она пережила слом двух идеологий – сначала церковно-монархической, потом – марксистско-ленинской.

Преодоление кризиса во многом зависят от того, как отреагирует школа, педагогическая общественность на происходящее в стране. Привычно считать, что школа – служанка государственной системы, болезни последней приводят к кризису первой: каково общество – такова школа.

Но школа, отражая противоречивость общественного развития, должна иметь автономность своего существования, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, которой придется жить и работать в будущем.

Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу социального обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Толстого.

Оно позволяет вырваться за узкие рамки той или иной идеологии, вбирая в себя многое из того, что есть в духовном опыте разных времен и народов. Оно в своей основе собственно и не учение, а методология жизни человеческого духа.

Оно не догма и не всесильно, но оно хорошо тем, что по-настоящему гуманно и открыто для сопричастности другим гуманистическим течениям мира.

Мироздание, где мириады неповторимостей, индивидуальностей несут в себе целесообразность и хаотичность мировой воли, дальние и ближние миры, согретые единой любовью. Гармония Высшего при кажущемся хаосе. Живой Космос. Живая жизнь. Живая душа. Все это в бесконечном движении, развитии, в муках становящегося бытия, и все это роднит Толстого с космическим монизмом Циолковского, ноосферой Вернадского, живой этикой Рериха, теософией Штайнера, культурной этикой Швейцера. Не случайно эти великие современники считали Толстого своим учителем. Толстовское видение мира и человека соприкасается с лучшими общественными, в том числе и педагогическими, движениями эпох. Его основу составляют всеединство любви, ненасильственное отношение к миру и окружающим людям, свобода как познанная необходимость служить добру и справедливости.

Педагогические идеи Толстого активно использовались на протяжении нескольких десятилетий. Они стали источником рождения вальдорфской педагогики, педагогических взглядов В. Сухомлинского и Л. 3анкова. “Толстовские” школы существуют в Швейцарии, Германии, Японии. Однако целостного их осмысления и внедрения в практику не произошло.
К этому и не надо стремиться. Более перспективный путь – отталкиваясь от идей Толстого, создавать концепцию гуманистического образования, которая включала бы в себя лучший опыт отечественных и зарубежных школ, имела бы психолого-социологическое обоснование.

Флигель В Ясной Поляне,
где в 1859 г.
Л.Н.Толстой открыл школу
для крестьянских детей

НАВЕРХ


“Школа Л.Н. Толстого” – это школа, живущая современной жизнью и поэтому менее всего формирующая у ребенка иллюзорное представление о мире и человеке; это школа, дающая человеку веру в возможность лучшего существования, надежду на достижение поставленных целей, любовь как закон поведения в противовес закону насилия.

Две тенденции обозначились в современном образовании. Первая – идти от ребенка, его задатков к саморегуляции его деятельности; вторая – диктовать ребенку волю старшего, подчинить его “безликую” природу социальным факторам, через технологию обучения. Крайности, как известно, сходятся. Решение поставленной проблемы – на пересечении дорог.

Другая проблема, стоящая в центре внимания участников эксперимента “Школа Л.Н.Толстого”, – слияние западноевропейской (предметно обучающей) и восточной (духовно развивающей) традиций. Опыт Яна Коменского так же значим, как опыт Конфуция. Для России, пребывающей между Востоком и Западом, такой подход может оказаться наиболее плодотворным. Л.Толстой предпринял попытку соединения двух традиций, однако это осталось вне поля зрения большинства ученых. В наше время очевидна недостаточность предметного обучения. Забвение духовных стимулов жизнедеятельности человека привело к тому, что большая часть людей страдает от бесцельности существования, отсюда – пьянство, рост преступности, торжество молоха. Разрыв духовного и предметного образования отрицательно сказался и на уровне освоения знаний: массовая безграмотность, математическая запущенность, нелюбовь к чтению, физическое нездоровье.

Третий аспект экспериментальной деятельности связан с разработкой вопросов духовной и телесной защищенности как ребенка, так и взрослого от разрушающего воздействия внешних обстоятельств.

 

Назрела проблема создания такой педагогической системы, которая в целостности раскрывала бы гуманистическую природу человека в процессе его духовного и физического становления и развития.

Двадцать лауреатов Нобелевской премии мира обратились к главам государств – членам Государственной Ассамблеи ООН – с просьбой объявить 2000–2010 годы Десятилетием культуры ненасилия. В своем обращении они указывают на страдания детей, испытывающих на себе воздействие и последствия насилия. “Мы, – пишут они, – полагаем, что каждый ребенок может сам понять, что насилие не есть неизбежность. Мы предлагаем надежду не только детям всего мира, но всему человечеству, приступая к созданию и формированию новой культуры ненасилия”.
С такими же словами надежды 90 лет назад обратился Л. Н. Толстой к членам конгресса мира в Стокгольме. Подготовленный им доклад не был зачитан: слишком непривычно звучали мысли великого гуманиста, предвещавшего великие потрясения, если человечество “не одумается”. Потребуется еще не одно десятилетие, прежде чем люди смогли осознать важность пророчества Льва Толстого.

Актуальность разработки нового содержания образования, которое стало бы достоянием грядущего века, очевидна. Пожалуй, на сегодня это самая серьезная проблема. О ней неоднократно писал и говорил незадолго до смерти акад. И.Я. Лернер. Другая проблема – поиск адекватных новому содержанию форм, способов, методов образования и воспитания. Очевидно, что они должны базироваться на уже достигнутых результатах и в то же время нести в себе несомненную новизну.
Единство нового содержания и новых форм, способов, методов его реализации станет живой реальностью, если будет созвучно идее непрерывного образования, пройдет через все ступени духовного и физического становления и развития человека.

Экспериментальные поиски могут оказаться малопродуктивными, если не будут объединены сверхзадачей. На нее в течение всей своей жизни неоднократно указывал Лев Толстой. Речь идет об идеале и постоянном раздумье человека о должном и сущем: что он есть сегодня по отношению к идеалу и кем он должен стать завтра. Толстой создает парадигму человеческого существования, согласно которой жизнь мыслящего существа протекает в поиске своего места в мире, проходит через тернистый путь испытания, сопряжена со взлетами и падениями духа. Толстой приходит к мысли о том, что каждому периоду жизни человека свойственны свои особенности, и в то же время эти периоды связаны между собой некой общей идеей. “Детство”. “Отрочество”. “Юность”, “Смерть Ивана Ильича”, трактат “О жизни”, завещание веку грядущему – последняя работа “Путь жизни” – в этих и других произведениях Толстого создана типология бытия человека, намечена программа неустанного движения к истине и идеалу – от рождения до старости и бессмертия. По существу, Толстой всю свою жизнь решал проблему непрерывного духовного совершенствования человека, непрерывного образования. Опыт художника и мыслителя в этой области знаний, к сожалению, оказался до сих пор невостребованным в должной мере. Создатели эксперимента “Школа Л.Н. Толстого” стремятся обобщить опыт предшественника, соотнести этот опыт с тенденциями современного образования и воспитания, придать ему практическую направленность.

Семь лет потребовалось создателям эксперимента “Школа Л.Н. Толстого”, чтобы выйти на главное направление научного поиска – создание системы непрерывного образования, основанной на гуманистических идеях Л. Н. Толстого, лучших достижениях отечественной и зарубежной педагогики. Системы, включающей в себя все этапы и всех участников учебно-воспитательного и культурно-образовательного процессов – детей дошкольного возраста, учеников начальной, основной, старшей школы, их родителей, студентов, педагогов, субъектов социума, заинтересованных в становлении и развитии гуманистической педагогики в современном обществе.

НАВЕРХ


В основе системы непрерывного образования, опирающейся на современный педагогический опыт, лежат три фактора – 1) содержание образования, 2) формы и методы его воплощения, 3) наличие находящихся во взаимодействии субъектов социообразовательного процесса – в их родовой общности, целостности, взаимосвязанности и в то же время в их качественной определенности для каждой из ступеней процесса образования, т. е. в единстве непреходящего, вечного и конкретно-временного, тесно связанного с возрастными особенностями субъекта становления, развития, обучения. Отсутствие сверхзадач в процессе непрерывного образования приводит к распаду единой цепи на отдельные, разрозненные звенья, своды архитектоники оказываются разомкнутыми.

Философия содержания в “Школе Л.Н. Толстого” восходит к извечной идее мудрости – к самоопределению человека как личности в контексте гуманистического идеала. При этом движение к идеалу – не самоцель, а способ существования человека, когда он через борьбу стремится отыскать соотнесенность сущего и должного (что есть “Я” сегодня и кем должно стать “Я” завтра по отношению к избранному идеалу).

Из философской установки вытекает главный метод постижения “правды о мире и душе человека” – открытие нового знания “Я” через соотнесенность собственного опыта с опытом народа и человечества.

На единстве философии Пути жизни и метода “со-опыта”, “со-осознания” строится жизнедеятельность, в том числе и учебная деятельность соучастников процесса непрерывного образования.

У каждого ребенка есть своя точка зрения, есть она и у педагога. Все пребывают в поиске, и нет довлеющей силы, которая могла бы заявить о себе как об истине в последней инстанции. Подобно этому выстраивается голосоведение в “Войне и мире”. Народы реализуют каждый по-своему свою судьбу; герои идут по дорогам жизни, и каждый из них находит свою колею, своё продолжение в неизмеримом и невидимом Духовном Космосе. Каждый из развивающихся духовно героев мог бы о себе сказать словами Сёмки, одного из учеников Толстого: “Я помню свой голос”. Природа, населённая мириадами существ, живых и мёртвых частиц, являет собой пример единения неповторимостей – всё это целокупность особенного и единичного.
Педагогический метод, открытый Толстым в общении с крестьянскими детьми, это искусство общения ученика и учителя, когда и тот и другой в равных условиях - не равновелики по знаниям, но равновелики по способу овладения знанием.

Мир великих идей жизни - это огромный массив знаний и опыта. В этот мир можно войти, но его нельзя заучить. Нечто подобное человек испытывает, входя в реку, когда он не умеет плавать и когда научается этому.

Учитель помогает ребенку научиться плавать. Всё остальное ученик выбирает сам – куда плыть, каким образом плыть, с кем плыть.
Так же и в современной “Школе Л.Н. Толстого”. Единство пространства – это атмосфера любви, добропорядочности, социального партнерства на основе уважения к индивидуальности человека.

 


В каждом из нас есть энергия жизни, она постоянно заявляет о себе, ищет формы своего самовыражения и самоутверждения. В каждом есть “святое вечности зерно”. Каждому дана своя судьба поиска истины и своего места в жизни. Не навязывание ребенку идеологических клише, а создание условий, в которых возрастала бы потребность в духовном и физическом совершенствовании, в развитии культуры понимания и культуры общения.

Восхождение по ступеням жизни,
от образования к непрерывному самообразованию – всё это совершается усилиями самого ребенка, но всё это возможно при одном условии–

 

Учитель, равно как и родители, вместе с ним пребывает в извечном поиске истины, в извечном движении к идеалу, который спускается к нему, как и к ребенку, не с небес, а постигается им изо дня в день в трудах, страданиях, радости.

 

Непрерывность образования, базируясь на родовой общности и стадиальной неповторимости, предполагает наличие констант (устойчивых мотивов), необходимых при разработке логики новых предметов. Проблемно-тематическое построение предмета константно и в каждом конкретном случае оно наполняется новым содержанием, ориентированным на возраст обучаемого, на идею последовательного, поступательного, многовариативного развертывания материала. Важен и факт создания таких предметов, границы которых были бы подвижны и проходили внутри каждого из этапов непрерывного образования. Такие предметы были созданы. Назовем их: “Круг чтения”, начиная с “Азбуки Льва Толстого”, “Природа и труд”, “Русский язык с основами риторики и стилистики”, “Чаша жизни”, “История развития человечества”, “Деятельность по интересам”.

НАВЕРХ

 

В контексте идеи непрерывного образования при НИЛ «Школа Л.Н. Толстого» уже работаю образовательные учреждения типа “Школа–сад”, охватывающие детей с 3-летнего возраста, гимназии, педагогический вуз (студенты IV курса ТГПУ им. Л.Н. Толстого имеют возможность пройти педагогическую практику в толстовских школах г. Тулы и Тульской области, получить “толстовскую” специализацию; они подключены к работе проблемных творческих групп, в которые входят преподаватели университета и педагоги-практики, занимающиеся толстовской тематикой); приобщены к ней родители.


Но самое сложное и ответственное звено в непрерывной цепи образования - это педагог. От уровня его профессиональной подготовки, личностных качеств, от его отношения к инновациям зависит быть или не быть эксперименту. Десятилетний опыт работы сотрудников лаборатории с учителями, воспитателями, представителями администрации школ и других образовательных учреждений помогает учесть то, что важно для качественной подготовки и переподготовки педагогических кадров, участвующих в эксперименте “Школа Л.Н. Толстого”.


Подготовка педагога для работы в “Школе Л.Н. Толстого” тесно связана с установками эксперимента; они обусловливают цели, задачи, актуальность и новизну предлагаемого образовательного курса.

Объект эксперимента – педагогическая система непрерывного образования и воспитания, основанная на гуманистических идеях Л. Толстого, лучших достижениях отечественной и зарубежной педагогики, реализуемая в проекте “Школа Л.Н. Толстого” как модель непрерывного образования нового типа”, ориентированная на детей дошкольного возраста, школьников начальной, основной и высшей ступеней, их родителей, студентов, педагогов.

Предмет исследования эксперимента – эффективность влияния педагогической системы, основанной на гуманистических идеях Л.Н. Толстого с учетом современных тенденций развития содержания, форм, средств и методов обучения и воспитания на интеллектуальное, нравственное и волевое развитие личности ребенка от дошкольного до юношеского возраста,
а также на качество подготовки и повышение квалификации учителя новой формации.

Цели эксперимента:
1. Создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного и волевого развития личности ребенка посредством организации учебно-воспитательного процесса на гуманистических принципах и идеях Л. Н. Толстого, а также современных психолого-педагогических технологий, способствующих переходу от обязательно-принудительного образования к самообразованию и самосовершенствованию личности. Через свободную педагогику – к самостоятельно ориентированному жизненного пути личности.
2. Разработка, апробация и внедрение в систему среднего образования нового содержания, современных форм, средств и методов обучения и воспитания, обеспечивающих становление у подрастающего поколения нравственного отношения к миру – потребности улучшить жизнь через сотрудничество, взаимопомощь, без насилия и причинения вреда природе и людям.
3. Создание педагогической системы свободных взаимодополняющих и взаиморазвивающихся конструктивных социальных отношений (по принципу сетевого взаимодействия) между всеми участниками образовательного процесса – детьми, учителями, родителями на основе признания их самоценности и потребности личностного и коллективного роста независимо от социального положения и прочих различий.
4. Переход от “Школы Л.Н. Толстого”, создающей условия для духовно-нравственного самосовершенствования учащихся, к активному гуманистическому созиданию новых социальных отношений в обществе (от просвещения подрастающего поколения – к процветающему государству).

НАВЕРХ

Основные задачи эксперимента
1. Разработка сквозной программы непрерывного образования и воспитания, построенной на гуманистических принципах духовно-нравственного самосовершенствования личности с определением специфики каждого этапа и функциональной значимости каждого ее участника.
2. Определение этапов становления и развития эксперимента с указанием ожидаемых результатов.
3. Поиск базовых образовательных учреждений, имеющих предпосылки для организации и проведения эксперимента, представляющих собой один из типов таких учреждений (массовая типовая школа, гимназия, лицей, школа-сад; городская, сельская малокомплектная школа, детский дом), осуществляющих свою деятельность в определенном социально-историческом контексте.
4. Поиск финансовых источников для создания материально-технической базы эксперимента, базовых учебных площадок с целью превращения их в экополюсы, отвечающие прогрессивным идеям XXI века.
5. Создание коллектива единомышленников из числа ученых, методистов, учителей-практиков, “управленцев”, родителей, учеников старших классов, творческой интеллигенции, спонсоров, зарубежных партнеров, поддерживающих эксперимент и способных внести лепту в его становление и развитие.
6. Изучение в каждом конкретном случае социосферы, в которой находится учебное учреждение, выработка принципов взаимосвязи всех заинтересованных сторон социообразовательного процесса.
7. Подготовка и переподготовка педагогических кадров, способных качественно реализовать на практике идеи и цели эксперимента.
8. Вовлечение родителей в сферу поддержки эксперимента.
9. Активизация довузовской подготовки школьника с цепью пробуждения у него профессионального интереса к специализации

“Толстовский” проект также предполагает:
– историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры в контексте прогрессивных тенденций развития образования в мире;

– разностороннее и своевременное развитие ребенка, постепенно переходящее в процессы самообразования и
самореализации личности;
– «образования» у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры диалогического общения, включающей в себя и культуру межнациональных и
межэтнических отношений;
– систематическое обновление содержания образования и форм обучения на основе идей “Школы Л.Н. Толстого”;
– непрерывность образования в течение всей жизни человека, преемственность уровней и ступеней образования;

– экологическое воспитание, бережное отношение человека к природе, культуре, к себе и окружающим людям;

– создание условий для творческого роста педагога, повышения его квалификации, а также родительских университетов с целью гармонизации отношений между всеми субъектами, участвующими в эксперименте “Школа Л.Н. Толстого”.


В то же время, исходя из тезиса, что в России должно поддерживать “многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования”, НИЛ “Школа Л.Н. Толстого” считает необходимым определить особенности развития своего эксперимента.
Среди них:
1) единство в образовательном процессе трех факторов, связанных с раскрытием духовной и физической культуры ребенка: разума, культуры чувства и самостоятельности;
2) развитие в человеке осознанного отношения к равновеличию трех начал: родового (планетарного), социально-видового (национального, культурно-исторического и т.д.), индивидуально-неповторимого;
3) базирование содержания и форм обучения и воспитания на принципах любви и этике ненасилия;
4) разработка методологического инструментария поиска субъектами образования своего идеала и своего места в жизни, основанного на реализации интеллектуально-познавательных, нравственно-эстетических и волевых потребностях человека;
5) защита прав ребенка, педагога, родителей с опорой на самосознание собственного, чужого и национального достоинства, противостояние всему тому, что формирует в субъектах образования комплекс неполноценности;
6) демократизация образовательных процессов через разработку методов свободного общения, обучения.

НАВЕРХ

“Школа Л.Н. Толстого” – это связующая цепь педагогических эпох. Поиск лучшего в прошлом и настоящем ради будущего согласия народов и их культур, поиск философии образования и форм его воплощения в реальном мире во имя раскрытия того лучшего, что есть в человеке, во имя служения Родине, Человечеству, рядом живущим людям.

“Школа Л.Н. Толстого”
– это высокий уровень образованности в сочетании с подлинно духовным отношением к жизни. Это попытка обратить ребенка, входящего в мир, к разумному постижению знаний о мире и душе человека, к культуре чувства как добровольному стремлению жить в согласии со своей совестью, с людьми, окружающей действительностью, к свободе выбора и самостоятельности.

“Школа Л.Н. Толстого” – это духовное и физическое здоровье ребенка, основанное на идеале человечества, нации и личного опыта самого человека. Это поиск ответов на вопросы - что есть мир, что есть “Я”, каково мое место в мире? Это школа обретения пути жизни согласно способностям, потребностям и свободному волеизъявлению каждого человека.

“Школа Л.Н. Толстого” – это восхождение по ступеням жизни к идеалу. Это непрерывность образования от рождения через детство, юность, зрелость, мудрость старости к бессмертию (ДОУ – начальная школа – базовое и высшее среднее звено школы – вуз – повышение квалификации и переподготовка кадров – родительский университет). Такая постановка проблемы предполагает переход от развития к саморазвитию, от совершенствования к самоусовершенствованию; раскрытие “Я” для нравственного служения людям.

“Школа Л.Н. Толстого” – это школа любви и ненасилия. Ненасильственное (любовное) общение, ненасильственное обучение обладают способностью сделать человека добрым и сильным. Легче ответить на зло злом, чем найти противостояние злу добрыми усилиями.

“Школа Л.Н. Толстого” – это школа социального партнерства, в которой ребенок, в зависимости от его способностей и возможностей, ощущает, осознает необходимость своего существования. Способности даны каждому: одного природа одарила музыкальным слухом, другого – склонностью к математике, третьему дала руку мастера, четвертому – глаз художника, а кому-то даровала доброе сердце, а кому-то и все вместе взятое. Образно говоря, для жизни нужны и золотая голова, и золотые руки, и золотое сердце.
Обозначенные выше направления развития “Школы Л.Н. Толстого” базируются на концептуальных основах, имеющих федеральное, региональное, собственно экспериментальное значение.

Предлагаемая образовательная программа призвана, качественно улучшить профессиональный уровень:
– учителя начальной школы,
– педагога-исследователя,
– воспитателя-исследователя дошкольных образовательных учреждений,
– воспитателя-исследователя детских домов и учреждений интернатного типа

НАВЕРХ


Диагностика учителей начальной школы, а также знакомство с их конкретным опытом указывают, с одной стороны, на профессиональный рост учителей, прошедших серьезную переподготовку при НИЛ “Школа Л.Н. Толстого”, с другой – на необходимость внесения существенных корректив в программу повышения квалификации педагогов “толстовских” школ с целью создания условий для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства опытного учителя и создания программы переподготовки для тех, кто только начинает работать по эксперименту, кому ещё предстоит овладеть всем арсеналом имеющихся в распоряжении лаборатории знаний и средств их воплощения в практику школьного образования.

Необходимость таких изменений, а стало быть, и их актуальность, продиктована, прежде всего:
1) недостаточностью общефилософской и методологической, а также психолого-педагогической культуры учителя начальных классов;
2) отсутствием серьезной экологической подготовки;
3) непродуктивностью освоения новых методов работы с учащимися;
4) незадействованностью в полной мере эвристических возможностей учителя;
5) ослабленностью научно-исследовательских потенций и стимулов у преподавателей начальных классов;
6) отсуствием в ряде случаев должных профессиональных знаний и навыков, позволяющих моделировать учебный процесс на высоком, идейно-методологическом и методическом уровне;
7) непроясненностью предшествующих и последующих зон развития ребенка (весьма поверхностное представление о логике непрерывного образования и воспитания).

Вышеуказанные недостатки особенно заметны у учителей, начинающих работать по эксперименту. Однако они дают о себе знать и в среде более опытных мастеров своего дела. В связи с этим новая образовательная программа предлагает учителю принципиально иное решение проблемы совершенствования индивидуального педагогического мастерства, которое наиболее соответствует духу толстовской этики и принципам гуманистической педагогики.

Цель программы: переход от подготовки педагогических кадров к самообразованию и самосовершенствованию, к полнокровной научно-исследовательской и научно-методической деятельности учителя, к всестороннему раскрытию эвристических возможностей и способностей педагога, к созданию школы индивидуального опыта учителя, к школе диалога культур.

Задачи, вытекающие из основной цели программы:
1) организация учебного процесса как “опыта в лаборатории” (Л. Толстой);
2) диагностирование педагогических кадров с целью определения возможностей каждого из участников эксперимента;
3) переход к проблемно-диалогическому обучению, которое позволит выйти на равновеличие субъектов образования;
4) создание микро мастерклассов, микро творческих лабораторий в границах читаемого курса;
5) активное подключение педагогов к разработке содержания образования и форм его реализации;
6) подготовка совместных научно-методических изданий, учебных пособий, другого рода методических материалов;
7) участие в жизни социокультурного округа, к которому принадлежит школа, и в трудовой деятельности, тесно связанной с экологической культурой человека;
8) привлечение к работе с учителем лучших специалистов в области гуманистической педагогики и духовной психологии, в сферах предметного знания.

Новизна образовательной программы связана с новыми содержательными аспектами подготовки учителя к “толстовскому” эксперименту, с разработкой проблемно-диалогических форм проведения занятий, с отысканием интенсивных форм подключения учителя к эвристической деятельности, к моделированию культурно-образовательного пространства, к научно-исследовательской работе.

Программа предполагает единство теоретических установок и практикумов, позволяющих учителю овладеть новым содержанием образования и методами его конкретного воплощения на уроках.


Триколич Наталья Васильевна –
учитель Толстовской гимназии (№ 3, г.Тула)

Большое внимание уделяется проблемам психологического и социального вхождения педагога в эксперимент, проблемам моделирования глобального и вербального интеллекта учителя, проблемам пробуждения в учителе интереса к ненасильственным формам жизни.

Особое место в программе занимает артистический блок, призванный обратить внимание педагога на необходимость совершенствования “актерского” и “режиссерского” мастерства.

Особый вид работы с учителями – индивидуальные консультации, когда члены лаборатории совместно с учителем выстраивают логику преподавания предмета, конкретные темы рабочего плана, совместно обдумывают дидактические подходы к изучаемому материалу и наглядную, техническую его обеспеченность. Это самый ответственный участок работы. Именно в процессе непосредственного общения ученого, методиста, учителя создаются основы будущих уроков. И все же самое главное – в необходимости убедить учителя начать самостоятельный путь восхождения к вершинам педагогического мастерства. Не секрет, что “массовый” учитель привык к готовой продукции – программа, учебник, методические разработки, курсы повышения квалификации. Но создатели “Школы Л. Н. Толстого”, активно используя традиционные формы работы с учителем, предложили ему новые, ориентируемые на путь самопреображения, самопознания, саморазвития.


Учителя, работающие в системе более 3-4 лет, т. е. вступившие во второй круг испытания новых программ и учебников, ощущают силу воздействия метода на душу ребенка. Раскрепощенность, небоязнь сделать собственный вывод, соотнеся его с мнением товарищей по классу, с реальной действительностью, найти свои собственные слова для выражения мира своих переживаний – это и многое другое ставит учителя и ученика в ситуацию поиска, подлинного открытия.

НАВЕРХ


Одна из главных проблем подготовки учителя к эксперименту состоит в том, чтобы перевести его из состояния статиста в состояние творца. Многие учителя признаются: изменение сути общения с классом (от тоталитарного, назидательного подхода – к искусству взаимопроникновения, взаимообогащения, согласия и любви) приводит к преображению всего миросозерцания.

Другая проблема подготовки учителя будущего связана с перестройкой всего образовательного процесса. В массовой школе ученик – подопытное существо. Вопросно-ответная форма обучения настолько въелась в сознание, что кажется, другой нет и не может быть. Это в массовой школе. Но есть другие пути решения проблемы приобщения ребенка к знаниям. Среди них – путь, открытый Толстым: со-творчество. Вместе созерцаем мир, вместе раздумываем о самом сокровенном, вместе осуществляем поиск слов, способных передать наше мироощущение.

Среди проблем подготовки учителя новой формации выделяется и проблема трудового участия учителя и ученика. Соучастие – это отказ от взгляда на ученика свысока, это понимание его психологического состояния в конкретной ситуации, это не только желание, а реальное действие, когда ученик и учитель решают ту или иную проблему. Помочь человеку, оказавшемуся в беде, – вместе; вскопать огород – вместе; преобразить классную комнату так, чтобы она радовала глаз, – вместе. Казалось, все это азы педагогики, но достаточно войти в школы и классы, чтобы почувствовать, как реальность далека от желаемого.

Один из центральных лейтмотивов программы – поиск всеми участниками культурно-образовательного процесса качественно новых форм, отвечающих современным тенденциям подготовки учителя будущего.
XXI век, судя по прогнозам, – век “толстовской” ориентации:
Педагогика ненасилия,
Культура ненасилия,
Самосознание ненасилия.

НАВЕРХ

Образовательная программа выстраивается таким образом, что дает возможность слушателю
– подняться на более высокий уровень философской, педагогической и психологической подготовки,
– через систему специальных заданий и решение проблемных ситуаций сначала с помощью куратора раздела, а впоследствии и самостоятельно освоить суть нового содержания преподаваемых предметов и своеобразие методов обучения,
– обрести исследовательский опыт организации своей деятельности и осмыслить наиболее рациональные пути, ведущие к моделированию инновационной деятельности,
– вступить в диалог с разработчиками программ, новых предметов, новых учебных пособий для учащихся.

Где бы ни работал педагог, какую бы педагогическую систему он ни исповедовал, пройдя через освоение разделов предлагаемой образовательной программы, он узнает много нового и полезного для своей деятельности. Не каждый слушатель после наших курсов захочет работать по «толстовской» системе, но если у него появится потребность использовать в своей педагогической практике отдельные элементы системы, то разработчики программы могут считать свой труд не напрасным.
Программа рассчитана на 132 часа. Формы обучения: с отрывом и без отрыва от производства, включая дистанционное обучение. Распределение часов по блокам указано в учебном плане.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве. 
 

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы