Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

 Дошкольное образование

ПРОГРАММЫ

ИСТОКИ
ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ
ЧАША ЖИЗНИ


ЧАША ЖИЗНИ. Перспективное планирование количества занятий и тем (Любовь Короткова)


ЛЮБОВЬ КОРОТКОВА - АВТОР РАЗДЕЛА

Душа ребенка – хрустальный шар и задача взрослых не расколоть его, сохранить в первозданной чистое и целостности.
«Не торопись расти, еще успеешь наработаться» – часто слышим в адрес ребенка произнесенные слова.
Не торопись, но ведь мир так интересен, в нем столько тайн, завесу над которыми взрослые не разрешают приоткрывать, так как ты еще маленький.
Успеешь наработаться, а разве сейчас он не работает. Долго, кропотливо собирая из конструктора гоночную машину, или строя для нее гараж, или даже глядя на часы и высчитывая сколько осталось до той минуты, когда придет мама и заберет его домой. Он работает! Работает изо дня в день перебрасывая целые тонны «руды», чтобы отыскать так необходимый ему золотничок. А с ним как с маленьким все еще «сюсюкают-пусюкают». Его что, не любят?
Нет, малыш, тебя очень любят. Именно поэтому мы и постарались сделать мир в детском саду насыщенным разными очень важными для тебя вопросами и вместе с тобой искать на них ответы.
Почему плачет крокодил? Отчего небо синее, а трава зеленая? Куда деваются паучки-червячки зимой? Можно ли прожить на свете без любви? Что делать, чтобы быть хорошим другом?
Они, эти вопросы, сложны для тебя и ты мучаешься, ища ответ на них ответы, - трешь лоб, теребишь рубашечку, порой прячешь газа и долго потом сидишь где-нибудь в уголке задумчивый. Но именно они, эти вопросы, помогают тебе стать сильнее духом, умнее разумом, а главное добрее. Они дают ответы на вопросы из
истории – кто такой Дмитрий Донской и чем от прославил Русь?
географии – кто открыл Америку?
экологии – как не навредить живому? Учат ухаживать за собой, следить за своим здоровьем, прививают уважение к труду, развивают чувство прекрасного.
И это все – новые, созданные для тебя предметы «Чаша жизни, Твое здоровье, История и культура русского народа».
Каким должен быть педагог, работающий в «Школе Л.Н.Толстого». Никто не спорит, что это – человек высоко нравственный, владеющий современными методиками и технологиями дошкольного образования, интелллектуально развитый, творческий.

Воспитателей дошкольных образовательных учреждений мы любим и бесконечно уважаем за другие качества. Они удивительно умеют чувствовать детей, реагировать на любые, даже малейшие их проявления. Они уважают детские желания, потому что любой ребенок – личность, достойная уважения. Они не позволяют себе сорваться и наказать ребенка совсем не потому, что дети необыкновенно послушны и дисциплинированы, а потому, что ребенок не может позволить себе этого по отношению к воспитателю.
Они очень любят своих воспитанников всех вместе и каждого в отдельности не зависимо от их недостатком, в которых , зачастую бывают повинны не дети, а окружающие их взрослые. Как им будет потом тяжело в жизни с этими недостатками! Именно поэтому ребенок и заслуживает любови, за свои сегодняшние и завтрашние муки.

А еще они свободные люди, свободные от страха быть не понятыми и принятыми окружающими людьми. И эту свободу они культивируют в группе, в работе, в общении с детьми, а значит в самих детях. Они творцы, преданные душой своему делу и детям и сами достойные уважения.

НАВЕРХ

ПРОГРАММА"ИСТОКИ"
(Любовь Короткова)

Наше общество переживает сложный переходный период от забвения родной культуры, духовного наследия предков, тоталитарной духовной и личностной нищеты к развитию действительно свободной личности, взращенной на вечных и нетленных ценностях человеческого опыта. Именно к таким ценностям относятся национальные традиции и мировая культура, которые формируют у человека истинное понимание добра и зла, свободы, чести, совести и личностное отношение к общечеловеческим ценностям.

Помочь подрастающему поколению в приобщении к мировым художественным и культурным ценностям, памятникам материальной и духовной культуры, раскрыть перед ними все богатство достижений человеческого духа, формировать морально-нравственные личностные качества, творчески развивать индивидуальные способности – это основные задачи, стоящие перед педагогическими коллективами дошкольных образовательных учреждений.Педагоги ДОУ должны открыть перед ребенком окно в удивительный и многообразный мир архитектуры и живописи, музыки и литераторы, мифов и сказок, истории, географии, народных игр, традиций.

Для формирования основ мировоззрения детей дошкольного возраста особенно важно знакомить их с крестьянским складом жизни, народными обычаями, декоративно-прикладным искусством, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Программа "Истоки" является программой дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста (5 –7 лет). Она включает в себя знания по истории, рассчитанные на дошкольный возраст, с момента зарождения жизни на Земле до начала XX века. Исторические сведения, в первую очередь рассказывают о человеке как личности, как частице окружающей природы. Позже знания о человеке выведут ребенка к пониманию явлений окружающего мира, роли человека в истории, взаимовлияния человека и окружающего мира.

Занятия по программе "Истоки" проходят последовательно в старшей и подготовительной к школе группах детского сада один раз в неделю (36 занятий в год) в каждой возрастной группе.

По усмотрению педагогов ДОУ, содержание программы может быть реализовано за один год работы с детьми в подготовительной группе. В таком случае количество занятий в неделю увеличивается до 2-х занятий (72 занятия в год). Однако автор не рекомендует проводить все 72 занятия в старшей группе детского сада из-за сложности для понимания детей тематики и программных задач занятий. Если в ДОУ нет подготовительной группы, педагогам лучше использовать второй вариант программы, имеющий название "Родники России", который предполагает изучение отдельных тем курса истории дошкольников. Цели и задачи второго варианта программы ("Родники России") остаются прежними.

Занятия по программе "Истоки" или ее второму варианта "Родники России" могут составлять отдельный предмет "История и культура русского народа" (или "История для дошкольников") и входить в нормативное число занятий, или войти в цикл занятий по познавательному развитию, или занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи и т. п. по усмотрению педагога.

Длительность этих занятий соответствует требованиям государственной программы воспитания и обучения в детском саду. Однако наиболее успешно занятия проходят при комплексном решении программных задач и интеграции предметов.

Например:

музыкальное занятие
рисование
лепка
аппликация
конструирование
С ознакомление с окружающим дошкольников зазвитие речи риторика
физкультурное занятие
(возможно любое другое сочетание).

Программа "Истоки" может быть подготовительным этапом для исторического образования младших школьников. Последовательность изложения исторического материала позволяет сформировать у детей историко-временные представления и будут способствовать систематизированному восприятию курса истории в начальной школе.

Основное содержание программы представлено в таблице и дано в хронологической последовательности, что помогает заложить систему знаний и представлений ребенка о человеке и окружающем мире:

- древнейшее прошлое человечества (палеолит, мезолит, неолит - 2 млн. лет до н. э. - 5-6 вв );
- славянский период, раннефеодальное государство, Киевская Русь (6-11 века);
- средневековье - 14-17 века;
- новая Россия, эпоха просвещения и буржуазных отношений в России (18-19 века);
- современность и мы - 20 век.

Материал расположен по разделам: костюм, обряды-игры, труд- приметы-традиции-промыслы, музыка, архитектора, скульптура, литература, живопись, представления человека о мире, технические достижения, организация общества.

Данной таблицей можно пользоваться при работе с детьми по любому варианту программы. Отличие заключается лишь в том, что для работы по первому варианту материал располагается по временным периодам (горизонтально), а для работы по второму варианту - по разделам (вертикально), как бы пронизывая исторические пласты сверху до низу.

В процессе изучения курса истории с детьми дошкольного возраста педагогам необходимо учитывать следующее:

- ребенку следует давать представления о прогрессе человечества, о росте его духовности, человека необходимо показать как индивидуальность с широким кругом интересов;

- материалы должны быть представлены ярко и убедительно;

- на первом месте следует поставить историю человека, а затем историю России, государства;

- история для дошкольников должна быть лишена излишней политизации.

"Истоки" – новый предмет, созданный Л.В. Коротковой, методистом научно-исследовательской лаборатории "Школа Л.Н.Толстого" при Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области.

В Концепции развития образования до 2015 года (под ред. Давыдова) констатируется факт – в обществе и государственной политике в области образования появилась тенденция к духовно-нравственному развитию детей: приобщение их к национальной культуре, мировым ценностям, ознакомление с историко-культурным наследием предков. Так как в Государственной "Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста" под ред. М.А. Васильевой отсутствует само понятие "Духовно-нравственное воспитание"; раздел нравственное воспитание представлен материалами социально и политически устаревшими (ознакомление с образом В.И. Ленина, праздник 7 ноября и пр.), возникла необходимость написать программы "нового поколения".

Программа дополнительного образования "Истоки" решает эти и многие другие задачи развития и воспитания детей. Она способствует формированию основ мировоззрения у ребенка, приобщает к истокам народных традиций, осознанию ребенком своей причастности в великой культуре родного народа. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В настоящее время к нам постепенно возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздника, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Программа "Истоки" помогает детям с самого раннего возраста понять, что они часть российского народа. В ней широко используются все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Одна из задач программы "Истоки" состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки, до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

НАВЕРХ

Задачи предмета «История культуры русского народа»
к программе «Истоки» («Родники России»)

1. Проследить вместе с детьми исторический путь развития человека:
морально-нравственные, эстетические, технические достижения .
2. Познакомить детей с историей возникновения и развития России, как государства.
3. Познакомить с основными историческими событиями в России, географическими открытиями .
4. Познакомить с историей и географией как науками .
5. Показать детям место и значение отдельной личности для истории (на примере Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, М. И. Кутузова).
6. Расширять представления детей о видах искусств, их взаимопроникновении и взаимозависимости.
7. Познакомить с историей возникновения и развития некоторых музыкальных инструментов, жанров живописи, видов построек.
8. Познакомить детей с историей развития письменности.
9. Учить детей понимать произведения искусства, эмоционально откликаться на них.
10. Познакомить детей с народными праздниками, традициями, обычаями, их значением в жизни человека.
11. Уточнить и расширить знания детей о народных промыслах, предметах быта, одежды.
12. Познакомить детей с причинами возникновения первых верований человека, их разновидностями .
13. Способствовать духовно-нравственному развитию ребенка.
14. Показать детям красоту и величие русского народа. Воспитывать гордость за соотечественников, желание быть похожими на них.
15. Развивать детское творчество, фантазию, воображение .
16. Развивать логическое мышление, умение делать выводы, аргументированно высказывать и доказывать собственную точку зрения.
17. Учить детей избегать конфликтных ситуаций, мирно оканчивать споры, не слишком упорствовать в отстаивании мнения и уважать мнение других, признавать свои ошибки.
18. Прививать навыки культуры общения и поведения в коллективе.

НАВЕРХ

ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ
(Любовь Короткова)


“Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, работники дошкольных учреждений должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка” (из “Программы воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А. Васильевой).

Сохранение физического и психического здоровья ребенка, полученного им при рождении, укрепление его физических сил, защита от последствий экологических кризисов и нравственного перелома в жизни общества – вот основные задачи, стоящие сегодня перед педагогами любого дошкольного образовательного учреждения. Кроме этого, мы обязаны воспитать ребенка как личность, сформировав у него положительные нравственно-волевые черты, навыки культурного поведения и общения со сверстниками и взрослыми.

Решению этих задач призвана служить программа дополнительного образования дошкольников «Твое здоровье». Ее содержание рассчитано на двухлетнюю работу с детьми детского сада, если есть класс шестилеток (средняя и старшая группа), или три года занятий, если такого класса нет (средняя, старшая, подготовительная к школе группа). При двухлетнем курсе занятий часы распределяются следующим образом:
18 часов – 1 занятие в две недели для средней группы;
36 часов – 1 занятие в неделю для старшей группы.

При трехлетнем курсе занятия в любой возрастной группе проводятся один раз в две недели (по 18 занятий в год). Они могут включаться в занятия по развитию познавательной деятельности детей, экологические, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (как самостоятельное), в любое другое занятие (как одна из частей). Наиболее оптимальное количество детей на занятиях – не более 15 человек. Педагогу важно помнить, что для проведения занятий необходимо активизировать познавательный интерес воспитанников путем постановки вопросов поискового характера, проведения с детьми микроисследований, опытов, наблюдений. Важно не столько рассказать материал по какой-либо теме, сколько создать ситуацию, в которой ребенок сам сможет провести отбор доказательств, проанализировать причины, сделать выводы.

Занятия по программе “Твое здоровье” могут проводить воспитатели групп или специалисты – преподаватели дошкольного образовательного учреждения (инструктор по физкультуре, плаванию, руководитель студии и др.). Они проходят в форме беседы с решением задач-ситуаций при опоре на имеющийся опыт детей, с использованием конкретных примеров из жизни детей в детском саду, дома.

Особое внимание следует уделять неформальной обстановке в группе, системе взаимоотношений между детьми, детьми и педагогом во время занятий. Данные занятия могут проходить в комплексе с разучиванием песенки, просмотром диафильма, чтением отрывков из произведений и т.д., интегрируя задачи различных методик. Например, беседу на тему “Твоя красивая осанка” можно провести в комплексе с занятиями по хореографии или физическому развитию детей. В подобном случае подготовка к занятию осуществляется совместно с тренером или музыкальным руководителем ДОУ.

Длительность занятий в каждой возрастной группе определяется в соответствии с государственной программой воспитания и обучения детей в детском саду.
В течение года следует провести несколько итоговых занятий, форма их проведения может быть любой (викторина, вечер развлечений, конкурс, концерт и т.д.).
Все темы занятий сгруппированы в четыре блока:
1-й блок: “Как живет организм” – включает в себя темы, знакомящие детей с жизненно важными органами человека, принципами их работы и взаимодействия, с нормами поведения человека, направленными на сохранение своего здоровья.
2-й блок: “Наши болезни” – знакомит детей с наиболее распространенными болезнями (грипп, ангина, простуда), причинами их возникновения и способами предупреждения, а также с нормами поведения во время болезни близких ребенку людей; с лекарственными растениями и способом их применения.
3-й блок: “Чтобы не случилось беды” – рассказывает детям о нормах поведения, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать несчастных случаев, способах оказания первой медицинской помощи и правила поведения в экстремальных ситуациях.
4-й блок: “Чтобы быть красивым” – поможет детям понять, что такое физическая и духовная красота человека.
Последовательность изучения блоков определяется самим педагогом, однако последовательность тем в каждом блоке желательно сохранить как в предложенном варианте.
Программа “Твое здоровье”, являясь программой дополнительного образования, имеет своей целью сохранение физического, психического здоровья детей 4 – 7 лет, развитие нравственных качеств личности ребенка посредством:
– обучения детей правильным действиям в сложных жизненных ситуациях и во время болезни;
– выработки навыка поведения в экстремальных ситуациях, способности предвидеть их;
– воспитания умения управлять своими эмоциями в момент общения со взрослыми и сверстниками.
Задачи программы “Твое здоровье”:
– познакомить детей с жизненно важными органами человека, принципами их работы и взаимодействия, условиями, необходимыми для их правильного функционирования; с наиболее распространенными болезнями (грипп, ангина, простуда), причинами их возникновения и способами предупреждения, с нормами поведения во время болезни близких и родных; с основными лекарственными растениями своей области, способами их заготовки и применения;
– познакомить с приемами по защите жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих безопасности детей условиях; познакомить со способами оказания первой медицинской помощи пострадавшему; познакомить с правилами поведения и действиями в чрезвычайных ситуациях;
– учить детей управлять своими эмоциями;
– научить детей взаимодействию со взрослыми и сверстниками, близкими и посторонними людьми.

НАВЕРХ


ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ
(средняя группа)

1. Приучать детей следить за осанкой.
2. Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим. Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников. Совершенствовать навыки вежливого обращения к сверстникам и взрослым.
3. Воспитывать стремление вести себя сдержанно. Учить управлять своими эмоциями.
4. Продолжать воспитывать стремление к опрятности, привычку следить за своим внешним видом. Совершенствовать умение самостоятельно раздеваться и одеваться, аккуратно складывать и вешать одежду; с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать).
5. Учить самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
6. Учить чистить зубы. Закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.
7. Учить налаживать общение с незнакомыми ровесниками, с младшими и старшими детьми.
8. Закреплять правила дорожного движения: улицу переходить в специальных местах, только на зеленый сигнал светофора.
9. !! Учить правильно пользоваться лестницами, соблюдать дистанцию во время передвижения.
10. !! Учить самостоятельно находить себе занятие в соответствии с собственными интересами и нуждами окружающих, оказывать посильную помощь родным и близким.

Значком !! обозначены задачи, превышающие стандарт образования детей данного возраста.

Примерная перспективная тематика занятий
для детей 4 – 5 лет (средняя группа)

Блок

Темы

К-во часов

I. Как живет организм

Тетушка Зубная Щетка

1

II. Наши болезни

Советы доктора Айболита

2

III. Чтобы не случилось   беды

1.      Как нужно ходить по лестнице (занятие-практикум).
2.      Ты остался дома один.
3.      Если дома случился пожар.
4.      Мы гуляем во дворе.
5.      Мы пошли в лес.
6.      Мы на пляже.
7.      Умеешь ли ты переходить улицу.
8.      Если ты потерялся.
9.      Мы едем, едем, едем (как вести себя в городском транспорте).

1

1
1
1
1
1
1
1
1

IV. Чтобы быть красивым

1.Ах ты, девочка, чумазая.
2.В гостях у Мойдодыра

2
2

Два занятия итоговые (в 1-м и 2-м полугодии для заполнения диагностических карт на детей с целью учета усвоения и корректировки программы)

Итого: 18 часов 

 

НАВЕРХ


ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ
(старший дошкольный возраст)

!! 1. Познакомить детей с жизненно-важными органами человека (сердце, легкие, желудок), с условиями, необходимыми для их функционирования. Дать общее представление о значении головного мозга для жизнедеятельности организма.
!! 2. Обобщить знания детей о наиболее распространенных болезнях (грипп, ангина, простуда), познакомить с причинами их возникновения и способами предупреждения; с нормами поведения во время болезни близких.
!! 3. Закрепить знания детей о лекарственных растениях края, способами их заготовки и применения.
!! 4. Познакомить детей со способами оказания первой медицинской помощи пострадавшему; правилами поведения и действиями в чрезвычайных ситуациях.
!! 5. Закрепить у детей навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками, близкими и посторонними людьми.
!! 6. Воспитывать привычку управлять своими эмоциями.
7. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия при достижении цели, подчиняться требованиям и общепринятым нормам поведения; в своих поступках следовать хорошему примеру.
8. Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, полоскать рот утром после еды, мыть ноги перед сном, пользоваться только индивидуальным полотенцем, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрывать рот платком, отворачиваться в сторону.
9. Учить соблюдать правила уличного движения и поведения на улице, мостовой, переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами, не играть на проезжей части дороги.
10. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, вежливо говорить товарищу о неполадках в его костюме, обуви, помогать устранять их.

Примерное тематическое планирование для детей 5 – 7 лет
(старший дошкольный возраст)

Блоки

Тема

Кол-во

часов.

1.Как живет организм

1. Сердце.
2. Наши легкие.
3. Желудок и кишечник.
4. Улица Здоровой пищи.
5. Наш главнокомандующий – мозг.
6. Что нам помогает познать мир.
7. Зубы.
8. Организм человека нужно содержать в порядке, это сложный механизм (итоговое).

1
1
1
1
1
1
1
1

 

II. Наши болезни

1. Когда болит горло.2. Если простудился.
3. По улицам “бродит” грипп.
4. Если мама заболела.
5. Боли в животе.
6. Если нужно лечь в больницу.
7. Ссадины, царапины, ушибы, укусы.
8. Что нужно знать о лекарственных растениях.
9. В стране “Здоровья” (итоговое).

1
1
1
1
1
1
3
1

III. Чтобы не случилось беды

1. Дядя Степа-светофор.
2. Загорелся кошкин дом.
3. Добрый доктор Айболит (несчастные случаи и их предупреждение).
4. Аптечка первой помощи.
5. Как правильно вести себя с незнакомыми людьми.
6. Береги себя (итоговое).

2
1
2

1
1
1

IV. Чтобы быть красивым.

 

 

1. Умывание и купание.
2. Твоя красивая осанка.
3.Сон и сновидение.
4.Воспитание своих эмоций.
5.Вредные привычки.
6.Как нужно одеваться.
7.Когда не хочется идти в детский сад.
8.Что значит быть красивым (итоговое).

1
1
1
2
2
1
1
1

 

НАВЕРХ

ЧАША ЖИЗНИ
(3-7 лет)

Данная программа является первой ступенью изучения программы "Чаша жизни". Она рассчитана на детей дошкольного возраста (3 – 7лет). Основная цель программы – поддержать в ребенке вещую душу, ощущение родства единичного и всеобщего, природы и человека, ощущение себя как частицы Космоса; оказать помощь ребенку в поиске бессмертного смысла его существования, раскрытии возможности духовной свободы, в поиске пути к правде о мире и душе человека.
Программа должна стать фундаментом для духовного становления ребенка.

Она не предполагает специального отбора детей в дошкольные группы, рассчитана на детей разных национальностей с различным уровнем способностей, интересов.

Выполнение цели, задач и содержания программы возможно лишь при личностно-ориентированной модели воспитания, что, в первую очередь, предполагает, уважение к личности ребенка, соблюдение индивидуального подхода к его развитию в соответствии с его возможностями и желаниями, а также высокогуманную систему отношений между педагогом и детьми. Следует отметить высокие требования к педагогу, выдвигаемые самой структурой программы как в плане его нравственно-этического, духовного, культурного развития, так и в плане его педагогического мастерства.

Программа состоит из 8 блоков, адаптированных к дошкольному возрасту, и 120 тем.
Каждая тема имеет примерный календарь занятий в каждой группе, порядок и количество которых может меняться в зависимости от местных условий, материальной базы, интересов детей, состояния их здоровья и т. д.

Программа предполагает свободное изложение содержания тем в любой форме и в удобное для педагога время. Так, занятие на тему "Космос и звезды" можно провести во второй половине дня, когда вечернее небо будет покрыто звездами. Желательно, чтобы форма доверительных бесед, обсуждения вопроса, загадках, "путешествий" в мир открытий, комплексных занятий превалировала над классическими формами занятий.
Часть предложенных тем педагог вправе вынести в свободную деятельность детей.
Программа не допускает политизации исторических событий прошлого и настоящего.
"Чаша жизни" призвана заложить основу эмоционально-образной памяти, духовной культуры, привить эстетический вкус, сохранить детскую душу в чистоте помыслов и нравственных порывов.

Обоснование актуальности предмета “Чаша жизни”

"Чаша жизни" – новый предмет, созданный в лаборатории "Школа Л.Н.Толстого", он предлагается детям не ради эксперимента. Он возник в процессе живого общения с детьми, когда дети задавали любые их вопросы, а наставник вместе с детьми искал ответы на них.
Главная цель предмета – поддержать в ребенке вещую душу, ощутить вместе с ним родство единичного и всеобщего, природы и человека, частицы и Космоса, помочь ему отыскать бессмертный смысл его существования, расширить возможности духовной свободы, открыть ребенку путь к правде о мире и душе человека, сформировать через сферу эмоций культуру памяти, не дав заглушить в нем глас природы.


По существу, речь идет, о создании предмета для духовного становления ребенка.
"Чаша жизни" – предмет не для запоминания, не для оценок, он менее всего располагает к традиционным формам опроса. Связанный с мироощущением и мировидением ребенка, он призван сформировать внутреннюю свободу, культуру чувств, культуру понимания, культуру общения. Все это должно прийти к детям через миф, сказку, поэзию, изобразительное искусство, через собственные раздумья, индивидуальный поиск своего места в мире, ощущения своей неповторимости.

Программой предусмотрены различные формы активизации детского воображения, творчества – выражение себя в красках, звуках, подборе изобразительного и музыкального материалов.
"Чаша жизни" как предмет призван непроизвольно, через всю систему вопросов, заданий, раздумий, разных форм общения заложить основы эмоционально-образной памяти.
Дети воспринимают мир ярко и необычно, и вся последующая жизнь человека подчас зависит от детских воспоминаний. Чем богаче и чище воспоминания, тем больше нравственной чистоты в его помыслах и поступках.

Только из собственного опыта ребенок выносит те или иные принципы жизни, а если не встречается с таковыми, то становится скептиком и циником.
Занятия "Чаша жизни" – это беседы, в которых все равны и потому происходит взаимообогащение духовно близких людей. При этом нельзя ни на минуту забывать о природе детского сознания. Ребенок отталкивается от собственного восприятия, он менее всего расположен к "головной" жизни.

"Мы думаем, – замечает Толстой, – что душа ребенка – чистая доска, на которой можно записать все, что захочешь. Но это неправда, у ребенка есть смутное представление о том, что есть то начало всего, та причина существования его, та сила, во власти которой он находится, и он не имеет то самое высокое, неопределенное, невыразимое словами, но осознаваемое всем существом представление об этом начале, которое свойственно разумным людям".
"Чаша жизни" – это система понятий, корни которых скрыты глубоко в сердце. Отсюда и путь постижения этих понятий – через поэтические образы, мифологические картины, таинственные символы, через богатство красок и звуков окружающего мира.
"Чаша жизни" допускает свободное обращение педагога с тематической структурой предмета.
Педагогика Толстого – это не столько методика преподавания, даже не столько искусство общения наставника с учениками, сколько методология жизни человеческого духа. Она не для избранных, а для каждого. Обращение к ней помогает нам разобраться в сложных вопросах существования, через чувство и разум постичь правду о мире и душе живущего.

НАВЕРХ

ПРОГРАММЫ

ИСТОКИ
ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ
ЧАША ЖИЗНИ


ЧАША ЖИЗНИ. Перспективное планирование количества занятий и тем (Любовь Короткова)


 



 

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы
Отечественные производители производят хорошие товары, поэтому российские матрасы имеют спрос.