0 Школа Л.Н. Толстого
Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Новые предметы: Познай себя

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
"ПОЗНАЯ СЕБЯ" (7 – 8 классы)

Идея проекта – Виталий Ремизов


Авторы: Виталий Ремизов, канд. филол. наук,
Валентина Екимова, доктор психолог. наук,
Елена Мелешко, доктор филос. наук


Рембрандт.
Портрет старика.

Тициано Вечеллио, или Тициан.
Портрет мужчины с перчаткой.

Тропинин. Портрет сына художника

 
"Познай себя" - новый предмет
в учебном плане школ, работающих
по толстовскому эксперименту.
 

"Познай себя" (7-8 классы)


вместе с курсами "Чаша жизни" (1-5), "Этика жизни" (9-10), "Из истории философских и религиозных учений", "Этика ненасилия" (10-11) образует цикл предметов, призванных пробудить в учащихся интерес к духовной культуре, раскрыть систему основных понятий культурологической значимости, помочь перейти от форм познания к формам самопознания и нравственного самосовершенствования.
"Познай себя" - предмет, обращенный к ученикам, вступающим в переходный возраст своего развития. Отсюда главная задача курса - дать представление об основах нравственно и физически здорового образа жизни, оказать ученикам помощь в вопросах становления личностного самосознания («самостоянье человека»).

МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕДМЕТА:

1. При освещении курса важно избежать навязывания детям той или иной точки зрения. Многоакцентность изложения материала, его полифоническая подача, ориентированность на проблему свободы выбора.

2. Нeприятие идеи философского монизма как единственного способа миропонимания и одновременно убежденность в важности нравственных абсолютов, непродуктивности этического релятивизма в вопросах становления жизненной позиции ученика.

3. Верность такту действительности при общении ученика и учителя, отход от идеализация тех или иных сфер жизнедеятельности человека.

4. Актуальность содержания предмета, его ориентированность на предшествующий и современный опыт человечества, его персонификация, направленность на защиту ребенка от экспансии взрослого и методов насильственного обучения, на активизацию внутренних мотивов деятельности учащихся.
6. Освещение проблем с точки зрения трех начал – общечеловеческого, конкретно-исторического, индивидуально-неповторимого.

7. Приверженность этике ненасилия.

8. Следование идее всестороннего развития личности при доминирующем значении принципа первичности духовного в сфере нравственного определения.

Методика подачи материала определяется его спецификой и особенностями возрастной психологии ребенка.

Авторы убеждены, что никто не владеет истиной в последней инстанции.

НАВЕРХ

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА


Содержанием предмета являются теория, история и опыт самопознания человека в контексте культуры. Этим Делакруа. Гамлет.
определяется междисциплинарный, энциклопедический
характер данного курса, не имеющего аналогов в области гуманитарного образования.



Делакруа. Гамлет.

 

Курс "Познай себя" включает в себя информацию из следующих сфер знания: философии, истории, религиоведения, культурологии, социологии, психологии, этики, эстетики, природоведения, истории и методологии науки, медицины, гигиены, физической культуры.
Характерная черта программы - соединение теоретических знаний с практическим подходом к проблемам самонаблюдения, самоанализа, самовоспитания.

Жизненная направленность курса предполагает

в области психологии

самоанализ, психофизическую регуляцию сознания,
самоконтроль над сферой чувств,
прикосновение к бессознательному;

в области эстетики

развитие эстетического вкуса, многомерность восприятия и осмы­сления объектов культуры;

в области этики

овладения принципами самосовершенствования и этики ненасильственного отношения к миру и людям;
осознание чувства долга,
постижение путей к счастью и гармонии,
умение преодолевать трудности,
знание недостатков и путей их устранения;

в области социологии

овладение основами общения,
выработка навыков культуры поведений в семье, обществе;

в области медицины

понимание и практическое использование главных правил сохранения здоровья;

в области природоведения

единение с природой,
благоговейного отношения к жизни,
сострадание ко всему живому,
ориентированность человека в экстремальных условиях;

в области религиоведения

развитие способностей постижения сверхчувственного, воспитание веротерпимости, актуализация представлений о жизни как нравственном миропорядке;

в области философского

переход от знания к самопознанию, постижение духовного как основы бытия человека, способность к ведению "большого диалога", овладение искусством проникновения в "чужое сознание", приятие взаимосвязанности трех начал: общечеловеческого, конкретно-исторического, индивидуально-неповторимого.

Предмет строится на основе сочетания научных, научно-публицистических и художественно-образных текстов. Широко используются фольклорные, мифологические, литературные произведения, фрагменты научных статей, афористические жанры в мире мудрости, тесты психологической и социологической направленности.

Методическое оснащение предмета включает в себя вопросы и задания творческого содержания, рекомендации. Одни из них адресованы ученику и учителю (Читаем и размышляем вместе), другие - семье (В кругу семьи), третьи – личности ученика (Наедине с собой).

"ПОЗНАЯ СЕБЯ" (7 – 8 классы)
Объем часов –120.



В.А.Серов. Мика Морозов.

 

 


"Люди не рождаются,
а становятся тем, что они есть"

К-А. Гельвеций


"Antropos mikros kosmos"
(Человек - это микрокосм).


Демокрит.

Введение.

"Познай себя – и ты познаешь Вселенную" (Пифагор)




ГЛАВА 1.
ДУША – ЦЕНТР ЖИЗНИ.

1. Душа: за и против. Образы души в мифах, сказках, историях. Душа как предмет религиозно-мистического, научного, нравственно-эстетического истолкования.
2. Душа и тело: от знания к самоощущению и самопознанию. Три великих вопроса, или об искушении дьяволом Христа в пустыне. Нестихаемый спор о свободе человека. Твой выбор.
3. Порывы души. Влечение к добру, красоте, истине. «Бездны души». Большие и маленькие трагедии жизни.
4. О бессмертии души и принципе "вседозволенности". Почему человек боится смерти. О единстве вечного и временного.
5. Что значит заботиться о душе. Из антологии мудрости.

НАВЕРХ

ГЛАВА 2.
ОТКУДА «Я»? ГДЕ МОЕ НАЧАЛО?
(О психике и научном познании).



Микеланджело.
Сотворени человека. Фрагмент.

Психическое отражение - форма отражения, присущая живым организмам. Эволюция психического отражения.

1. Зеркала психического отражения:

а) зеркало психического отражения: от раздражимости клетки к интеллекту.
Раздражимость клетки и чувствительность живого организма - первые формы психического отражения.
Первый этап развития - элементарная сенсорная психика.
Перцептивная психика животных и синтетический образ
миpa. От инстинктивного поведения к умению и навыку.


б) Мыслят ли животные?
Элементарные рассудочные действия животных. Усложнение строения нервной системы и совершенствование психического образа окружающего мира.
Интеллектуальная психика высших животных: две фазы интеллектуального действия. "Речь" животных: потенциал и реализация.

2. Пробуждение сознания: нелегкий путь к Человеку. Пути эволюции. Деятельность первая - орудийная. Деятельность вторая - коммуникативная, совершенствование деятельности и совершенствование мозга. Споры о происхождении человека.


3. Пробуждение сознания: от первобытного к научному сознанию. Биологические и социальные составляющие эволюции Человека. Социализация Человека Разумного. Язык как средство общения и познания. Знаковые системы - специфические "орудия" познавательной деятельности. Сознание донаучное и научное.

4. По закону "айсберга" (сознательное и бессознательное). Осознанные и неосознанные компоненты психического отражения. Бессознательное: подсознание и сверхсознание в целостной структуре единой психики. Непознанные и загадочные явления человеческой психики. Психологические резервы Человека и возможности эволюционного развития человечества. Сознательное и бессознательное в искусстве и науке.

НАВЕРХ

ГЛАВА 3.
МИР ДУШИ, ИЛИ О ТОМ, КТО «Я».

Общее представление о структуре психического отражения человека. Оставляющие психологического образа мира. Познавательная, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы индивидуальной психики.

1. Телесное вместилище души. Строение нервной системы человека: мозг и психика. Рефлекторная природа психического высшая нервная деятельность. Теория первой и второй сигнальной систем. Концепция триединого мозга Поля Мак-Лина. Межполушарная ассиметрия и функциональная организация мозга.

2. Как я познаю мир и себя. Ощущение и восприятие - формы непосредственного психического отражения. Виды ощущений. Пороги чувствительности и границы чувственного восприятия. Иллюзии восприятия. Синестезия. Внимание, его свойства и функции.

3. Мышление и память. Воображение и творческое мышление. Мышление как опосредованное отражение мира. Познавательные процессы и мыслительные операции. Виды мышления. Воображение и творческое мышление. Память: виды памяти, психологические механизмы памяти. Запоминание и забывание. Сверхзапоминание – резервы памяти.

4. Эмоции и воля. Эмоционально-волевая сфера человека: свойства и функции. Эмоции и эмоциональные процессы, эмоциональные состояния, чувства, аффекты.


Веласкес. Эзоп.

Воля: волевая саморегуляция поведения и деятельности. Волевой акт и произвольное действие. Возможности и ограничения волевой регуляции. Дефекты воли и дефекты целей.

5. Что есть личность? Индивид - индивидуальность - личность. Личность в структуре интегральной индивидуальности. Личность как субъект труда, общения и познания. Самосознание личности. Биологическое созревание и социальная зрелость личности. Составляющие структуры личности.

НАВЕРХ

6. Разум и сердце.

7. Сон и сновидение. Гипноз.


ГЛАВА 4.
МИР СВЕРХЧУВСТВЕННОГО: ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ.

1. Магия и духовидение.
2. Религия и вера.
3. Парапсихология.
4. Чудеса духа.


ГЛАВА 5.
ЖИЗНЬ В ДУХЕ.

1. Борьба плоти и духа.
2. Грехи и соблазны.
3. О чистоте помыслов. Любовь.
4. Золотое правило нравственности Корабль веры. Ярославль. Нач. 17 в.
и мои принципы жизни.
5. Мудрецы и святые.



Е.С.Сорокин. Семейный портрет.

ГЛАВА 6.
ИСКУССТВО – ЗЕРКАЛО ДУШИ.

1. Мистерии духа.
2. Театр: лик, лицо, маски.
3. Музыка: формы самосовершенствования.
4. «Вещая душа» поэзии.
5. Изобразительное искусство.

НАВЕРХ


ГЛАВА 7.
НАУКА И НРАВСТВЕННОСТЬ.

1. Научные образы мира.
2. Парадоксы научных открытий.
3. Научно-технический прогресс и душа Человека.
4. Чем люди живы.

ГЛАВА 8.
УРОКИ ИСТОРИИ.



Врубель. Жемчужина.
1.Человек в движении эпох.
2.Племя - Род - Народ-Нация - Человечество.
3.Зов предков: судьба России и национальный характер.
4.Прогресс и нравственность.
5.Закон насилия и закон любви.
6.Будущее цивилизации.

ГЛАВА 9. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.

1.Человек - царь природы?
2.Таинственный Космос.
3. Не повреди живому.
4. Человек в экстремальных условиях
природной среды.

ГЛАВА 10.
ТЕЛО – ХРАМ ДУХА.

1. Биологические ритмы организма. Моя энергетика.
2. Физическое совершенствование и его пределы.
3. Искусство восточных единоборств.
4. Основы аутотренинга.
5. Аскетическая культура и одухотворение тела.

НАВЕРХ


ГЛАВА 11.
ИСКУССТВО ВРАЧЕВАНИЯ.

1. Природа и здоровье человек.
2. О причинах болезней.
3. Здоровье и саморегуляция.
4. Гигиена и диетология.
5. Методы нетрадиционной медицины: мануальная терапия,
точечный массаж, тибетская медицина.


ГЛАВА 12.
Я, МЫ, ОНИ…

1. Из чего состоит мое "Я"? Психологические резервы моего "Я".
2. Темперамент или характер?
3. О потребностях, мотивах, действиях.
4. Что такое "социализация"?
5. Психологические законы группы.
6.Коллектив: миф и реальность.
7.Роли и маски.
8. Выбор социальной стратегии (манипулирование и партнерство).


ГЛАВА 13.
МОЕ МЕСТО В МИРЕ.

1.О свободе и несвободе "Я".
2.Конфронтация или путь согласия?
3.Добрая воля.
4.Жить или выживать.



Гоген. Таитянские пасторали

 

Заключение.

Совместимы ли долг и счастье?

Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве. 

 

НАВЕРХ

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы