Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Новое в традиционных предметах:
Музыкальная культура

КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В "ШКОЛЕ Л.Н. ТОЛСТОГО"
О.Б.БУШНЯКОВА

 



Ильдар Ханов. Паганини. 1969.

В основе педагогических и художественно-этических взглядов Л.Н.Толстого лежит идея духовного совершенствования человека, его нравственного самосовершенствования. Великий писатель считал, что истинный прогресс общества - это прогресс добродетели и достижение его возможно лишь при условии бесконечного самопознания и личного усилия каждого.

Есть ли в этом процессе место музыкальному искусству и музыкальному воспитанию?

Л.Н.Толстой видел назначение искусства, смысл его воздействия в эволюции чувств, в вытеснении менее добрых и менее нужных дли блага людей чувств более добрыми, более нужными для этого блага.
Всякое искусство, считал Толстой, имеет свойство соединять людей, пробуждать в их душе и чувства единения и братства, и простые, житейские, доступные всем чувства - веселье, умиление, спокойствие, и возвышенные состояния - "благоговение к достоинству каждого человека", желание "жертвовать собой для служения людям".

Музыкальное же искусство в самые разные эпохи рассматривалось как средство развития духовных сил индивида, воспитания его чувств, поскольку основным предметом музыки является эмоциональный мир, разнообразные оттенки настроений, состояния внутренней жизни человека. Воспитательные возможности музыки заключены в исключительной силе ее эмоционального воздействия на человека.

Вместе с тем именно чувства, эмоции являются мощный регулятором поведения, через них любые взгляды, идеи находят свое подкрепление, укореняются в сознании и превращаются в убеждения или интересы, потребности личности.


Мишель Бойер Бас, нотная тетрадь и шпага. 1693.

Еще древнегреческий философ Платон утверждал, что воспитание может идти только двумя путями: путем воспитания тела и путем воспитания души. В сущности, и нравственное, и трудовое воспитание как формирование соответствующего отношения, интересов и потребностей есть воспитание чувств. Но именно музыка, считал Толстой, оказывается сильнейшим средством пробуждения эмоционально-чувственной сферы человека и "передачи людьми чувств друг другу".

Ценность использования музыки как личностно-формирующего фактора заключается и в том, что музыкальное воспитание представляет собой особую грань духовного развития - развития способности воспринимать мир и отдельные его объекты как эстетически значимые, формирование эстетического отношения индивида к миру, т.е. рассмотрения и оценки окружающей действительности с точки зрения эстетических категорий прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, комического или трагического. Ведь музыкальное произведение, как и произведение любого другого вида искусства, есть как бы выхваченное из жизни, сфокусированное эстетическое мгновение, в котором сконцентрированы эстетические начала явлений. В свою очередь, эстетическое отношение к миру, которое охватывает все, с чем человеку приходится соприкасаться, проявления природы и окружающей жизни, предметы быта и произведения искусства, человеческие поступки и переживания, - так значимо потому, что развивает способность воспринимать прекрасное, совершенное в жизни, раскрывает перед человеком огромный мир высоких чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое отношение, эстетическое освоение мира - постижение его с точки зрения гармонии, целостности, соразмерности и полноты, соответствия или несоответствия формы и содержания - приводят к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека.

НАВЕРХ

При таком подходе личность способна подняться до обобщенно-образного восприятия мира и глубинных взаимосвязей человека и природы, взаимосвязей между людьми, сложных общественных проявлений- подняться до философско-мировоззренческого восприятия жизни, оценивать окружающую реальность всесторонне, в ее целостности и полноте, единстве всех компонентов и проявлений. Выпадение же эстетического элемента из явления, предмета или процесса будет ощущаться как нарушение общего единства, распад гармонии, как изъян, недостаток.

И весьма действенным средством постижения целостности мира во всем разнообразии человеческих чувств и отношений, состояний природы и всего живого, в многообразии содержания окружающей реальности и эмоционального содержания мира является музыка.

Такое всестороннее погружение позволяет, с одной стороны, ощутить гармонию мира, прелесть и совершенство жизни, развить добрые чувства, обрести духовную гармонию, душевное равновесие, с другой стороны - познать космическую проекцию человека с его состояниями, эмоциональными проявлениями, мыслями и чаяниями


Эдгар Дега. Репетиция. Фрагмент

. Говоря словами Л.Н.Толстого, человек должен понять, "что я такое, какое отношение мое, моей жизни ко всему бесконечному миру" и "как мне сообразно с этим моим отношением к миру жить". Отсюда путь идет не просто к самопознанию и саморазвитию, но и к внутренней коррекции, проектированию и созданию собственного заданного образа, совершенствованию и изменению в нужном направлении глубинных свойств личности. Этому благоприятствует то, что музыка отражение по преимуществу внутренних состояний, эмоционального мира, проникновения человека в глубь себя и в сущность реальности.

Таким образом, музыкальное искусство может оказаться средством формирования мировоззрения личности, ее индивидуальности и потребности в гармонии, в движении к идеалу.

Нельзя не заметить, что хорошо продуманное музыкальное воспитание служит и развитию разносторонних способностей, образного ассоциативного мышления, воображения и фантазии. Восприятие развития музыки и логики музыкальных структур способствует развитию логического мышления и памяти, внимания и сосредоточенности, а исполнительская деятельность - самовыражению и самоутверждению человека, реализации его творческих возможностей, поскольку содержит момент интерпретации.
Учет богатейшего потенциала и разносторонних возможностей музыки и ориентация на место, которое ей отводит Л.Н.Толстой в процессе становления личности, и позволили определить концепцию музыкального воспитания и содержание музыкального образования в "Школе Л.Н.Толстого".

В целом музыкальное обучение здесь направлено на развитие духовного потенциала, системы жизненных ценностей, эстетического мировосприятия, на выявление разнообразных способностей, творческого потенциала учащихся. Достижение этого возможно лишь при условии выбора таких приемов и способов обучения, которые обеспечат свободное, не навязываемое извне проникновение и закрепление в сознании учащихся определенных взглядов, идей, мироощущения, обеспечат ненасилие над личностью.

В соответствии с этим целями музыкального воспитания в "Школе Л.Н.Толстого" являются развитие эстетического видения мира, нравственно-эстетического сознания; познание мира - природы, общества, человека через музыкальную культуру; формирование эмоционально-ценностного отношения к действительности; воспитание музыкальной культуры как составной части духовной культуры и, таким образом, трех ее важнейших компонентов: музыкально-эстетического сознания, чувства и способностей, а также формирование системы музыкально-эстетических ( исторических, теоретических) знаний, целостной системы представлений о музыкальном искусстве. Вытекающие из целей задачи музыкального обучения и воспитания предполагают развитие эмоциональной восприимчивости и способности постигать содержание, построение, развитие музыки, анализировать и оценивать ее; формирование исполнительских и творческих умений и навыков и вместе с этим общих и музыкальных способностей.

Решению основных задач подчинены все разделы урока музыки в нашей программе, начиная с важнейшего раздела - "Слушание и анализ музыки". Новизна подхода к вопросу развития музыкального восприятия, создания базы музыкальных знаний и представлений заключается в построении нами своей, отличной от прежних системы развития и знакомства с содержанием музыки, музыкальным языком.Об этом свидетельствует тематика четвертей, которая включает, например, рассмотрение в начальных классах таких вопросов, как: I. "Характер, оттенки настроения в музыке", "Музыкальная речь", "Содержание в музыке" (I, 2 классы); II. "Жанры и формы исполнительства вокальной, инструментальной музыки" (3 класс); III. "Народная песня", "Народная музыка", "Развитие музыкальной мысли и содержание музыки" (4 класс); IV. "Инструментальная музыка сложных жанров", "Сонатно-симфоническая музыка", "Жанр балета", "Жанр оперы" (5,6 классы).


В.А.Тропинин. Гитарист. 1823

Высший смысл и основное направление вокально-хорового воспитания мы видим не только в развитии вокальных навыков, музыкально-эстетического восприятия и способностей детей, но и в поднятии на должный уровень музыкальной певческой культуры русского народа, в распространении интереса к пению, возвращении к былым народным традициям хорового и сольного исполнительства.

Освоение музыкальной культуры и нравственно-эстетическое, духовное становление личности должно, на наш взгляд, осуществляться на основе изучения прежде всего народного творчества, постижения в процессе исполнительской деятельности его особенностей, самого духа русской народной музыки, на основе знакомства с классическими образцами музыкального искусства, доступными для детского восприятия.

Своеобразие программы по музыке, созданной для "Школы Л.Н.Толстого", мы видим в целостности подхода к проблеме музыкального воспитания детей, в подчинении всех направлений учебно-воспитательного процесса, видов деятельности на уроке музыки, методов, приемов и способов работы учителя, смысла и назначения его труда задаче формирования у детей гармоничного нравственно-эстетического мироощущения, видения добра, правды и красоты сквозь призму музыки при любых формах соприкосновения с ней. Такая задача вытекает из основополагающих идей Л.Н.Толстого о способности и возможностях искусства заражать людей лучшими чувствами, развивать в них чувства братства, единения и любви.

Думается, что эта задача вытекает и из особенностей современной ситуации, нашей действительности, из животрепещущей необходимости утверждать в мире гуманизм, добро и ненасилие.

НАВЕРХ
 

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы