Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Тематическая структура предмета и программа для 1–2 классов

“Этот загадочный мир”

“МОЯ РОДИНА”

“ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ”

“ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ”

“ОТЧИЙ ДОМ”

“ЧАС ДУШИ”

“НАЕДИНЕ С СОБОЙ”

“ЖИЗНЬ И СВОБОДА”

Программа по предмету “ЧАША ЖИЗНИ” (1–2 классы)

ЧАША ЖИЗНИ /I – V классы/ Тематическая структура предмета (Виталий Ремизов)

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА. 1-2 классы (Виталий Ремизов)

Виталий Ремизов

“Чаша жизни”.
Новый предмет о мире и душе человека

 

“...первое и главное знание, которое свойственно, прежде всего, преподавать детям и учащимся взрослым, – это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру?
И второй, вытекающий их первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда, при всех возможных условиях, дурным?”

Л. Толстой. О воспитании.

 

Начальная школа сегодня учит читать, писать, считать, дает свод знаний, необходимых для продолжения образования в средних классах. Культ знаний, умений, навыков (сам по себе необходимый) затмил духовное становление личности ребенка. Ученика превратили в средство достижения цели родителей, школы, государства. Он подопытное существо, над которым бесконечно экспериментируют, которое постоянно унижают оценками, окриками, насилием. Он давно уже не является самоценностью учебного процесса. На него воздействуют авторитарно, вырабатывая в нем дурную нормативность. Если в пять лет ребенок за день задает по 4 тысячи вопросов, то, придя в школу, он надолго умолкает, утрачивает внутреннюю инициативу.


Встречаясь с учителями в 1909 г., Толстой обратил их внимание на важность живой беседы с детьми, проходящей в ненадуманной обстановке. “Я думаю, – сказал он тогда, – что это необходимо, и это дает нравственное удовлетворение учителю, когда он не всё идет на изучение... мертвечины”. Однако таких бесед в нашей школе практически нет. Нет и предметов, развивающих духовность ребенка, его эмоциональную культуру, эстетический вкус, дающих глубокое представление о мире и человеке, отвечающих на многие вопросы, возникающие в его душе.

Отсюда у детей быстрая утрата интереса к школе (принудиловка!), безразличие к собственному развитию. Многие из них замыкаются в себе, ищут приложения своим силам вне школы и дома и, как известно, не всегда достойное.

“Чаша жизни” – новый предмет, созданный в лаборатории “Школа Л. Н. Толстого”, – предлагается детям не ради эксперимента. Он возник в процессе живого общения с детьми, когда дети задавали любые интересующие их вопросы, а наставник вместе с детьми искал ответы на них.

Главная цель предмета – поддержать в ребенке вещую душу, ощутить вместе с ним родство единичного и всеобщего, природы и человека, частицы и Космоса, помочь ему отыскать бессмертный смысл его существования, раскрыть возможности духовной свободы, открыть ребенку путь к правде о мире и душе человека, сформировать через сферу эмоций культуру памяти, не дав тем самым заглушить в нем голос природы.

НАВЕРХ


Речь идет, по существу, о создании предпосылок для духовного становления ребенка. Важно при этом, что процесс общения исключает какую-либо заданность со стороны учителя и родителей, интеллектуальный диктат над развитием учащегося. Ему предлагаются разные подходы к тем или иным вопросам, причем в доступной для него форме.
В этой ситуации возникает и проблема нравственно-эстетических и религиозных ориентиров предмета. Те, кто мало знаком с экспериментом “Школа Л. Н. Толстого”, тотчас связывают его с религиозной тенденциозностью, духовной ограниченностью, с навязыванием детям определенных идеологических клише. По этому поводу заметим: “Школа Л. Н. Толстого” менее всего похожа на сектантское учебное заведение с сугубо “толстовской” направленностью. Более того, самому Толстому претило какое-либо навязывание человеку извне, пусть даже справедливых, форм жизни. Человек, по убеждению Толстого, сам через внутреннее развитие приходит к идеалу, выбирает ту или иную религию жизни. Учитель же помогает ребенку разобраться в огромном мире переживаний, идей, событий, судеб.

Но одно неоспоримо: нравственность не может быть предметом купли-продажи, торговцам идеями не место в храме. Толстой часто напоминал современникам то место из Евангелия, где Христос без каких-либо колебаний утверждает: “Но да будет слово ваше: да – да; нет, нет; что сверх этого, то от лукавого” (Мф. 5, 37).

И далее:
“Не собирайте себе сокровищ ни на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло, если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Мф. 6, 19-24

В “Школе Л. Н. Толстого” учатся дети разных национальностей, исповеданий, жизненных интересов, и каждый из них, независимо от способностей, уважаем как личность, обладает самоценностью, являясь целью, а не средством процесса образования и воспитания. Само многообразие судеб не отменяет, а делает необходимым искусство нравственного общения. Нравственный идеал содержит в себе общечеловеческое содержание, национально обусловлен, личностно ориентирован.
Для “Школы Л. Н. Толстого” это, безусловно, христианский идеал, но понятый не узко, а так, как он воплотился в великих книгах Толстого “Круг чтения” и “Путь жизни”, в них собрано все лучшее, чем жило, живет и будет жить человечество.
При нравственном выборе могут быть колебания, сомнения, но в сознании человека всегда должно быть ощущение нравственной высоты, должного – того, что И. Кант называл категорическим императивом (повелением свыше, данном человеку от рождения). Независимо от убеждений люди могут быть соучастниками настоящего общения, большого диалога, в котором раскроется их потребность в со–переживании, со–чувствии, со–понимании. Они будут способны осознать, что истинная свобода не в произволе, своеволии, а в необходимости совершать добро.

Виталий Ремизов
со своей дочерью Лизой

Девять разделов предмета “Чаша жизни” расположены таким образом, что помогут ребенку охватить разные стороны жизни: вечный мир, бесконечно дорогая Родина, планета людей, культура эпох, отчий дом, внутренний мир человека, жизнь и свобода как бытие личности в огромном и далеко не всегда добром мире, периоды человеческой жизни от детства до мудрой старости и бессмертия. Повторяясь из года в год, они наполняются каждый раз новым содержанием (45 тематических блоков включают в себя более 460 тем), а вместе с этим изменяются и формы самовыражения личности ребенка.

“Чаша жизни” – предмет не для запоминания, не для оценок, он менее всего располагает к традиционным формам опроса. Связанный с мироощущением и мировидением ребенка, он призван сформировать внутреннюю свободу, культуру чувства, культуру понимания, культуру общения. Все это должно прийти к детям через миф, сказку, поэзию, театр, изобразительное искусство, через собственные раздумья, индивидуальный поиск своего места в мире, ощущение своей неповторимости.
Программа составлена так, что она предполагает сочетание опыта человечества, того или иного народа с опытом самого ребенка. Вот только некоторые из примеров:
– Родная сторона – Города и Царства;
– В недрах Земли – Каменный цветок (мой камень, поэзия камня, музыка камня);
– В царстве Нептуна – Мой (наш) аквариум;
– Вечные книги – Моя библиотека;
– Притча о блудном сыне – Моя семья.

f Программой предусмотрены различные формы активизации детского воображения, творчества – от выражения себя в красках, звуках, подборе изобразительного и музыкального материалов для уроков до создания собственных сочинений, от раздумий наедине с собой, наблюдений над природой, окружающей жизнью, окружающими людьми до дружеских писем, дневниковых записей.

Впервые за 75 лет в школе предполагается активное использование житийного жанра как опорного для формирования нравственного идеала.

В раздел “Мудрые люди нашей земли” вошло 20 великих имен, но это не означает, что учитель не вправе добавить или заменить то или иное имя. Главное – почему и для чего он поведет разговор о лучших людях Отечества.

Среди рекомендованных имен учитель встретит имена выдающихся деятелей религиозной мысли, первостроителей русского самосознания, писателей и ученых, чей жизненный подвиг состоял не только в создании художественных произведений или открытии научных знаний, но и в постижении законов мудрого существования.

Предмет дает возможность ученику прикоснуться и к трагическим сторонам жизни. Открытие Америки и покорение Арктики, гибель Арала и “огненное” кольцо вокруг Ясной Поляны, кровавые страницы истории, распад человеческой души, восхождение на Голгофу Христа, жизнь и смерть Сократа и многое другое – все это признано раскрыть перед детьми трудный путь познания, показать им высоты и бездны в истории цивилизации и прогресса. Через приобщение к трагедии душа ребенка становится чище, добрее, а сам он обретает внутреннюю стойкость, так необходимую в суровом и далеко не всегда справедливом мире.

Однако доминирующими при изучении предмета должны стать ощущения радости жизни, ее полноты и неисчерпаемости, внутренняя потребность в духовном саморазвитии, понимание того, что добро неизмеримо сильнее зла. “Мы часто, – писал Лев Толстой, – пренебрегаем в этой жизни, рассчитывая где-то, когда-то получить большое благо. Но такого большого блага нигде никогда не может быть, потому что нам в жизни нашей дано такое великое благо – жизнь, выше которого нет и не может быть”.

Благо жизни устанавливается через сопричастность человека как частицы мироздания к целому, через любовь к матери и отцу, родному дому, отчему краю, к Земле и населяющим ее людям и живым существам, к Космосу, к Богу. Поэтому каждая тема “Чаши жизни” ориентирована на единство человека с миром, на раскрытие в нем трех основополагающих начал – общечеловеческого, национально-исторического, индивидуально-неповторимого. Каждое из них обладает самоценностью и не может быть второстепенным. Выпячивание одного из них приводит к нравственной ущербности и в первом случае развивается космополитизм, во втором – национальная ограниченность, в третьем – эгоизм.

В этой связи приобретает особое значение интерпретация исторических разделов. Предмет не допускает политизации прошлого и настоящего, произвольного подхода к историческим судьбам и событиям. Критерием подхода в данном случае должен быть принцип объективного гуманизма. В частности, если речь идет о красном и белом терроре в период Гражданской войны в России, то независимо от политических убеждений и симпатий учителя тема интерпретируется с точки зрения недопустимости кровопролития, насилия как форм преобразования жизни. Объективно гуманизм или есть, или его нет. Гуманизма с кровавым лицом, какие бы ни имелись мотивы оправдания, не бывает. Гуманизм всегда тесно связан с идеалом братства и единения. Другое дело – реальная действительность. В ней есть все – и плохое, и хорошее. И с первых шагов детства ребенок должен ощутить трагическое противоречие между ходом истории и идеалом. Тогда целесообразна будет постановка вопроса о поиске ненасильственного пути приближения к идеалу. Толстой в связи с этим писал, что планка должна стоять высоко, жизнь ее сама опустит.

НАВЕРХ



“Чаша жизни” как предмет призван непроизвольно, через всю систему вопросов, заданий, раздумий, разных форм общения заложить основы эмоционально-образной памяти. Дети воспринимают мир непосредственно, ярко и необычно, и в зависимости от детских воспоминаний подчас находится вся последующая жизнь человека. Чем богаче и чище воспоминания, тем больше нравственной чистоты в его помыслах и поступках.

Добротолюбие, как и любование красотой, не терпит назидания. Оно возможно лишь в условиях непосредственного нравственного общения детей и взрослых. Только из собственного опыта ребенок выносит те или иные принципы жизни, а если не встречается с таковыми, то становится скептиком или циником.

Формирование опорных эмоциональных сигналов – дело тонкое и кропотливое. Здесь исключено какое-либо давление на психику ребенка. Нельзя принуждать его к размышлению над вопросами, которые ему непонятны и не вызывают в нем интереса. Однако нельзя полагаться и на то, что духовный рост совершится сам собой, без участия старших. Суть в том, чтобы учитель, родители отошли от диктата, навязывания ребенку своих вкусов и ответов на сложнейшие вопросы жизни.
Уроки “Чаши жизни” – это беседы, при которых все равны и потому происходит взаимообогащение духовно близких людей.
При этом нельзя ни на минуту забывать о природе детского сознания. Ребенок отталкивается от собственных ощущений и восприятия, он менее всего расположен к “головной” жизни. Однако природа его такова, что он внутри себя в скрытой форме содержит сущность бытия и своего предназначения.

“Мы думаем, – замечает Толстой, – что душа ребенка – чистая доска, на которой можно записать все, что хочешь. Но это неправда, у ребенка есть смутное представление о том, что есть то начало всего, та причина существования его, та сила, во власти которой он находится, и он имеет то самое высокое, неопределенное и невыразимое словами, но осознаваемое всем существом представление об этом начале, которое свойственно разумным людям”.

“Чаша жизни” – это система понятий, корни которых скрыты глубоко в сердце. Отсюда и путь постижения этих понятий – через поэтические образы, мифологические картины, таинственные символы, через богатство красок и звуков окружающего мира. Так, говоря о живой жизни Космоса, учитель вместе с детьми касается трех ведущих понятий – хаоса, гармонии, Бога. Формирование их начинается не со слов, хотя в начале было Слово, а с конкретного опыта самого ребенка. На полу он видит разбросанные кубики, а на листе бумаги разлитые краски, вместе с ребятами играет в “бременских музыкантов”, воссоздавая какофонию звуков. Потом постепенно сам ребенок из кубиков складывает дом, дворец, крепость, кремль, из красок создает картину с солнцем, речкой, цветами, прикасается к клавишам рояля, пытается выстроить первую мелодию на дудочке, на детской гармошке. А рядом с этим он слышит прекрасные стихи, знакомится с мифами, всматривается в картины великих художников, открывает для себя гармонию “божественной” музыки.

Естественно, что занятия должны проходить не в душных квадратных классах, не в атмосфере некой строгости и дисциплины, всеобщего послушания. Здесь превыше всего сохранить свободу общения, которое неизбежно приведет учителя к поиску новых форм и иных пространственных решений. Учитель только тогда почувствует себя личностью, необходимой детям, когда он поймет: прежде, чем говорить о Звездах и Небе, надо вместе с детьми пережить красоту рассвета, таинство ночи, волшебство лунного сияния.

“Чаша жизни” допускает свободное общение учителя с тематической структурой предмета. Он вправе принимать любое решение, если чувствует, что это благостно отражается на ребенке. Предмет рассчитан на 5 лет изучения – 600 часов (по 2 часа в неделю). Почасовое планирование осуществляет учитель. Только он определяет количество часов на ту или иную тему. Подобный подход упраздняет и традиционные формы контроля. Успешность работы учителя может быть проверена через систему особых тестов.
“Чаша жизни” предполагает колоссальную внутреннюю работу учителя.

Никакие учебные пособия не помогут, если учитель не захочет сам подняться на новую ступень собственного развития.

Безусловно, все, с чем учитель приходит к детям, должно быть глубоко пережито и выстрадано им самим. Тогда не будет фальши в общении, банальности в истолковании тем предмета.
Ни на минуту нельзя забывать о той высоте, которая присуща изначально человеку как существу божественному и разумному. Об этом великие слова Толстого, сказанные им незадолго до смерти:
“То, что мы называем Богом, мы видим и в небесах и в каждом человеке.

Посмотришь зимней ночью на небо и увидишь звёзды, звёзды, звезда за звездой, и конца им нет. И когда подумаешь, что каждая из этих звезд во много-много раз больше той земли, на которой мы живем, и что за теми звездами, какие мы видим, еще сотни, тысячи, миллионы таких же или еще больших звезд, и что ни звездам, ни небу конца нет, то поймешь, что есть то, чего мы понять не можем.

Когда же заглянем в себя и видим в себе то, что мы называем собою, своей душой, когда мы видим в себе что-то такое, чего мы так же понять не можем, но что знаем тверже, чем все другое, и через что знаем все, что есть, то и в своей душе видим что-то еще более непонятное и великое, чем то, что видим в небесах.

Все это-то то, что мы видим в небесах, и то, что осознаем в самих себе – в своей душе, мы и называем Богом”.

Ниже приведены фрагменты учебных планов и программ, используемых при постановке учебного предмета “Чаша жизни”.

ЧАША ЖИЗНИ
(I – V классы) Тематическая структура предмета и программа для 1–2 класс

Лейтмотив

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

1.Этот загадоч­ный мир

Живая
жизнь

Живая
планета

Благосло­ви птиц
и зверей!

Одиссея

Колокола тревоги

2.Моя Родина

Россия,
Русь! Хра­ни себя, храни!

Города и царства

Герои
Отечества

Мудрые люди нашей
земли

Наши святыни

3. Планета людей

Земля и
люди

Глас
Божий

Высоты
и
бездны

Кровавые
страницы
истории

Парадоксы открытий

4. Золотая ветвь

Семь чудес
света

Древо
жизни

Мир
искусства

Сотворе­ние 
красоты

Поэзия садов
и парков

5. Отчий дом

Игры

Семья

В доме
и
около

Дети
 и
взрослые

Береги честь
смолоду

6. Час души

Душа
и
имя

Дар
сердца

Основы
духа

Загадки
“Я”

Душа народа (праздники, обычаи,
предания)

7.Наедине с собой

Все начинай
с себя

Грехи и
соблазны

Для чего
люди
“одурмани­ваются”?

“Спокой­ствие –
душевная
подлость”

Само-выражение

8 .Жизнь и свобода

Моление
о чаше

Эпос
свободы

Ради жизни
на земле

Плаха

Свободное слово

9.Ступени жизни

Детство

Отрочество

Юность

Зрелость

Мудрость старости.
Бессмертие

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование

Продвижение сайта в Туле  

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы