Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Новые предметы: «Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)

КРУГ ЧТЕНИЯ /5-8 классы/. Тематическая структура предмета. (Виталий Ремизов, Мария Козьмина)

5 класс – “Святые таинства природы”;
6 класс – Отец. Отчий дом. Отечество;
7 класс – Запечатленное слово;
8 класс – “Я есмь, и я люблю”.

К Р У Г   Ч Т Е Н И Я (2 – 4 классы)

Круг чтения

ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИЗОВАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Скачать полный вариант: К Р У Г Ч Т Е Н И Я /2 – 4 классы/.ПРОГРАММА. (Анна Шадская)


О ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ В «ШКОЛЕ Л.Н.ТОЛСТОГО»
(Виталий Ремизов)


Виталий Ремизов
Споры о сущности литературного образования вполне закономерны. Оно лежит в основе формирования духовной культуры человека, объединяя в себе различные отношения к окружающему миру, напряжение философской мысли, опыт художника и его героев, действительное бытие читателя. При чтении происходит сопряжение точек зрения многих субъектов эстетического и реального мира. Какие только задачи не ставились и не ставятся перед литературой как предметом школьного обучения: воспитать гражданина, воспитать умного и тонко чувствующего читателя, дать основные представления об историко-литературном процессе, основных принципах искусства и т. д.

Созданы типовые и альтернативные программы, призванные решить ряд вышеуказанных проблем, разработаны методы и методика обучения, нацеленные на развитие читательского интереса школьника. Между тем, налицо массовое нежелание читать, равнодушие или непонимание классического наследия, “повальная” безграмотность. Одна из причин катастрофического состояния преподавания литературы в школе – несоответствие того, что мы предлагаем, тому, на что устремлена душа человека, прежде всего ребенка.

Л. Н. Толстой выделил два подлинно заслуживающих внимания вида искусства. Одно обращено к душе человека, другое – к его духу. Исходя из этого, Толстой предпринял попытку создать книгу, в которой и душа, и дух нашли бы свое отдохновение. Такая книга была им написана в начале ХХ века – это “Круг чтения”. Собрание мудрых мыслей всех времен и народов, художественные, публицистические, философские сочинения писатель распределил по проблемно-тематическим блокам и распределил таким образом, что читающий с каждой страницей приобретал все больший опыт мудрости, яснее начинал видеть сущность жизни, как внешней, так и внутренней.

Открывались бездны души, постигалась правда о мире, являлась возможность соотнести свои духовные искания с опытом предшествующих поколений. Чтение становилось фактом нравственного самосовершенствования, основой формирования философского сознания и эстетического вкуса, давало человеку определенные ценностные ориентиры в жизни. Толстой подсказал путь поиска преподавания литературы в школе. Постепенно вырабатывались подходы к философии содержания образования. Среди них – единство разума, культуры чувства, самостоятельности; равновесие в человеке трех начал – индивидуально-неповторимого, национально-исторического, планетарного (общечеловеческого); переход от познания к самопознанию в русле поиска ответа на вопросы:


Мария Козьмина

“Что есть окружающий меня мир?”, “Что есть “Я”?”, “Каково мое место в этом мире?”; приобщение к идеалам красоты и добра через индивидуальный опыт ученика и опыт человечества; эвристическое отношение к действительности; формирование целостного мировоззрения.

Методика работы над текстом базируется на принципах развивающего обучения, психологической адаптации, формирования эмоциональных опорных сигналов, многовариативности выбора при свободном общении ученика и учителя, включенности в процесс чтения ребенка, учителя и родителей. Отсюда и структура учебников (Читаем и размышляем вместе; В домашнем кругу; Наедине с собой), подбор текстов, специфика вопросов и заданий.


Анна Шадская
Актуальность предмета связана с необходимостью разработки нового содержания образования, ориентированного на основные тенденции развития общества в XXI веке. В связи с этим в “Круг чтения” включены новые высокохудожественные тексты, большая часть которых не изучалась ни в начальной, ни в средней школе. Принципиально важно, что “Круг чтения” как учебная дисциплина выстраивается на основе концепции программы непрерывного литературного образования с 1 по 11 классы, предметов, границы которых были бы подвижны и проходили внутри каждого из этапов непрерывного образования.

По указанным курсам существуют программы, ряд пробных учебников. В настоящее время эксперимент вышел на уровень 8 класса.

Предмет “Круг чтения” связан с другими предметами, разрабатываемыми НИЛ “Школа Л. Н. Толстого”, такими, как “Русский язык с основами риторики и стилистики” (имеются программы и дидактические материалы с 1 по 9 класс, готовятся учебники для начальной школы); “Природа и труд” (1–7 кл.); “Чаша жизни” (1–6 кл.); “Познай себя” (7–8 кл.); “Этика жизни” (9–11 кл.); “История развития человечества” (5–9 кл.) (интегрированный курс, прошедший апробацию в экспериментальных школах).
По существу, речь идет о подлинной интеграции предметов на уровне содержания образования и способов его воплощения.
Учебники для начальной школы включают в себя прозу русских писателей, поэзию, фольклор народов мира, небольшие и высококачественные переводы зарубежной литературы. Интеграция материалов выстраивается на основе проблемно-тематического принципа.


Структура учебника для начальной школы

№ п/п
Раздел
Темы
1
Как
прекрасен этот мир!

1. Благослови птиц и зверей.

2. Святые таинства природы.

3. Колокола тревоги.

2
Золотая
ветвь

1. Душа и слово.

2. Мир искусства.

3. Культура – это история, которая всегда с тобой.

3
Я есмь,
и я люблю

1. Детство.

2. Юности честное зерцало.

3. Мудрость старости.

4
Планета
людей

1. Одиссея.

2. “Золотое правило” нравственности.

3. Высоты и бездны.

5
Родина

1. Отчий дом.

2. Мир за порогом.

3. Россия, Русь, храни себя, храни!

6
Жизнь
и свобода

1. Ради жизни на земле.

2. Плаха.

3. Свободное слово.

7
Час души

1. Смеясь и плача.

2. Души прекрасные порывы.

3. Душа народа.

 

В среднем звене – с 5 по 9 классы проблемно-тематический подход к изучению литературы тесно связан с лейтмотивом года обучения:
5 класс – “Святые таинства природы”;
6 класс – Отец. Отчий дом. Отечество;
7 класс – Запечатленное слово;
8 класс – “Я есмь, и я люблю”;
– 9 класс – Пушкин и его эпоха. Ступени жизни;
– 10-11 класс – Выдающиеся памятники словесности.

Ниже предлагается тематическая структура предмета “Круг чтения” (с 5 по 8 классы). Безусловно, она включает в себя большее количество произведений, чем можно изучить на уроках в школе. Это сделано с целью предоставить ученикам и учителю право выбора.

НАВЕРХ

Тематическая структура предмета
(Виталий Ремизов, Мария Козьмина):

V КЛАСС

“СВЯТЫЕ ТАИНСТВА ПРИРОДЫ”
Природа и мир человека

I. Введение


1. Природа: Космос – Земля – Человек.

II. Мифология

2. Древний Египет: Озирис и Исида.
Древняя Индия: Гибель и воссоздание жизни (Веды). Будда и брахман.
3. Древний Китай: Божественный земледелец.
4. Ветхий завет: Сотворение мира. Каин и Авель. Иосиф Прекрасный.
5. Древняя Греция: Деметра и Персефона, Дионис. Состязание Пана с Аполлоном. Миф о Прометее. Эсхил. Прометей прикованный.
6. Славянские мифы: песни птицы Гамаюн. Рождение мира – первый клубок. Учреждение Ирия – третий клубок. Возрождение мира. Законы Сварога – семнадцатый клубок.
7. Христианские мифы: Гефсиманский сад. Притчи о зерне, о виноградарях.

НАВЕРХ

III. Человек и природа в эпических произведениях


8. Гомер. Илиада.
9. Русские былины. Святогор-Богатырь. Вольга и Микула. Микула Селянинович. Садко.

IV. Русский фольклор и литература о единстве человека и природы.
10. Малые жанры: пословицы и поговорки, загадки. считалки.
11. Календарная обрядовая поэзия: колядки, веснянки, подблюдные, масляничные, троицкие песни.
12. Рождественский сочельник. Зимние святки. Гадания. Предания. Песни.
13. Магия устного слова. Заговоры. Заклинания. Молитвы.
14. Народная песня. Жанры. Образы, поэтика.
15. Русская частушка.
16. Песенный мир русской лирики (русская литературная песня).
А. А. Дельвиг. “Соловей мой, соловей...”.
А. К. Толстой. “Колокольчики мои...”.
И. П. Макаров “Однозвучно гремит колокольчик...”.
И. З. Суриков. Рябина.
17. Русский городской романс.
А. С. Пушкин. Зимний вечер.
М. Ю. Лермонтов. Парус; “Выхожу один я на дорогу...”.
И. С. Тургенев. “Утро туманное...” (В дороге).
В. П. Чуевский. “Гори, гори, моя звезда...”.
Л. Г. (редакция М. Д. Языкова) “Ночь светла, ночь тиха...”.

НАВЕРХ

V. Народные поэты


18. А. В. Кольцов. Великая Тайна (дума). Песня пахаря. “Не шуми ты, рожь...”. Косарь. Лес. Дума сокола. Путь.
Русские песни: “Не скажу никому...”, “В поле ветер веет...”, “Не весна тогда...”, “Греет солнышко – да осенью...”.
19. Н. А. Некрасов. Зеленый шум. “В столицах шум, гремят витии...”. “Ой, полна, полна моя коробушка...”. “Меж высоких хлебов затерялося...”. Из цикла “О погоде”. Поэма “Мороз–Красный нос”.
20. С. А. Есенин. “Край любимый! сердцу снятся... “. “Гляжу в поле, вижу небо...”. “Разбуди меня завтра рано...”. “ О пашни наши, пашни...”. “Я покинул родимый дом...”. “Отговорила роща золотая...”. “Ты запой мне ту песню, что прежде...”.
21. Поэзия М. Исаковского и А. Фатьянова.
22. Русская народная сказка. Иван Бесталанный и Елена Премудрая. Два мороза.
23. Сказки русских писателей. А. С. Пушкин. Золотой петушок.
С. Т. Аксаков. Аленький цветочек. К. Г. Паустовский. Теплый хлеб. А. А. Платонов. Волшебное кольцо.

НАВЕРХ


VI. В согласии с природой


24. А. С. Пушкин. Осень.
25. М. Ю. Лермонтов. “Когда волнуется желтеющая нива...”.
26. Ф. И. Тютчев. “Так в жизни есть мгновения...”.
27. А. А. Фет. “Я русский, я люблю молчанье...”.
28. И. А. Бунин. В степи.
29. Н. А. Заболоцкий. “Я не ищу гармонии в природе...”. На закате.
30. Б. Л. Пастернак. Деревья. “Только ради вас...”.
31. С. Я. Маршак. “О том, как хороша природа...”.
32. М. Светлов. Охотничий домик.
33. А. А. Тарковский. Земля. “В последний месяц осени”. “Хвала измерившим высоты...”.
34. Н. М. Рубцов. Природа. “Доволен я буквально всем...”.

НАВЕРХ

VII. “Откуда, как разлад возник...”


35. М. Ю. Лермонтов. Тучи. Три пальмы. Морская царевна.
36. Ф. И. Тютчев. “Певучесть есть в морских волнах...”. “Брат, столько лет сопутствовавший мне...”
37. Н. Б. Кузнецов. Вина.
38. Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством.
39. Л. Н. Толстой. Набег.

НАВЕРХ

VIII. Не повреди живому


40. И. С. Тургенев. Касьян с Красивой Мечи.
41. А. П. Чехов. Степь (фрагмент).
42. А. А. Платонов. Июльская роза.
43. Е. И. Носов. Малая Родина! Лоскутное одеяло.
44. В. А. Солоухин. Мститель.
45. А. А. Прокофьев. “Мне о России надо говорить...”.
46. В. П. Астафьев. Зорькина песня. Родные березы.
47. В. Г. Распутин. Прощание с Матёрой (фрагмент).
48. Ч. Айтматов. Белый пароход (фрагмент).

 

IX. Завещание веку грядущему


49. Л. Н. Толстой. Зеленая палочка (фрагменты статьи).

НАВЕРХ

VI КЛАСС
ОТЕЦ. ОТЧИЙ ДОМ. ОТЕЧЕСТВО


I. Отец
1. “Отче наш”


1. Отче наш.
2. Отрывки из “Ригведы”, “Лотосовой сутры”, Корана, “Шу-цзин”, Конфуция, Посланий св. ап. Павла.
3. Песня Пресвятой Богородицы.
4. Пословицы и поговорки.
5. Г. Р. Державин. Бог.
Я. П. Полонский. Молитва.
Д. С. Мережковский. Бог.
Н. С. Гумилев. Христос.
А. С. Пушкин. Мадонна.
А. А. Фет. Аvе Маriа.
А. К. Толстой. Мадонна Рафаэля.
А. А. Ахматова. Распятие.
М. А. Волошин. Владимирская Богоматерь.
6. А. М. Горький. Рождение человека (из цикла “По Руси”).

НАВЕРХ

2. “Чти отца твоего и мать твою”


7. Из “Домостроя” (Как детям почитать и беречь отца и мать).
8. В. Шекспир. Наставление Полония сыну Лаэрту (“Гамлет”. Акт I, сцена 3).
А. С. Пушкин. Монолог Бориса Годунова “Обнимемся. Прощай, мой сын: сейчас...”.
9. Из книги “Бытие”. О Ное и сыновьях его Хаме, Симе и Иафете.
10. М. Ю. Лермонтов. Дубовый листок.
Н. С. Гумилев. Блудный сын (отрывок).
Б. Слуцкий. “Стыдились своих же отцов...”.
Ю. Кузнецов. Возвращение. Отцу.
Д. Межиров. Баллада возраста.
С. А. Есенин. Письмо матери.
Д. Прасолов. “Ладоней теплые морщины...”
А. Т. Твардовский. Мать и сын.
И. С. Никитин. Дедушка.
А. Н. Плещеев. Старик. Бабушка и внучек.
А. Н. Майков. Бабушка и внучек.
С. А. Есенин. “К теплому свету, на отчий порог...”
М. И. Цветаева. Бабушка. “Четвертый год. Глаза – как лед...”. Стихи к сыну. Имя ребенка – Лев.
Евангелие от Матвея: “В то время ученики приступили к Иисусу... (Гл.18).
А. Н. Майков. “Эти детские глазки...”.
А. Н. Майков. “Новая, светлая звездочка...”.
М. И. Цветаева. “Маленький домашний дух...”.
И. Северянин. “В парке плакала девочка...” .
Н. А. Некрасов. Крестьянские дети (отрывок).
11. А. Н. Островский. Свои люди – сочтемся.

НАВЕРХ

3. Береги честь смолоду

12. Русские пословицы.
13. Поучение Вл. Мономаха (отрывок).
14. Житие Сергия Радонежского.
15. Из “Юности честного зерцала”.
16. Повесть о Горе–Злосчастии.
17. И. А. Крылов. Орел и куры. Осел.
18. Из “Евангелия от Матфея”: Входите тесными вратами (VII; 13, 14).
19. Н. А. Некрасов. Из “Кому на Руси жить хорошо”: Из мира дольнего...
И. А. Бунин. На распутье.
Н. С. Гумилев. Ворота рая.
М. Ю. Лермонтов. Новгород. Бородино.
Н. С. Гумилев. Наступление.
М. И. Цветаева. Генералам двенадцатого года.
А. Т. Твардовский. “Давай-ка, товарищ, вставай, помогу...”.
А. Т. Твардовский. “Зашел я в дом, где жил герой...”.
20. А. С. Пушкин. Капитанская дочка.
М. Ю. Лермонтов. Песня про купца Калашникова.

НАВЕРХ


II. Отчий дом

1. Мои пенаты


21. А. С. Пушкин. “Два, чувства дивно близки нам...”.
И. И. Козлов. Вечерний звон.
К. Н. Батюшков. Мои пенаты.
А. С. Пушкин. Послание Юдину (отрывок).
А. С. Пушкин. Домовому. Воспоминания в Царском Селе (отрывок). А. С. Пушкин. “Простите, верные дубравы...”.
А. С. Пушкин. 19 октября 1825 г. (отрывок).
22. М. Ю. Лермонтов. Сашка, (отрывок): “Москва, Москва!..”.
А. С. Пушкин. Из “Евгения Онегина” – отрывок о Москве.
А. С. Пушкин. Из “Медного всадника”: “Люблю тебя, Петра творенье...”.
Н. Д. Языков. “Я здесь! – Да здравствует Москва!”.
А. Н. Майков. М. Н. Каткову.
И. Северянин. Стихи Москве.
М. И. Цветаева. Стихи о Москве (1-й, 5-й и 8-й).
23. С. А. Есенин. “Низкий дом с голубыми ставнями...”. “Где ты, где ты, отчий дом...”. “Эта улица мне знакома...”.
24. М. Ю. Лермонтов. Мой дом.

НАВЕРХ

2. Будни и праздники


25. А. С. Пушкин. “Мороз и солнце, день чудесный...”.
А. Н. Плещеев. Из жизни. “Дед, поднявшись спозаранку...”.
“Из школы детки воротились...”. На берегу (Картинка) .
И. З. Суриков. Летом. Утро в деревне. В ночном.
А. Н. Майков. Завет старины.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
А. А. Фет. В Альбом (В первый день Пасхи).
А. Н. Майков. Христос воскрес!
К. Д. Бальмонт. Вербы.
А. А. Блок. Вербочки.
М. Кузьмин. Пасха.
А. С. Пушкин. Птичка.
С. А. Есенин. “Троицыно утро, утренний канон...”.
А. А. Фет. “Кот поет, глаза прищуря...”.
А. Н. Апухтин. “В дверях покинутого храма...”.
А. А. Блок. Сольвейг.
Ю. Друнина. ''В самый грустный и радостный праздник в году...”. “Есть праздники, что навсегда с тобой...”.

НАВЕРХ


3. Разлука и возвращение


26. Евангелие от Луки. Притча о блудном сыне.
27. Дж. Байрон. Паломничество Чайльд Гарольда (отрывки из 1 песни).
А. Теннисон. Лотофаги.
28. А. С. Пушкин. “Вновь я посетил тот уголок земли...”.
К. Н. Батюшков. Разлука.
Е. А. Баратынский. Стансы.
С. А. Есенин. “Я покинул родимый дом...”.
И. А. Бунин. “У птицы есть гнездо...”.
А. А. Ахматова. “И мы забыли навсегда...”. “Мне голос был. Он звал его утешно...”.
М. И. Цветаева. Родина.
А. Т.Твардовский. “Когда пройдешь путем колонн...”. Друзьям. Земляку.
Н. М. Рубцов. Тихая моя родина!
29. А. А. Платонов. Возвращение.

НАВЕРХ


III. Отечество

1. Родной язык


30. Евангелие от Иоанна: “В начале было Слово...”.
31. Русские пословицы и поговорки.
32. Н. С. Гумилев. Слово.
И. А. Бунин. Слово.
М. Ю. Лермонтов. “Будь со мною, как прежде бывала...”. “Что за звуки! Неподвижен, внемлю...”. “Есть речи - значенье...”.
И. С. Тургенев. Русский язык.
В. Я. Брюсов. Родной язык.
К. Д. Бальмонт. Русский язык. “Я – изысканность русской медлительной речи...”.
А. А. Ахматова. Мужество.
С. Я. Маршак. Словарь. “Когда, изведав трудности ученья...”. Д. Самойлов. Слова.
В. Иванов. Язык.
А. А. Тарковский. Словарь.

НАВЕРХ


2. Предания и вера родной земли


33. А. С. Пушкин. Пролог к поэме “Руслан и Людмила”.
Русские Веды (фрагмент).
А. А. Блок. Гамаюн.
34. Повесть временных лет (смерть кн. Олега. Повесть о Никите Кожемяке. Повесть о Белгородском киселе. Крещение кн. Владимира).
35. А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге.
36. Слово о законе и благодати митрополита Иллариона.
37. Житие Бориса и Глеба.
К. Д. Бальмонт. Убийца Глеба и Бориса.
38. Задонщина.
А. А. Блок. На поле Куликовом.
39. К. Ф. Рылеев. Дума “Иван Сусанин”.
40. В. А. Жуковский. Певец во стане русских воинов.
41. М. А. Волошин. Дикое поле. Заклинание (от усобиц).
42. А. Т. Твардовский. “Я погиб подо Ржевом...”.

НАВЕРХ

3. ”Россия, Русь, храни себя, храни!”


43. Слово о погибели Русской Земли.
44. Н. М. Рубцов. Видения на холме. Душа хранит.
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.
М. Ю. Лермонтов. Родина.
И. С. Никитин. Русь. Юг и Север.
А. А. Блок. Россия. Русь. Из цикла “На поле Куликовом”: “Река раскинулась...”, “ Час, когда Мамай залег с ордою...”.
С. А. Есенин. “Гой ты, Русь моя родная...”. “ О, верю, верю, счастье естъ...”. “Спит ковыль. Равнина дорогая...”.
И. Северянин. Запевка. Моя Россия.
Ю. Кузнецов. ''Бывает у русского в жизни...”. “Скажи мне, о русская даль...”.
М. Волошин. Святая Русь. Неопалимая Купина. Русь глухонемая.

В. Соколов. “Я очень родину люблю...”. “Хотел бы я долгие годы...”.
З. Н. Гиппиус. Знайте.
45. М. А. Шолохов. Судьба человека.
46. А. А. Тарковский. “Русь моя, Россия, дом, Земля и матерь!..”.

НАВЕРХ

 


VII КЛАСС
ЗАПЕЧАТЛЕННОЕ СЛОВО: ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

I. Жизнь – это культура, которая всегда с тобой.


Вещее слово Древней Руси
1. “Слово о полку Игореве”. Историческая основа “Слова” (“Повесть временных лет”). Социально-политические и нравственно- эстетические достоинства “Слова”. Своеобразие жанра. “Слово о полку Игореве” в русском искусстве.

II. Вечное и временное в искусстве.


Высокое предназначение художника
2. Слово пророка. Исайя. Иоанн Предтеча.
3. Образ пророка в русской поэзии:
А. С. Пушкин. Поэту. Пророк. Памятник.
М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта. Поэт. Пророк.
Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. Пророк.
Н. В. Гоголь. Авторская исповедь. Фрагменты из “Выбранных мест из переписки с друзьями”.
В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.

НАВЕРХ

III. Тайны души


4. А. С. Пушкин. Маленькие трагедии. “Моцарт и Сальери”.
5. Н. А. Заболоцкий. “Не позволяй душе лениться...”.
Б. Л. Пастернак. “Во всём мне хочется дойти до самой сути...”.

IV. Прекрасное и безобразное в жизни и искусстве


6. Данте Алигьери. Божественная комедия (один из фрагментов по выбору учителя).
7. Н. В. Гоголь. Чичиков в гостях у Плюшкина (глава из поэмы “Мертвые души”).

V. Трагическое и комическое
8. Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.
9. Н. А. Некрасов. Нравственный человек.

VI. От слова к целостному анализу художественного произведения


10. И. С. Тургенев. Стой. Мои деревья. Живые мощи.
Ф. И. Тютчев. Фонтан.
11. А. А. Тарковский .”В последний месяц осени...”.

НАВЕРХ

VII. Художественный метод: литература в движении эпох


12. Классицизм. Своеобразие русского классицизма.
Буало. Поэтика (фрагменты).
Ж. Расин. Федра.
Ж. Мольер. Мещанин во дворянстве.
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны.
Г. Р. Державин. Властителям и судиям. Фелице.
Д. И. Фонвизин. Недоросль. Исповедь.
13. Сентиментализм. Просветительский реализм.
И.-В. Гете. Страдания юного Вертера.
Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.
Д. Дефо. Робинзон Крузо.
А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
14. Романтизм. Своеобразие русского романтизма.
Дж. Байрон. Корсар. Избранная лирика.
В. Гюго. Собор Парижской Богоматери (фрагменты романа).
В. А. Жуковский. Светлана. Вечер. Море. Лесной царь.
А. С. Пушкин. “Погасло дневное светило...”. Кавказский пленник.
М. Ю. Лермонтов. “Мцыри” как произведение романтико-реалистического метода.
В. М. Гаршин. Красный цветок.
15. Реализм в искусстве XIX века.
О. Бальзак. Гобсек.
А. С. Пушкин. Станционный смотритель.
Н. В. Гоголь. Ревизор.
И. А. Бунин. Танька. Последний день. Захар Воробьев.
16. Реализм с элементами романтизма.
В. Г. Короленко. Огоньки.
А. М. Горький. Старуха Изергиль.
VII. Своеобразие развития литературы XX века
17. М. А. Шолохов. Донские рассказы (по выбору учителя).
18. М. А. Булгаков. Собачье сердце.
19. А. Т. Твардовский. Василий Теркин.
20. В. М. Шукшин. Охота жить.
21. Т. Манн. Антонио Крегер.
22. Э. Хемингуэй. Один из рассказов.

НАВЕРХ

VIII. Божеское и человеческое в искусстве


23. Л. Н. Толстой. Отец Сергий.
24. В. И. Белов. Привычное дело.
25. А. А. Блок. “Жизнь без начала и конца...” (пролог из поэмы “Возмездие”).
26. Ф. И. Тютчев. “Когда дряхлеющие силы...”.

НАВЕРХ

VIII КЛАСС

“Я ЕСМЬ, И Я ЛЮБЛЮ”

I. “Глядя из своей души на мир с любовью” (Л. Толстой)

II. Лики мира – лики любви


1. Миф об Озирисе и Исиде.
2. Из древнейшего эпоса: “Наль и Дамаянти” (перевод В. А. Жуковского).
3. Иосиф Прекрасный (фрагменты Ветхого Завета).
4. Орфей и Эвридика. Нарцисс. Кипарис. Пигмалион (по “Метаморфозам” Овидия).
5. Сопряжение времен: Еврипид. “ Медея”. Жан Ануй. “Медея”.
6. Овидий. Наука любви: за и против.
7. Грегор Нарикаци. Из “Книги скорби” (Нурек).
8. Низами. Лейла и Меджнун.
9. А. Навои. Фархад и Ширин.
10. Ш. Руставели. Витязь в тигровой шкуре.
11. Персидские мотивы: Рудаки. Хайам. Саади. Руми. Хосроф. Хафиз.
12. Поэзия Китая и Японии (Ли Бо, Ван Вэй, Ду Фу; Какиномото Хитомаро, Ямабэ Акахито, Сайгё, Басё, Камо Мабути).

НАВЕРХ


III. От итальянского Возрождения к Новому времени


13. Данте Алигьери. Божественная комедия (Ад – песнь 5-я; Рай –песнь 1-я, песнь 33-я). Из книги “Новая жизнь”: “Девять раз уже...” (сонет XIII), “Благое сердце и Любовь – одно” (XX), “После того, что я поведал...” (XXI).
14. Франческо Петрарка. Сонеты на жизнь Мадонны Лауры: “Благословен день, месяц, лето, час...” (№ 61), “Я лицезрел небесную печаль...” (№ 156), “Светило, что направило мой шаг...” (№ 306), “Средь тысяч женщин лишь одна была...” (№ 335), “В слезах былые времена кляну...” (№ 365).
15. Эпоха рыцарского отношения к женщине. Мигель де Сервантес. Несравненная Дульсинея Тобосская (фрагм. романа “Дон Кихот”).
16. В. Шекспир. Сонеты (перевод С. Маршака): “Ты музыка, но звуком музыкальным...” (№ 8), “Когда на суд безмолвных, тайных дум...” (№ 30), “Прекрасное прекрасней во сто крат...” (№ 54), “Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж...” (№ 66), “Уж если ты разлюбишь, – так теперь...” (№ 90), “Кто злом владея, зла не причинит...” (№ 94), “Люблю, – но реже говорю об этом...” (№ 102), “Едва лишь ты, о музыка моя...” (№ 128), “Ее уста на звезды не похожи...” (№ 130).
17. И.-В. Гёте. К Лилии (“Новая любовь, новая жизнь...”). Стих Лиде (“О, зачем твоей высокой властью...”). “Когда в бескрайности природы...”. Завет (“Кто жил, в ничто не обратится...”).
18. Фр. Шиллер. К Радости. Коварство и любовь.

НАВЕРХ

IV. “Счастливая невозвратимая пора детства...”


19. Л. Н. Толстой. Детство. А. Н. Толстой. Детство Никиты.
20. А. С. Пушкин. К младенцу.
М. Ю. Лермонтов. Ребенку.
И. А. Бунин. Первый соловей.
С. А. Есенин. “Заря окликает другую...”.
Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.
А. А. Тарковский. “Ходить меня учила мать...”. “Я в детстве заболел от голода и страха...”.
А. Жигулин. “Приехала мать из Воронежа...”.

V. Семейные узы


21. Л. Н. Толстой. Семейное счастье.
22. А. С. Пушкин. “Пора, мой друг, пора...”.
Н. А. Некрасов. “Внимая ужасам войны...”.
Н. А. Заболоцкий. Жена.
А. Т. Твардовский. Мать и сын. “Жизнь, Жизнь...”. Дом без жильцов. “Как сорок лет тому назад, сердцебиение при звуке...”.
Н. М. Рубцов. На память матери.
23. А. С. Пушкин. Скупой рыцарь.

НАВЕРХ

VI. “Думать о своей судьбе”


24. Л. Н. Толстой. Чем люди живы. Верьте себе.
25. А. П. Чехов. Скрипка Ротшильда.
26. Б. Зайцев. Душа.
27. А. С. Пушкин. Элегия (“Безумных лет угасшее веселье...”).
М. Ю. Лермонтов. 1831-го июня 11 дня.
Е. А. Баратынский. Стансы (“Судьбой наложенные цепи...”).
А. В. Кольцов. Раздумья селянина.
Н. А. Некрасов. Неизвестному другу (“Умру я скоро...”).
А. К. Толстой. “Дождя отшумевшего капли..”. “Горними тихо летела душа небесами...”.
Ф. И. Тютчев. “Душа хотела б быть звездой...”. Наш век. “О, вещая душа моя...”.
Н. С. Гумилев. Память.
С. А. Есенин. “Душа грустит о небесах...”.
Б. Л. Пастернак. “Быть знаменитым некрасиво...”.
А. Т. Твардовский. “Вся суть в одном единственном завете...”. “К обидам горьким собственной персоны...”. “Что нужно, чтобы жить с умом?..”.
Н. А. Заболоцкий. Неудачник.
А. А. Тарковский. “Вот и лето прошло...”. “Тот жил и умер, та жила...”. Стань самим собой. Могила поэта (памяти Н. А. Заболоцкого). Комитас.
Н. М. Рубцов. В горнице.

НАВЕРХ

VII. Заветы дружбы


28. Ф. М. Достоевский. Мальчики (из романа “Братья Карамазовы”).
29. А. С. Пушкин. 19 октября 1827. И. И. Пущину. “Чем чаще празднует лицей...”.
Р. Гамзатов. Берегите друзей.
А. А. Тарковский. Памяти друзей. “Мы крепко связаны разладом...”.
Б. А. Ахмадулина. “По улице моей который год...”.

VIII. “...И жизнь, и слезы, и любовь...”


30. А. И. Куприн. Гранатовый браслет.
31. И. А. Бунин. Солнечный удар. Темные аллеи.
32. А. С. Пушкин. “Я помню чудное мгновенье...”. Я вас любил.
Е. А. Баратынский. Разлука (“Расстались мы...”).
А. В. Кольцов. Разлука (“На заре туманной юности...”).
Н. П. Огарев. Serenade (“Песнь моя летит с мольбою...”).
Ф. И. Тютчев. “Она сидела на полу...”. Последняя любовь.
Н. А. Некрасов. Тройка. “Я не люблю иронии твоей...”. “Мы с тобой бестолковые люди...”.
А. А. Блок. Незнакомка. “О доблестях, о подвигах, о славе...”. На железной дороге.
Б. Л. Пастернак. “Любить иных – тяжелый крест...”. “Никого не будет в доме...”.
Н. А. Заболоцкий. Признание.
С. Щипачев. Слезы.
А. Жаров. Расставание.
М. Исаковский. “Где ты, лето знойное?..”.

НАВЕРХ

IX. “...И роковое их слиянье и... поединок роковой...”


33. А. С. Пушкин. Бахчисарайский фонтан.
34. М. Ю. Лермонтов. Демон.
35. И. С. Тургенев. Ася.
36. А. Н. Островский. Гроза.
37. А. И. Куприн. Олеся.
38. М. Ю. Лермонтов. “Я не унижусь пред тобою...”.
Ф. И. Тютчев. “Любовь, любовь – гласит преданье...”. “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.”.
А. А. Фет. “Сияла ночь. Луной был полон сад...”.
А. Л. Бржеской (“Далекий друг, пойми мои рыданья...”).
А. А. Ахматова. “Сжала руки под темной вуалью...”. Смятение. “Первый луч – благославленье Бога...”. “Долгим взглядом твоим истомленная...”.
М. И. Цветаева. “Вчера еще в глаза глядел...”. Любовь.
А. Яшин. “Боюсь любви, а не любить – не жить...”.
Н. Старшинов. Голуби.

X. “У любви есть слова – те слова не умрут...”


39. И. А. Бунин. Грамматика любви. А. Грин. Алые паруса. А. Барбюс. Нежность. Ст. Цвейг. Письмо незнакомке. Ч. Айтматов. Джамиля.
40. А. С. Пушкин. Сожженное письмо. “Для берегов отчизны дальней...”.
К. Н. Батюшков. Мой гений.
М. Ю. Лермонтов.Молитва ("Я, Матерь Богиня, ныне с молитвою...")
Ф. И. Тютчев. “Я помню время золотое...”.
“Я встретил вас”.
А. А. Фет. “Шепот, робкое дыханье...”. Аlter ego. “На заре ты ее не буди...”.
С. А. Есенин. “Выткался на озере алый свет зари...”. “Заметался пожар голубой...”. “Я помню, любимая, помню...”. “Не бродить, не мять в кустах багряных...”. “Дорогая, сядем рядом...”. “Я спросил сегодня у менялы...”. “Шаганэ ты моя, Шаганэ...”.
В. В. Маяковский. Так и со мной. Облако в штанах (фрагмент).
В. Федоров. “О, женщина, краса земная...”. “Любовь мне, как блистание звезды...”.
Ю. Друнина. Избранное.
А. А. Тарковский. “Хвала измерившим высоты...”. Ода (“Мало мне воздуха, мало мне хлеба...”). Первые свидания.

НАВЕРХ

XI. “Любимый труд и помыслы мои...”


41. Г. И. Успенский. Власть земли.
42. В. И. Белов. Лад (фрагменты).
43. И. Шмелев. Неупиваемая чаша.
44. А. С. Пушкин. Труд (“Мир вожделенный настал...”).
А. . Кольцов. Песни Лихача Кудрявича.
А. А. Фет. “Ты видишь за спиной косцов...”.
Б. Л. Пастернак. Февраль. “Свеча горела на столе...”.
А. Т. Твардовский. Собратья по перу.
Н. А. Заболоцкий. Бетховен.
А. А. Тарковский. К стихам. “Я учился траве, раскрывая тетрадь...”.
Н. М. Рубцов. На сенокосе.

XII. “Я родину люблю и больше многих...”


45. М. В. Ломоносов. Разговор с Анакреоном.
46. Н. М. Карамзин. Письма русского путешественника (фрагмент).
47. А. С. Пушкин. “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”. “Два чувства дивно близки нам...”.
М. Ю. Лермонтов. “Я видел тень блаженства...”. Родина.
Н. А. Некрасов. Русские женщины.
Н. М. Рубцов. Старая дорога. Ночь на Родине. Над вечным покоем.

НАВЕРХ

XIII. “Живой алтарь мирозданья...”


48. И. С. Тургенев. Лес и степь,
49. И. А. Бунин. Антоновские яблоки.
50. А. А. Платонов. В прекрасном и яростном мире.
51. А. А. Фет. Среди звезд. “Измучен жизнью, коварством надежды...”. “Целый мир от Красоты...”. Угасшим звездам.
А. К. Толстой. “Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...”.
Ф. И. Тютчев. “Как океан объемлет шар земной...”. “Нет, моего к тебе пристрастья...”. “О чем ты воешь, ветр ночной...”. День и ночь.
В. В. Маяковский. Послушайте!
Н. А. Заболоцкий. Засуха. “Вчера о смерти размышляя...”. Лесное озеро. “Во многом знании – немалая печаль...”.
А. Т. Твардовский. “Полночь в мое городское окно...”.
А. А. Тарковский. Посредине мира. Земное. “Мне бы только теперь до конца не раскрыться...”. “Хвала измерившим высоты...”. “И это снилось мне, и это снится мне...”.
Л. Мартынов. Я вас люблю!

НАВЕРХ

ХIV. “Молясь о примиренье всех людей...”


52. И. С. Тургенев. Живые мощи.
53. А. П. Чехов. Душечка. Л. Н. Толстой. Предисловие к рассказу Чехова “Душечка”.
54. И. А. Бунин. Сухая трава.
55. Ч. Айтматов. Плаха.
56. А. С. Пушкин. Великопостная молитва (“Отцы пустынники и жены непорочны...”).
И. С. Никитин. Молитва (“О боже! Дай мне воли силу...”). Сладость молитвы.
Ф. И. Тютчев. “Пошли, господь, свою отраду...”.
А. Майков. “В пустыне знойной он лежал...”. “Прочь идеалы...”.
И. Северянин. Завет (“Целуйте искренней уста...”).
А. Т. Твардовский. “Есть имена и есть такие даты...”.
М.Ю. Лермонтов. Валерик.

 

ХV. “И с Богом он дале пускается в путь...”


57. А. С. Пушкин. Подражание Корану. Странник.
58. Н. А. Некрасов. Влас.
Ф. М. Достоевский. Из дневника писателя (о стихотворении Н. А. Некрасова “Влас”).
59. Павел Флоренский. Завещание.
60. М. Ю. Лермонтов. Молитва (“В минуту жизни трудную...”).

НАВЕРХ



КРУГ ЧТЕНИЯ /5-8 классы/. Тематическая структура предмета. (Виталий Ремизов, Мария Козьмина)

5 класс – “Святые таинства природы”;
6 класс – Отец. Отчий дом. Отечество;
7 класс – Запечатленное слово;
8 класс – “Я есмь, и я люблю”.

Скачать полный вариант: К Р У Г Ч Т Е Н И Я /2 – 4 классы/.ПРОГРАММА. (Анна Шадская)

 

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы