Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Тема № 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МУДРОСТИ

Тема № 2. МУДРЕЦЫ – ПРОРОКИ, ОСНОВАТЕЛИ РЕЛИГИЙ. АНТИЧНЫЕ МУДРЕЦЫ

Тема №3. МУДРЕЦЫ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

Тема № 4. Л.Н. ТОЛСТОЙ И РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ МУДРОСТИ. Л.Н.ТОЛСТОЙ И МЫСЛИТЕЛИ ХХ ВЕКА

Л.Н. ТОЛСТОЙ И МУДРЕЦЫ МИРА
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
(Виталий Ремизов, Тамара Бурлакова, Владимир Назаров)

Программа включает в себя десять разделов, раскрывающих логику предмета: теоретические аспекты курса, источники изучения, духовный опыт Л.Н. Толстого как мудреца жизни, типы мудрецов в истории духовной культуры человечества, мудрецы-пророки, основатели религий, античные и христианские мудрецы, мудрецы нового времени, Л.Н. Толстой и русская традиция мудрости, последователи Толстого в духовной культуре XX века.

Тема № 1 нацелена на формирование у слушателей философского аппарата, позволяющего более свободно воспринимать последующие темы и быть готовыми к подготовке семинарских занятий и различных видов самостоятельной работы; содержит методологию и методы работы над источниками мудрости, указывает на необходимость закрепления навыков анализа философского текста. Перед тем, как слушатели познакомятся с учениями мудрецов мира, предшественников Л.Н. Толстого, им предлагается материал: “Мудрость жизни: жизненный опыт Л.Н. Толстого как источник мудрости”. Данный раздел служит как бы связующей нитью от теории вопроса к его истории. Через известное, ранее осмысленное, пережитое к познанию нового содержания. Чрезвычайно важен раздел “Образы мудреца в истории духовной культуры человечества”. По существу, он тоже способствует подготовке слушателей к восприятию основного содержания курса и призван заложить основы многогранного видения проблемы.

Все последующие темы тесно связаны с общим названием спецкурса – “Л.Н. Толстой и мудрецы мира”. Их содержание нацелено на уяснение отношения русского мыслителя к предшественникам, учителям жизни. В программу включены в основном имена тех мудрецов, которых Л.Н. Толстой неоднократно упоминал в своих дневниках, письмах, произведениях и которые оказали на него в разные периоды жизни огромное влияние.

Эти разделы программы наряду с раскрытием сущности учений мудрецов мира включают в себя историю отношения Толстого к предшественникам и современникам, указание на работу Толстого с первоисточниками (по материалам яснополянской библиотеки писателя).
В ходе изучения материалов курса преподаватели воочию смогут убедиться, насколько продуктивно знание мудрости мира в учебно-воспитательном процессе, как это знание влияет на качество общения ученика и учителя, на качество образования в целом. В “Школах Л.Н. Толстого” изучаются новые предметы, вошедшие в цикл духоведческих дисциплин. Среди них – “Круг чтения”, “Чаша жизни”, “Познай себя”, “Этика жизни”. Преподавание этих дисциплин требует от учителя высочайшей культуры мышления и общения. Предлагаемый спецкурс призван расширить культурный кругозор педагогов “толстовских” школ, дает возможность использовать изучаемые материалы в практике школьного образования.

По окончании курса слушатель должен продемонстрировать:
– глубокое знание основных проблем курса;
– культуру понимания основных идей первоисточников;
– осознание актуальности вопросов, связанных с целью и задачами курса;
– умение определить место Л.Н. Толстого в контексте развития духовной культуры человечества;
– искусство “перевода” опыта мудрецов мира в практику школьного образования;
– навыки самостоятельной работы и самостоятельного решения проблемы;
– высокий уровень культуры общения;
– потребность в самосовершенствовании и саморазвитии или, по крайней мере, понимание роли этих процессов в духовной жизни человека;
– осмысление связи курса с другими дисциплинами общекультурного, психолого-педагогического и предметного блоков.

Тема № 1.
ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МУДРОСТИ


Лао-Цзы

Мудрость как высшая форма духа. Культурологическая и мировоззренческая функция мудрости. Мудрость и философия.
Разум как источник мудрости. Стяжание (обретение) мудрости через духовное единение с Высшим началом жизни и стремление к единению с ним. Роль откровения в познании Бога или Высших законов природы, человека и мира. Структура мудрости. Определение мудрости у Л.Н. Толстого.


Значение памятников культуры в религиозно-философских взглядах Л. Н. Толстого. Использование Л.Н. Толстым содержания этих памятников для подтверждения его учения о едином для всех божестве, универсальном, общечеловеческом характере религиозных ценностей всех времен и народов, о возможности обретения Царства Божия на земле посредством любви и непротивления злу насилием.

Типы мудреца:
а) Религиозные мудрецы: пророки, святые, подвижники, старцы, юродивые. Роль разума в христианском понятии образа Божия в человеке. Освящение человеческого разума в процессе теозиса (обожения).
6) Мудрецы – плуты и шуты.
в) Мудрецы – мистики и духовидцы. Созерцание, медитация и экстаз как средства непосредственного единения с Богом. Соотношение рационального и иррационального в мистическом познании. Эзотерический характер знания у мистиков и духовидцев.
г) Мудрецы – философы.
д) Мудрецы – посвященные.
е) Житейские мудрецы.
ж) Профанические образы мудреца.
з) Лже-мудрецы.

Источники мудрости:
а) Священные писания и религиозные книги (Веды, Авеста, Библия, Коран, Упанишады, Бхагавадгита, Джаммапада, Законы Ману, Пураны, Талмуд и др.);
б) собрания мудрых мыслей и изречений;
в) философские труды.

Мудрость жизни: жизненный опыт Л.Н.Толстого как источник мудрости. Понятия жизни и смерти. Высшее благо жизни. Смысл жизни и страх смерти. Опыт добра и зла. Разум и чувство у Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой как мудрец.
Образы мудреца в истории духовной культуры человечества. Природа мудреца. Свойства мудрого человека по Л.Н. Толстому.


Будда

НАВЕРХ

 

Тема № 2.
МУДРЕЦЫ – ПРОРОКИ, ОСНОВАТЕЛИ РЕЛИГИЙ.
АНТИЧНЫЕ МУДРЕЦЫ

Платон и Аристотель
Причины обращения Толстого к учениям пророков – основателей религий, великих Учителей человечества. Индуизм о морально-нравственном законе Вселенной и божественной природе человека. “Мир вещей” и “мир души”. Учение о моральной триаде: Мысль, Слово и Дело. Лао-цзы о “дао” (пути) и “дэ” (добродетели). Принципы самостоятельности и недеяния в даосизме. Можно ли победить посредством уступчивости и поражения? Пропаганда Л. Н. Толстым учения Лао-цзы в России. Человеколюбие в учении Конфуция: “человек должен быть человеком”. Ритуал – конкретное воплощение принципа человеколюбия. Нравственные качества “благородного мужа”. Пути к “благородному мужу”: самосовершенствование, воспитание, образование, культура. “Середина и постоянство” – священная книга последователей Конфуция в яснополянской библиотеке Толстого (Вопросы философии и психологии. Кн. 4 (29). 1895). Четыре благородные истины Будды. Благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению зла. Десять неразрешимых вопросов. Буддийские мотивы в творчестве Толстого.

Учение Христа: новый смысл любви и жизни человека. Переоценка ценностей в христианстве. Христианская традиция воскрешения. Жизнь и учение Христа в интерпретации Толстого.
Пять устоев, составляющих основу мусульманства как мировоззрения и образа жизни. Отношение Толстого к учению Мухаммеда. Л.Н. Толстой и бабиды.

Античные мудрецы

Пифагор, орфизм и “пифагорейская жизнь”. Знание – основа познания добра и зла. Сократ о природе и сущности человека. Новый смысл добродетели. Новое понимание счастья. Революция ненасилия.
Платон: дуалистическое понимание сущности человека. “Апология Сократа”. Платон о бессмертии души. Мифы об Эре (диалог “Федр”) и летающей крылатой колеснице (диалог “Государство”); диалог “Федон”.
Этика Эпикура: избавить людей от страха смерти, научить человека быть счастливым.
Сенека: понятие “совесть” как духовная сила и моральный фундамент человека. Понятия греха и вины в философских рассуждениях Сенеки. Любовь – основа отношений между людьми.
“Мемуары” Марка Аврелия.
Античные истоки воззрений Л.Н. Толстого. Влияние на Толстого идей античных мудрецов о знании как основе добродетели, об универсальности нравственного закона, едином для всех Боге.

Марк Аврелий

 

НАВЕРХ

 

Тема №3.
МУДРЕЦЫ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ


Шопенгауэр

Л.Н. Толстой и М. Монтень: опыты педагогического откровения.
Л.Н. Толстой – читатель Блеза Паскаля. Б. Паскаль о нищете и величии человеческого существования, о грехопадении и искушении, о смысле жизни и смерти.
Спиноза о поиске истины, придающей смысл жизни. Нравственный идеал Спинозы. Познание как освобождение от страстей и основа добродетели. Две “Исповеди”: Л. Н. Толстой и Ж.-Ж. Руссо. Произведения Руссо в яснополянской библиотеке писателя. “Эмиль”, или Педагогический путеводитель. “Ребенок – первообраз гармонии, правды, красоты и добра”.
Понятие морали в практической философии Канта. Идея свободы у Канта и Толстого. Соотношение морали и религии. О добре и зле в человеческой природе. Толстой и Кант: общее и различное в их нравственных учениях. Шопенгауэр и его философия воли к жизни. Почему Л. Н. Толстой считал Шопенгауэра величайшим мудрецом мира?

Л.Н. Толстой и американские мудрецы нового времени: Р. У. Эмерсон, Генри Торо. Высокая оценка их творчества писателем. Влияние идей философов нового времени на взгляды Л.Н. Толстого о необходимости возвращения к природе и пагубе прогресса, о сострадании ко всему живому, о Боге как гаранте нравственности.

НАВЕРХ

 

Тема № 4.
Л.Н. ТОЛСТОЙ И РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ МУДРОСТИ.
Л.Н.ТОЛСТОЙ И МЫСЛИТЕЛИ ХХ ВЕКА

Святые и юродивые Древней Руси. Легенда об Алексии, божьем человеке. Русские старцы. Л.Н. Толстой в общении с оптинскими старцами. Мученики веры (раскольники, сектанты, еретики). Образ мудрого правителя на Руси: легенда о старце Федоре Кузьмиче. Незаконченная повесть Л. Н. Толстого “Посмертные записки старца Федора Кузьмича”: неизвестные страницы истории создания. Русские мыслители о человеке, его жизни. Журнал “Вехи” в оценке Л.Н. Толстого (по материалам яснополянской библиотеки писателя).

Влияние идей Л. Н. Толстого на философскую мысль XX века. Роль учения Л.Н. Толстого о непротивлении в политическом самоопределении Индии. “Толстовская ферма” М. Ганди. Л.Н. Толстой “Письмо к индусу”. Л. Н. Толстой – теософская и антропософская мысль XX века (Е. Блаватская, Н. Рерих, Р. Штайнер). В. Вернадский: человек – духовность – ноосфера. Л.Н. Толстой и А. Швейцер: любовь к людям – благоговение перед жизнью. Мыслители XX века о путях развития человечества.


Махатма Ганди

НАВЕРХ

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы