Л.Н.Толстой и мудрецы мира
Тема № 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МУДРОСТИ
Тема № 2. МУДРЕЦЫ – ПРОРОКИ, ОСНОВАТЕЛИ РЕЛИГИЙ. АНТИЧНЫЕ
МУДРЕЦЫ
Тема №3. МУДРЕЦЫ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Тема № 4. Л.Н. ТОЛСТОЙ И РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ МУДРОСТИ.
Л.Н.ТОЛСТОЙ И МЫСЛИТЕЛИ ХХ ВЕКА
Л.Н. ТОЛСТОЙ И МУДРЕЦЫ МИРА
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
(Виталий Ремизов, Тамара Бурлакова, Владимир Назаров)
|
Программа включает в себя десять разделов, раскрывающих
логику предмета: теоретические аспекты курса, источники
изучения, духовный опыт Л.Н. Толстого как мудреца жизни,
типы мудрецов в истории духовной культуры человечества,
мудрецы-пророки, основатели религий, античные и христианские
мудрецы, мудрецы нового времени, Л.Н. Толстой и русская
традиция мудрости, последователи Толстого в духовной
культуре XX века. |
Тема № 1 нацелена на формирование у слушателей философского
аппарата, позволяющего более свободно воспринимать последующие
темы и быть готовыми к подготовке семинарских занятий и
различных видов самостоятельной работы; содержит методологию
и методы работы над источниками мудрости, указывает на необходимость
закрепления навыков анализа философского текста. Перед тем,
как слушатели познакомятся с учениями мудрецов мира, предшественников
Л.Н. Толстого, им предлагается материал: “Мудрость жизни:
жизненный опыт Л.Н. Толстого как источник мудрости”. Данный
раздел служит как бы связующей нитью от теории вопроса к
его истории. Через известное, ранее осмысленное, пережитое
к познанию нового содержания. Чрезвычайно важен раздел “Образы
мудреца в истории духовной культуры человечества”. По существу,
он тоже способствует подготовке слушателей к восприятию
основного содержания курса и призван заложить основы многогранного
видения проблемы.
Все последующие темы тесно связаны с общим названием спецкурса
– “Л.Н. Толстой и мудрецы мира”. Их содержание нацелено
на уяснение отношения русского мыслителя к предшественникам,
учителям жизни. В программу включены в основном имена тех
мудрецов, которых Л.Н. Толстой неоднократно упоминал в своих
дневниках, письмах, произведениях и которые оказали на него
в разные периоды жизни огромное влияние.
Эти разделы программы наряду с раскрытием сущности учений
мудрецов мира включают в себя историю отношения Толстого
к предшественникам и современникам, указание на работу Толстого
с первоисточниками (по материалам яснополянской библиотеки
писателя).
В ходе изучения материалов курса преподаватели воочию смогут
убедиться, насколько продуктивно знание мудрости мира в
учебно-воспитательном процессе, как это знание влияет на
качество общения ученика и учителя, на качество образования
в целом. В “Школах Л.Н. Толстого” изучаются новые предметы,
вошедшие в цикл духоведческих дисциплин. Среди них – “Круг
чтения”, “Чаша жизни”, “Познай себя”, “Этика жизни”. Преподавание
этих дисциплин требует от учителя высочайшей культуры мышления
и общения. Предлагаемый спецкурс призван расширить культурный
кругозор педагогов “толстовских” школ, дает возможность
использовать изучаемые материалы в практике школьного образования.
По окончании курса слушатель должен продемонстрировать:
– глубокое знание основных проблем курса;
– культуру понимания основных идей первоисточников;
– осознание актуальности вопросов, связанных с целью и задачами
курса;
– умение определить место Л.Н. Толстого в контексте развития
духовной культуры человечества;
– искусство “перевода” опыта мудрецов мира в практику школьного
образования;
– навыки самостоятельной работы и самостоятельного решения
проблемы;
– высокий уровень культуры общения;
– потребность в самосовершенствовании и саморазвитии или,
по крайней мере, понимание роли этих процессов в духовной
жизни человека;
– осмысление связи курса с другими дисциплинами общекультурного,
психолого-педагогического и предметного блоков.
Тема № 1.
ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МУДРОСТИ
Лао-Цзы |
Мудрость как высшая форма духа. Культурологическая
и мировоззренческая функция мудрости. Мудрость и философия.
Разум как источник мудрости. Стяжание (обретение)
мудрости через духовное единение с Высшим началом
жизни и стремление к единению с ним. Роль откровения
в познании Бога или Высших законов природы, человека
и мира. Структура мудрости. Определение мудрости у
Л.Н. Толстого.
Значение памятников культуры в религиозно-философских
взглядах Л. Н. Толстого. Использование Л.Н. Толстым
содержания этих памятников для подтверждения его учения
о едином для всех божестве, универсальном, общечеловеческом
характере религиозных ценностей всех времен и народов,
о возможности обретения Царства Божия на земле посредством
любви и непротивления злу насилием.
|
Типы мудреца:
а) Религиозные мудрецы: пророки, святые, подвижники, старцы,
юродивые. Роль разума в христианском понятии образа Божия
в человеке. Освящение человеческого разума в процессе теозиса
(обожения).
6) Мудрецы – плуты и шуты.
в) Мудрецы – мистики и духовидцы. Созерцание, медитация
и экстаз как средства непосредственного единения с Богом.
Соотношение рационального и иррационального в мистическом
познании. Эзотерический характер знания у мистиков и духовидцев.
г) Мудрецы – философы.
д) Мудрецы – посвященные.
е) Житейские мудрецы.
ж) Профанические образы мудреца.
з) Лже-мудрецы.
Источники мудрости:
а) Священные писания и религиозные книги (Веды, Авеста,
Библия, Коран, Упанишады, Бхагавадгита, Джаммапада,
Законы Ману, Пураны, Талмуд и др.);
б) собрания мудрых мыслей и изречений;
в) философские труды.
Мудрость жизни: жизненный опыт Л.Н.Толстого как источник
мудрости. Понятия жизни и смерти. Высшее благо жизни.
Смысл жизни и страх смерти. Опыт добра и зла. Разум
и чувство у Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой как мудрец.
Образы мудреца в истории духовной культуры человечества.
Природа мудреца. Свойства мудрого человека по Л.Н.
Толстому.
|
Будда
|
НАВЕРХ
Тема № 2.
МУДРЕЦЫ – ПРОРОКИ, ОСНОВАТЕЛИ РЕЛИГИЙ.
АНТИЧНЫЕ МУДРЕЦЫ
Платон и Аристотель
|
Причины обращения Толстого к учениям
пророков – основателей религий, великих Учителей человечества.
Индуизм о морально-нравственном законе Вселенной и божественной
природе человека. “Мир вещей” и “мир души”. Учение о
моральной триаде: Мысль, Слово и Дело. Лао-цзы о “дао”
(пути) и “дэ” (добродетели). Принципы самостоятельности
и недеяния в даосизме. Можно ли победить посредством
уступчивости и поражения? Пропаганда Л. Н. Толстым учения
Лао-цзы в России. Человеколюбие в учении Конфуция: “человек
должен быть человеком”. Ритуал – конкретное воплощение
принципа человеколюбия. Нравственные качества “благородного
мужа”. Пути к “благородному мужу”: самосовершенствование,
воспитание, образование, культура. “Середина и постоянство”
– священная книга последователей Конфуция в яснополянской
библиотеке Толстого (Вопросы философии и психологии.
Кн. 4 (29). 1895). Четыре благородные истины Будды.
Благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению
зла. Десять неразрешимых вопросов. Буддийские мотивы
в творчестве Толстого. |
Учение Христа: новый смысл любви и жизни человека. Переоценка
ценностей в христианстве. Христианская традиция воскрешения.
Жизнь и учение Христа в интерпретации Толстого.
Пять устоев, составляющих основу мусульманства как мировоззрения
и образа жизни. Отношение Толстого к учению Мухаммеда. Л.Н.
Толстой и бабиды.
Античные мудрецы
Пифагор, орфизм и “пифагорейская жизнь”. Знание –
основа познания добра и зла. Сократ о природе и сущности
человека. Новый смысл добродетели. Новое понимание счастья.
Революция ненасилия.
Платон: дуалистическое понимание сущности человека.
“Апология Сократа”. Платон о бессмертии души. Мифы об
Эре (диалог “Федр”) и летающей крылатой колеснице (диалог
“Государство”); диалог “Федон”.
Этика Эпикура: избавить людей от страха смерти, научить
человека быть счастливым.
Сенека: понятие “совесть” как духовная сила и моральный
фундамент человека. Понятия греха и вины в философских
рассуждениях Сенеки. Любовь – основа отношений между
людьми.
“Мемуары” Марка Аврелия.
Античные истоки воззрений Л.Н. Толстого. Влияние на
Толстого идей античных мудрецов о знании как основе
добродетели, об универсальности нравственного закона,
едином для всех Боге. |
Марк Аврелий |
НАВЕРХ
Тема №3.
МУДРЕЦЫ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Шопенгауэр
|
Л.Н. Толстой и М. Монтень: опыты педагогического
откровения.
Л.Н. Толстой – читатель Блеза Паскаля. Б. Паскаль о
нищете и величии человеческого существования, о грехопадении
и искушении, о смысле жизни и смерти.
Спиноза о поиске истины, придающей смысл жизни. Нравственный
идеал Спинозы. Познание как освобождение от страстей
и основа добродетели. Две “Исповеди”: Л. Н. Толстой
и Ж.-Ж. Руссо. Произведения Руссо в яснополянской библиотеке
писателя. “Эмиль”, или Педагогический путеводитель.
“Ребенок – первообраз гармонии, правды, красоты и добра”.
Понятие морали в практической философии Канта. Идея
свободы у Канта и Толстого. Соотношение морали и религии.
О добре и зле в человеческой природе. Толстой и Кант:
общее и различное в их нравственных учениях. Шопенгауэр
и его философия воли к жизни. Почему Л. Н. Толстой считал
Шопенгауэра величайшим мудрецом мира? |
Л.Н. Толстой и американские мудрецы нового времени: Р.
У. Эмерсон, Генри Торо. Высокая оценка их творчества писателем.
Влияние идей философов нового времени на взгляды Л.Н. Толстого
о необходимости возвращения к природе и пагубе прогресса,
о сострадании ко всему живому, о Боге как гаранте нравственности.
НАВЕРХ
Тема
№ 4.
Л.Н. ТОЛСТОЙ И РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ МУДРОСТИ.
Л.Н.ТОЛСТОЙ И МЫСЛИТЕЛИ ХХ ВЕКА
Святые и юродивые Древней Руси. Легенда об
Алексии, божьем человеке. Русские старцы. Л.Н. Толстой в
общении с оптинскими старцами. Мученики веры (раскольники,
сектанты, еретики). Образ мудрого правителя на Руси: легенда
о старце Федоре Кузьмиче. Незаконченная повесть Л. Н. Толстого
“Посмертные записки старца Федора Кузьмича”: неизвестные
страницы истории создания. Русские мыслители о человеке,
его жизни. Журнал “Вехи” в оценке Л.Н. Толстого (по материалам
яснополянской библиотеки писателя).
Влияние идей Л. Н. Толстого на философскую мысль XX века. Роль учения Л.Н.
Толстого о непротивлении в политическом самоопределении
Индии. “Толстовская ферма” М. Ганди. Л.Н. Толстой
“Письмо к индусу”. Л. Н. Толстой – теософская и антропософская
мысль XX века (Е. Блаватская, Н. Рерих, Р. Штайнер).
В. Вернадский: человек – духовность – ноосфера. Л.Н.
Толстой и А. Швейцер: любовь к людям – благоговение
перед жизнью. Мыслители XX века о путях развития человечества.
|
Махатма Ганди |
НАВЕРХ
|
|
|