Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Новые предметы: Этика жизни

ПРОГРАММА КУРСА
«ПУТЬ ЖИЗНИ»
Автор – Т. Т. Бурлакова,
научный редактор – В. Б. Ремизов

Программа курса «Путь жизни»
Цикл нравственных бесед для детей среднего
и старшего школьного возраста

Л. Н. Толстой в статье «О воспитании» писал: «...первое и главное знание, которое свойственно прежде всего преподавать детям и учащимся взрослым,– это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что всегда, при всех возможных условиях, дурным?»
Главная цель курса «Путь жизни» – помочь ребенку ответить на эти важные вопросы бытия, создать предпосылки для его духовного становления, помочь отыскать бессмертный смысл существования, показать возможности свободы духовного выбора, возможности отыскания и сотворения собственного «пути жизни» – пути нравственного самосовершенствования, а через самосовершенствование – совершенствования общественного сознания. Однажды Толстой сказал: «Человек – это ангел, рождающийся из зверя». Показать ребенку этот путь «от зверя до ангела» – задача цикла.

«Путь жизни» – цикл нравственных бесед. Этой форме общения с ребенком Л. Н. Толстой придавал особое значение. Отсюда и название одного из его произведений – «Беседы с детьми по нравственным вопросам». Встречаясь с учителями в 1909 г., писатель обратил их внимание на важность живой, проходящей в непридуманной обстановке беседы. «Я думаю,– сказал он,– что это необходимо, и это дает нравственное удовлетворение и учителю, когда не все идет на изучение... мертвечины».
Сам Толстой неоднократно беседовал с детьми по вопросам нравственным. Впоследствии из этих бесед и составился цикл «Беседы с детьми по нравственным вопросам». В небольшом вступлении к этому циклу писатель рассказал и о своей методике проведения подобных бесед. Они проходили в форме диалога, в естественной обстановке.

Опыт Л. Н. Толстого необходимо использовать при реализации программы «Путь жизни». Беседам с воспитанниками среднего школьного возраста важно придать дискуссионный характер; беседы со старшими могут перерастать в диспуты. Однако необходимо так построить беседу, чтобы все дети могли высказать свои взгляды на поставленные вопросы. Для педагога в построении беседы главным должна стать ориентация на общечеловеческий, в т. ч. христианский идеал нравственности, воплотившийся в книгах Л. Н. Толстого «Путь жизни» и «Круг чтения», вобравших все лучшее, чем жило, живет и будет жить человечество.

При проведении бесед учитель (воспитатель) должен избегать назидательности, а стремиться тонко и деликатно, опираясь на жизненный опыт ребенка (часто, к сожалению, негативный), подводить его к выбору идеала, умело моделируя ситуацию. Особое значение при этом приобретает непосредственное нравственное общение детей и взрослых, общение детей между собой. Очень важно в беседах с воспитанниками использовать примеры из жизни детей, жизни школы, предлагать анализировать эти примеры.

Важным моментом является опора учителя (воспитателя) на ранее полученные детьми знания во время изучения «духоведческих» предметов в толстовских школах: «Чаша жизни», «Познай себя» «Круг чтения» и др.

Многие нравственные понятия лучше будут постигаться детьми с помощью поэтических, музыкальных, живописных образов. Поэтому занятия «Пути жизни» носят интегративный характер, на них широко используются различные средства обучения, воспитания, развития ребенка (поэзия, музыка, живопись, книга и др.).

Часть бесед может проводиться не только в помещении, но и на природе, например на лугу, в цветущем саду, в парке, в музее.
Подготовка и проведение бесед цикла «Путь жизни» предполагает и внутреннюю работу воспитателя, который и сам должен стремиться подняться на новую ступень в собственном развитии.


Тематика занятий


1. «Человек – это ангел, рождающийся из зверя» (Л. Н. Толстой).
2. Жизнь – благо. О жизни и смерти.
3. Человек – творец своего счастья или раб обстоятельств (судьбы)?
4. Чистота нравственного чувства. О намерениях злых и добрых.
5. Добро и зло.
6. О любви. Всегда ли она всесильна?
7. Любовь и измена.
8. Что такое самосовершенствование? С чего оно начинается?
9. Грехи. Есть ли безгрешные люди?
10. Излишество.
11. Тунеядство.
12. Корыстолюбие.
13. Гнев.
14. Гордость.
15. Насилие и наказание.
16. Тщеславие. Зависть. Осуждение.
17. Ложь и обман.
18. Предательство.
19. Милосердие.
20. Сострадание. Чуткость. Жалость.
21. Мужество.
22. О патриотизме истинном и ложном.
23. Эгоизм и альтруизм.
24. Здоровое питание.
25. Вера. Бог.
26. О жизни и смерти.
27. О здоровом образе жизни.
28. В чем я вижу мое бессмертие.


СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ
Жизнь – благо. О жизни и смерти


Тайна жизни и смерти волновала человека с древнейших времен. О ней размышляли философы (Сократ, Платон, Аристотель), писатели и поэты, простые люди. А. Камю спрашивал: «Стоит или не стоит жизнь того, чтобы прожить ее?» Другие задавали вопросы: «Что такое жизнь?», «Что такое смерть?», «Зачем приходим мы в этот мир?», «Куда уходит человек?», «Уходит ли он навсегда или возвращается вновь?», «В чем смысл нашего существования?» На эти и многие другие вопросы миллионы людей с древних времен до наших дней мучительно искали ответы.

Детям предлагается для самостоятельного осмысления притча о путнике и разъяренном звере («Исповедь» Л. Н. Толстого).

– Попытайтесь разгадать символы притчи (черная и белая мыши, капли меда и т. д.).

Далее следует вспомнить легенду о Шакья-Муни (Гаутаме), будущем Будде, который, прожив 29 лет в роскоши и удовольствиях, вдруг оставил прежний образ жизни и начал новую жизнь.

– Как вы думаете, что могло коренным образом изменить жизнь молодого человека? (Гаутама понял, что он смертен, и ничто – ни богатство, ни семья, ни что-либо другое – не спасут его от рокового конца.) Вот как легенда рисует этот переворот. И он пришел к выводу, что раз человек смертен, то жизнь есть зло, она ничтожна, лишена смысла земного существования, человек в этом мире обречен на страдания.
А так как всякое бытие есть страдание, то для уничтожения страдания нужно уничтожить само бытие, разрушить его, «погасить в Нирване».

– Можем ли мы согласиться с Гаутамой? ( В жизни много не только горя, но и радости.)

– Как смотрел на смерть Гаутама? (Так же, как на зло.)

– Так что же такое смерть? Как мы воспринимаем смерть? (В обыденном сознании смерть – противоположность жизни, мертвое – противоположность живому, и наоборот.) Но так ли это?
На самом деле смерть противоположна не жизни, а рождению. И рождение, и смерть – этапы жизни. Сегодняшний естественнонаучный взгляд на смерть разрушает представление о жизни и смерти как о живом и мертвом теле. Можно привести примеры вывода людей из состояния клинической смерти, а также вспомнить книгу Моуди «Жизнь после смерти». Поэтому не лишены смысла слова Сократа: «Кто знает, может быть, смерть есть жизнь, а жизнь есть смерть». Русский философ Лев Шестов так прокомментировал эту мысль: «Мудрейшие из людей с древних времен живут в этом загадочном безумии незнания. Только посредственные люди твердо знают, что такое жизнь и что такое смерть».
Многие, например Платон, считали, что темы смерти и творчества неразделимы. А русский поэт Георгий Адамович писал: «Нельзя быть поэтом, не помня о смерти... Во всем великом, что людьми было написано, смерть видимо или невидимо присутствует. Она – не всегда тема, но она – всегда фон, как и в нашем существовании».

(Далее можно прочитать стихотворения Я. Полонского или Е. Баратынского «Смерть».)
Таким образом, мы видим, что не все смотрели на смерть как на зло. Но никто не мог и не может ответить однозначно на вопрос «что такое смерть – зло или благо?».

– Как вы думаете, почему? Чтобы убедиться в чем-либо, необходимо знание сущности предмета или явления, необходим опыт. А есть ли у человека опыт умирания? (Он у человечества отсутствует. Поэтому на поставленный вопрос однозначного ответа нет. Он принадлежит, как говорят философы, к предельным вопросам, на которые нет однозначных и точных ответов.)

– Боится ли человек смерти? Почему? (Большая часть людей боится смерти, это страх перед неизвестностью.)

– Может ли человек жить постоянно в страхе? Можно ли избавиться от страха смерти?
Страх смерти знаком многим. Испытал его и Лев Николаевич Толстой. Однажды, путешествуя, он остановился в гостинице г. Арзамаса и ночью пережил состояние ужаса при мысли о смерти («арзамасский ужас»). В 70-е годы эти мысли вернулись. Также как и Шакья-Муни, он размышляет над вопросом, зачем жить, если человека ожидают болезни, старость, смерть. «В чем смысл жизни, который не уничтожался бы предстоящей смертью?»,– спрашивает он себя в дневнике.

– А как вы думаете, для чего человеку жить? В чем смысл жизни?

Л. Н. Толстой мучительно искал выход из тупика. Наблюдая жизнь окружающих его людей, он нашел, что для людей его круга есть четыре выхода из ужасного положения:

1) выход неведения, характерный для женщин и детей (не думать о смерти. М. Монтень писал: «Лекарство, применяемое невежественными людьми,– вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой!»);

2) выход эпикурейства (знать о смерти и продолжать радоваться жизни, вкушая удовольствия. Пример – Стива Облонский в романе «Анна Каренина»);

3) выход силы и энергии (самоубийство. Сам Толстой, как и герой романа «Анна Каренина» К. Левин, в определенный период жизни «прятал веревку, чтобы не повеситься, и ружье, чтобы не застрелиться»);

4) выход слабости (знать о смерти и влачить жалкое существование).

Эти «выходы» не удовлетворяли Толстого. О поисках своего выхода он рассказал в «Исповеди», книге «О жизни», «В чем моя вера» и других произведениях.

В трактате «В чем моя вера» Толстой писал: «Смерть, смерть, смерть каждую секунду ждет вас. Жизнь ваша всегда совершается в виду смерти. Если вы трудитесь лично для себя в будущем, то вы сами знаете, что в будущем для вас одна смерть. И эта смерть разрушает то, для чего вы трудились. Стало быть, жизнь для себя не имеет никакого смысла. Если есть жизнь разумная, то она должна быть какая-нибудь другая, т. е. такая цель, которой не в жизни для себя в будущем. Чтобы жить разумно, надо жить так, чтобы смерть не могла разрушить жизни».

– Как вы думаете, почему Толстой писал, что жизнь для себя не имеет смысла? Человек всегда мечтал о бессмертии. В чем эта мечта воплощалась? Многие современники писателя также размышляли над этими проблемами. Среди них – и друг Толстого Николай Федорович Федоров – библиотекарь Румянцевского музея, где часто бывал Лев Николаевич. Н. Ф. Федоров считал смерть основным злом мира. И он бросил вызов этому злу. Главной его идеей стала идея объединения усилий всех людей для овладения слепыми силами природы и преодоления смерти. Для него смерть – не фатальное явление, не безусловная необходимость, а сила, которая может быть управляема разумом. Смерть, считал он, должна стать предметом научного исследования, частью «общего дела», которое выведет общество из «небратского» состояния. Федоров создал уникальную теорию всеобщего воскрешения умерших: «Хотя первый воскрешенный будет, по всей вероятности, воскрешен тотчас же после смерти, едва успев умереть, а за ним последуют те, которые менее подверглись тлению, но каждый новый опыт в этом деле будет облегчать дальнейшие шаги. С каждым новым воскрешением знание будет расти, будет оно на высоте задачи и тогда, когда род человеческий дойдет и до первого умершего»,– писал он в книге «Философия общего дела».

Л. Н. Толстой смысл жизни увидел в исполнении закона любви.

– Что это за закон? В каких произведениях он нашел выражение? (Библия: «Возлюби ближнего, как самого себя».)

Исполнение закона любви спасает человека и от страха смерти. Далее можно привести отрывки из повести Толстого «Смерть Ивана Ильича».

– Почему исчез страх смерти у героя повести?

Завершить беседу можно мыслью о том, что человек, живущий по законам любви, живущий для других, а не только для себя, обеспечивает себе бессмертие. Можно вспомнить слова М. Монтеня: «Жизнь сама по себе ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее. <…> Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы использовали ее: иной прожил долго, да пожил мало; не мешкайте, пока пребываете здесь. Ваша воля, а не количество прожитых лет определяет продолжительность вашей жизни».

В качестве примеров бессмертия можно привести имена Пушкина, Лермонтова, других великих людей; рассказ о царевне Силинчи из «Азбуки» Л. Н. Толстого и др.
В заключение можно привести фрагменты из книги Л. Н. Толстого «Путь жизни» (главы «После смерти», «Жизнь – благо»).


О любви


Из всех тайн, которые пытается раскрыть человек, одной из главных является тайна любви. С понятием любви связаны самые глубокие и лучшие чувства человека. Только через любовь и в любви человек становится человеком. Нет человека, который бы не был с ней знаком. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть: тогда бы не было и человека. Также как слепой знает что-то о свете, так и человек – о любви.


А сколько о любви сложено стихов, песен, романсов, написано книг!

– Какие вы помните?

(Исполняется несколько произведений о любви: стихотворения (по выбору), романсы (фонозаписи).)
А сколько произведений живописи были созданы художниками, вдохновленными любовью! (Показать ряд женских, детских, семейных портретов.)

– Как вы думаете, когда возникла любовь?

Многие считают, что любовь родилась позже своих собратьев – ненависти, зависти, дружелюбия, материнского чувства. Пещерные люди не знали любви.

– Вы не согласны с этой точкой зрения?

История древнего мира донесла до нас множество историй о любви. Одна из самых древних – история любви юного египетского фараона Эхнатона и его красавицы-жены Нефертити. (Показать портрет Нефертити. И сегодня ее изображение можно встретить на самых разных предметах.)

Один из самых древних мифов – миф о любви певца Орфея и нимфы Эвридики.

– Какой предстает любовь в этом мифе? Что и кого можно любить?

Древние греки различали несколько видов любви:

1. «Эрос», покровителем которой был бог Эрот, или Эрос,– любовь-страсть, безумная любовь. Отсюда – «эротика» – искусство любви.

2. «Филиа». Этот смысл шире, чем «эрос»: можно любить отца, мать, друга, родной город, народ,
познание (например, философия – любовь к мудрости). Это – любовь-дружба.

3. «Агапе» – рассудочная любовь-долг к человечеству, к справедливости.

4. «Сторге» – любовь общего характера, как и «агапе», но обладающая более выраженной личной симпатией, склонностью, например любовь к профессии, к жанру искусства.

5. «Элеос» – любовь-сострадание, любовь-жалость.

Не случайно греки создали целый пантеон богов – покровителей любви, которые находились в свите главной богини любви – Афродиты: Эрот олицетворял начало и конец любви (одна его стрела рождала любовь, другая – гасила ее), Гимэрот олицетворял плотские наслаждения, Аптэрос – ответную любовь, Поф – страстное желание, богиня Пейто – любовные уговоры, Гименей – брак.
Яркое отражение тема любви нашла в музыке. (Звучат музыкальные произведения, посвященные теме любви.)

А какой вы видите настоящую любовь? Какими чертами она характеризуется? Как вы думаете, нужно и можно ли научиться любить?

Замечательный американский психолог, социолог, философ Эрих Фромм в книге «Искусство любить» утверждает, что любовь – это искусство, требующее опыта, умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, ее надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по его мнению, следующие обстоятельства:

1) большая часть людей смотрит на любовь с позиций «Как быть любимым», но не «Как любить»;

2) представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить (можно предложить вспомнить пословицы и поговорки, фразеологизмы на эту тему: «Любовь зла...», «Любовь – злодейка» и т. д.);

3) смешиваются понятия «влюбленность» и «состояние любви», в результате чего создается мнение, что ничего нет легче любви;

4) любовь сводится к взаимоотношениям мужчины и женщины, хотя понятие «любовь» более широкое. Любовью отмечена вся жизнь человеческая.

Э. Фромм в своей книге называет проявления «настоящей» любви, которая включает в себя:

1) заботу (активное отношение к тому, кого мы любим, труд на пользу другого);

2) отзывчивость (готовность отозваться на призыв, просьбу);

3) уважение (как способность видеть человека таким, каков он есть);

4) познание (способность преодолеть слепоту, неумение разглядеть друг друга).

(Характеристику каждой черты необходимо предварить беседой и предложить ребятам объяснить, как они понимают уважение, заботу, отзывчивость, познание.)

Л. Н. Толстой, центром учения которого была Любовь, характеризуя настоящую любовь в книге «Путь жизни», вспомнил легенду о созвездии Большой Медведицы и притчу о добродетельном человеке. Какие черты любви описаны в этих фрагментах?

Христианство породило высший тип любви. Христианская религия трактует любовь как высший тип нравственности, наиболее глубоко раскрывающий человеческую сущность. Под любовью понималась некая внутренняя сила человека, которая никогда не иссякает, а беспрестанно распространяется на все действия человека, направляя его к благоденствию. Она включает любовь к Богу, к людям (ближним) и к самому себе.

Черты христианской любви прекрасно раскрываются самим Иисусом в его знаменитых притчах: об отце и двух сыновьях, о блудном сыне, о грешнице – и других. В процессе бесед, которыми сопровождается чтение притч, дети подходят к пониманию сути данного типа любви.

Можно предложить объяснить понятие «ближний», подвести детей к осознанию смысла любви не только к любящим нас, но и к врагам. Для этого необходимо вспомнить и страдания Иисуса, который принял их из-за любви к людям и, приняв страдания, простил своих мучителей.

– Как вы думаете, способен ли человек любить людей так, как Христос? А нужно ли это? Как этому научиться? (Совершенствуя себя, борясь со своими грехами.)

Л. Н. Толстой писал в книге «Путь жизни»: «То, что ты не любишь, не означает, что в тебе нет любви, а только то, что в тебе есть нечто, мешающее любить... Твоя душа полна любви, но она не может открыться, ибо твои грехи не дают ей этого. Освободи душу от того, что ее очерняет».

Какие грехи имел в виду Толстой? (Злобу, зависть, гнев, гордыню, которые мешают людям любить друг друга.)

Завершить беседу можно стихотворением о любви, романсом или афоризмом одного из мудрецов мира.

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы