|
ФАИНА ВАРЕГИНА – АВТОР РАЗДЕЛОВ САЙТА
ПО МАТЕМАТИКЕ
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
|
Автор видит в Вас своих единомышленников и благодарен Вам
за то, что Вы обратились к педагогической системе «Школа Л.Н.
Толстого», основой которой являются гуманистические, духовно-нравственные
идеи нашего великого земляка. Л.Н. Толстой более ста лет обогащает
душу каждого человека, обращает его в сторону добра и справедливости.
Математика в системе «Школа Л.Н. Толстого» занимает особое
место. Во-первых, потому что традиционно она рассматривается
как наука, изучающая абстракции реальной действительности,
оторванная в силу этого от всего того, что составляет духовность
человека.
Хотя сразу можно привести в качестве свидетельства
противоположного отношения к математике слова А.С. Пушкина
о том, что вдохновение в геометрии нужно так же, как и
в поэзии.
. Во-вторых, в силу объективных обстоятельств экспериментальная
программа по математике (1-4 кл.) не создана, но в настоящее
время группа ученых работает над концепцией естественно-математического
образования в «Школе Л.Н. Толстого», которая в итоге станет
основой создания программы по математике и соответствующий
ей учебно-методических материалов.
|

Толстовская гимназия № 4
|
Помня же о том, что любая педагогическая система должна обладать
целостностью, в нашем случае направленностью всех составляющих
ее компонентов, (в том числе и всех учебных дисциплин) на
духовное развитие каждого ребенка, на становление его неповторимой
индивидуальности, учета его жизненного опыта. Вот поэтому
автор в своей пояснительной записке и других составляющих
образовательной программы по математике показывает, каким
образом на основе любого из рекомендуемых МО РФ учебно-методических
комплексов по математике можно и более того необходимо создавать
в учебно-познавательном процессе оптимальные условия для развития
у каждого ученика разума, культуры чувств, самостоятельности
. Автор достаточно подробно останавливается на сущности этих
феноменов духовного развития, а так же раскрывает содержание
понятий культуры мышления и интеллектуального самосовершенствования.
На конкретных примерах показывает возможности их развития
в процессе изучения математики.
НАВЕРХ
Кроме того, достаточно большое внимание уделено особенностям,
которыми должно обладать содержание математики в «Школе Л.Н.
Толстого», какие дополнения целесообразно ввести к программному
материалу, чтобы через содержание обеспечить:
- развитие исторического сознания («Мы живы только в той мере,
в которой сознаем себя частью всего бесконечного»);
- осознание каждым учеником целесообразности математических
знаний через соотнесенность их с современной жизнью, как на
уровне развития науки, техники, общественной жизни, так и
на утилитарно-практическом;
- организацию математической деятельности ребенка в зависимости
от его природных данных, особенностей мышления (предметно-действительного,
наглядно-образного, словесно-логического).
Естественно, особый акцент автор делает на формы и методы
обучения, на характер взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик»,
форма которых – со-трудничество, со-творчество, со-участие,
со-причастность, со-переживание, а основа – «единение, достигаемое
любовью».

Толстовская гимназия № 4
|
Немаловажным фактом, отражающим одну из
особенностей педагогической системы «Школа Л.Н. Толстого»,
являются средства изучения культуры мышления и интеллектуального
самосовершенствования, стержнем которых служит достаточно
высокий уровень развития мыслительных операций (сравнение,
классификация и др.) и общеучебных умений (целеполагание,
планирование и др.). |
Для этого автор предлагает специальную методику изучения
динамик становления у каждого ребенка мыслительных операций,
учебных умений, математических знаний-умений-навыков.
Эта методика содержит серию срезов, представленных письменными
работами, обеспеченными соответствующим аппаратом, на основе
которого осуществляется количественный и качественный анализ
результатов. Содержание срезов для 1-4 классов дано в приложении
к образовательной программе.
Следует специально заметить, что предложенная методика может
быть использована в любом общеобразовательном учреждении независимо
от его типа и направления.
В образовательной программе математике отведено 10 учебных
часов. В ней определены наиболее значимые, с точки зрения
автора, темы (методика становления вычислительных навыков,
обучение решению задач и др.). Они рассматриваются с целью
установления специфики работы над этим материалом в «Школе
Л.Н. Толстого».
Автор надеется на сотрудничество и сотворчество с уважаемыми
коллегами работающими и желающими работать в контексте концепции
«Школа Л.Н.Толстого», на обсуждение возникающих трудностей,
сомнений, противоречий.
Автор предлагает в будущем рассмотреть: содержание математики
созданной Л.Н. Толстым, методические подходы к ее изучению,
оценить эти вопросы с позиций современного состояния психолого-педагогической
и методической науки, установить возможности использования
толстовской математики в современной «Школе Л.Н. Толстого»,
а так же любые вопросы, соответствующие интересам и потребностям
педагогов.
НАВЕРХ
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(Фаина Варегина)
Введение
В Национальной доктрине образования, утвержденной Постановлением
правительства РФ 4 октября 2000г., в концепции модернизации
российского образования на период до 2010г. отмечается направленность
образования не только на усвоение обучающимся определенной
суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных
и созидательных способностей, готовности каждого к самовыражению
и саморазвитию, способности к интеграции с национальной и
мировой культурой. При этом воспитание должно стать органической
частью педагогической деятельности, интегрированной в общий
процесс обучения и развития, способствующей становлению у
обучающихся высокой нравственности, гражданской ответственности
за судьбу страны, толерантности, духовности и культуры, способности
к самостоятельному принятию ответственных решений в ситуации
выбора, прогнозированию их возможных последствий.
В контексте этих документов следует отметить, что общепринятая
знание–центристская система без её кардинальных изменений
вряд ли способна решить эти чрезвычайно актуальные задачи
для современного общества.

Толстовская гимназия № 4 |
Педагогический кризис таится не в недостатках
того или другого метода обучения, той или другой организации
школьной жизни (провозгласи сотрудничество; установи любовь
и дружбу – и все пойдет на лад). Дело в том, что сейчас
заканчивается определенный тип образования, в муках и
смутах рождается совсем иной смысл школы… меняется строй
разумение – от «человека образованного» «к человеку культуры»*).
В настоящее время уже сложились педагогические системы,
так называемые «авторские |
культурологические школы», направляющим вектором которых
является гуманизация и гуманитаризация образования. Они имеют
целостную психолого-педагогическую концепцию и соответствующую
ей педагогическую технологию.
Как отмечает А.Г.Асмолов, в этих системах преодолен долгие
годы существовавший научно-практический параллелизм: теория
отдельно, технология отдельно. К ним в первую очередь следует
отнести – системы развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова,
получившие статус государственных. Как показывает многолетняя
практика работы школ по этим системам, многие из задач, поставленных
в правительственных документах, успешно решаются.
НАВЕРХ
Особое место среди культурологических
школ занимает экспериментальная система «Школа
Л.Н.Толстого» (научный руководитель – кандидат
филологических наук, доцент В.Б. Ремизов),
философско-педагогическую концепцию которой составляет
духовно-нравственный аспект**.
Одна из важнейших целей «Школы Л.Н.Толстого»
– создание оптимальных условий для разумно-познавательного,
нравственно-чувственного и волевого развития личности
ребенка на гуманистических принципах и идеях Л.Н.Толстого. |

Гравюра В.А.Фаворского
|
В связи с этим в рамках эксперимента разработаны и осуществляются
на практике содержание и соответствующие ему формы, средства
и методы обучения. Содержание представлено новыми учебными
предметами, в частности, духоведческими дисциплинами. Новое
построение форм и методов обучения и воспитания направлено
на раскрытие гуманистической природы человека, на обеспечение
духовного и физического развития личности.
Анализ теории и практики «Школа Л.Н.Толстого» показывает её
жизнеспособность, соответствие запросам времени, свидетельствует
о духовно-нравственном росте личности, делающей выбор в пользу
мирного сосуществования человека и природы, человека и общества,
способной к противостоянию явлениям, разрушающим мир человека.
НАВЕРХ
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (Фаина Варегина)
МАТЕМАТИКА В «ШКОЛЕ Л.Н.ТОЛСТОГО». ПУТЬ
СТАНОВЛЕНИЯ (Фаина Варегина)
Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве.
|