Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Новое в традиционных предметах:
Математика

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (Фаина Варегина)

МАТЕМАТИКА В «ШКОЛЕ Л.Н.ТОЛСТОГО». ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ (Фаина Варегина)

 

 

ФАИНА ВАРЕГИНА – АВТОР РАЗДЕЛОВ САЙТА ПО МАТЕМАТИКЕ

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Автор видит в Вас своих единомышленников и благодарен Вам за то, что Вы обратились к педагогической системе «Школа Л.Н. Толстого», основой которой являются гуманистические, духовно-нравственные идеи нашего великого земляка. Л.Н. Толстой более ста лет обогащает душу каждого человека, обращает его в сторону добра и справедливости.


Математика в системе «Школа Л.Н. Толстого» занимает особое место. Во-первых, потому что традиционно она рассматривается как наука, изучающая абстракции реальной действительности, оторванная в силу этого от всего того, что составляет духовность человека.

Хотя сразу можно привести в качестве свидетельства противоположного отношения к математике слова А.С. Пушкина о том, что вдохновение в геометрии нужно так же, как и в поэзии.

. Во-вторых, в силу объективных обстоятельств экспериментальная программа по математике (1-4 кл.) не создана, но в настоящее время группа ученых работает над концепцией естественно-математического образования в «Школе Л.Н. Толстого», которая в итоге станет основой создания программы по математике и соответствующий ей учебно-методических материалов.


Толстовская гимназия № 4

Помня же о том, что любая педагогическая система должна обладать целостностью, в нашем случае направленностью всех составляющих ее компонентов, (в том числе и всех учебных дисциплин) на духовное развитие каждого ребенка, на становление его неповторимой индивидуальности, учета его жизненного опыта. Вот поэтому автор в своей пояснительной записке и других составляющих образовательной программы по математике показывает, каким образом на основе любого из рекомендуемых МО РФ учебно-методических комплексов по математике можно и более того необходимо создавать в учебно-познавательном процессе оптимальные условия для развития у каждого ученика разума, культуры чувств, самостоятельности
. Автор достаточно подробно останавливается на сущности этих феноменов духовного развития, а так же раскрывает содержание понятий культуры мышления и интеллектуального самосовершенствования. На конкретных примерах показывает возможности их развития в процессе изучения математики.

НАВЕРХ


Кроме того, достаточно большое внимание уделено особенностям, которыми должно обладать содержание математики в «Школе Л.Н. Толстого», какие дополнения целесообразно ввести к программному материалу, чтобы через содержание обеспечить:
- развитие исторического сознания («Мы живы только в той мере, в которой сознаем себя частью всего бесконечного»);
- осознание каждым учеником целесообразности математических знаний через соотнесенность их с современной жизнью, как на уровне развития науки, техники, общественной жизни, так и на утилитарно-практическом;
- организацию математической деятельности ребенка в зависимости от его природных данных, особенностей мышления (предметно-действительного, наглядно-образного, словесно-логического).
Естественно, особый акцент автор делает на формы и методы обучения, на характер взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», форма которых – со-трудничество, со-творчество, со-участие, со-причастность, со-переживание, а основа – «единение, достигаемое любовью».


Толстовская гимназия № 4

Немаловажным фактом, отражающим одну из особенностей педагогической системы «Школа Л.Н. Толстого», являются средства изучения культуры мышления и интеллектуального самосовершенствования, стержнем которых служит достаточно высокий уровень развития мыслительных операций (сравнение, классификация и др.) и общеучебных умений (целеполагание, планирование и др.).

Для этого автор предлагает специальную методику изучения динамик становления у каждого ребенка мыслительных операций, учебных умений, математических знаний-умений-навыков.
Эта методика содержит серию срезов, представленных письменными работами, обеспеченными соответствующим аппаратом, на основе которого осуществляется количественный и качественный анализ результатов. Содержание срезов для 1-4 классов дано в приложении к образовательной программе.
Следует специально заметить, что предложенная методика может быть использована в любом общеобразовательном учреждении независимо от его типа и направления.

В образовательной программе математике отведено 10 учебных часов. В ней определены наиболее значимые, с точки зрения автора, темы (методика становления вычислительных навыков, обучение решению задач и др.). Они рассматриваются с целью установления специфики работы над этим материалом в «Школе Л.Н. Толстого».

Автор надеется на сотрудничество и сотворчество с уважаемыми коллегами работающими и желающими работать в контексте концепции «Школа Л.Н.Толстого», на обсуждение возникающих трудностей, сомнений, противоречий.

Автор предлагает в будущем рассмотреть: содержание математики созданной Л.Н. Толстым, методические подходы к ее изучению, оценить эти вопросы с позиций современного состояния психолого-педагогической и методической науки, установить возможности использования толстовской математики в современной «Школе Л.Н. Толстого», а так же любые вопросы, соответствующие интересам и потребностям педагогов.

НАВЕРХ

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(Фаина Варегина)

Введение

В Национальной доктрине образования, утвержденной Постановлением правительства РФ 4 октября 2000г., в концепции модернизации российского образования на период до 2010г. отмечается направленность образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, готовности каждого к самовыражению и саморазвитию, способности к интеграции с национальной и мировой культурой. При этом воспитание должно стать органической частью педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, способствующей становлению у обучающихся высокой нравственности, гражданской ответственности за судьбу страны, толерантности, духовности и культуры, способности к самостоятельному принятию ответственных решений в ситуации выбора, прогнозированию их возможных последствий.

В контексте этих документов следует отметить, что общепринятая знание–центристская система без её кардинальных изменений вряд ли способна решить эти чрезвычайно актуальные задачи для современного общества.


Толстовская гимназия № 4
Педагогический кризис таится не в недостатках того или другого метода обучения, той или другой организации школьной жизни (провозгласи сотрудничество; установи любовь и дружбу – и все пойдет на лад). Дело в том, что сейчас заканчивается определенный тип образования, в муках и смутах рождается совсем иной смысл школы… меняется строй разумение – от «человека образованного» «к человеку культуры»*). В настоящее время уже сложились педагогические системы, так называемые «авторские

культурологические школы», направляющим вектором которых является гуманизация и гуманитаризация образования. Они имеют целостную психолого-педагогическую концепцию и соответствующую ей педагогическую технологию.

Как отмечает А.Г.Асмолов, в этих системах преодолен долгие годы существовавший научно-практический параллелизм: теория отдельно, технология отдельно. К ним в первую очередь следует отнести – системы развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова, получившие статус государственных. Как показывает многолетняя практика работы школ по этим системам, многие из задач, поставленных в правительственных документах, успешно решаются.

НАВЕРХ

Особое место среди культурологических школ занимает экспериментальная система «Школа Л.Н.Толстого» (научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент В.Б. Ремизов), философско-педагогическую концепцию которой составляет духовно-нравственный аспект**.
Одна из важнейших целей «Школы Л.Н.Толстого» – создание оптимальных условий для разумно-познавательного, нравственно-чувственного и волевого развития личности ребенка на гуманистических принципах и идеях Л.Н.Толстого.



Гравюра В.А.Фаворского

В связи с этим в рамках эксперимента разработаны и осуществляются на практике содержание и соответствующие ему формы, средства и методы обучения. Содержание представлено новыми учебными предметами, в частности, духоведческими дисциплинами. Новое построение форм и методов обучения и воспитания направлено на раскрытие гуманистической природы человека, на обеспечение духовного и физического развития личности.

Анализ теории и практики «Школа Л.Н.Толстого» показывает её жизнеспособность, соответствие запросам времени, свидетельствует о духовно-нравственном росте личности, делающей выбор в пользу мирного сосуществования человека и природы, человека и общества, способной к противостоянию явлениям, разрушающим мир человека.

НАВЕРХ


 ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (Фаина Варегина)

МАТЕМАТИКА В «ШКОЛЕ Л.Н.ТОЛСТОГО». ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ (Фаина Варегина)

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы