Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

Новые предметы: Природа и труд (1–4 классы)

Программа предмета. 1-4 классы (Ольга Холпенова)

Школа Л. Н. Толстого призвана служить делу духовного образования.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА. 1 КЛАСС.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА. 2 КЛАСС.

ПРОГРАММА. 3 КЛАСС(1 – 4). МЫ И ПРИРОДА.

ПРИРОДА И ТРУД. ПРОГРАММА. IV КЛАСС (I – IV).
ЗЕМЛЯ - НАШ КОСМИЧЕСКИЙ ДОМ.

 

В центре –
сотрудник НИЛ «Школа Л.Н.Толстого»
Хлопенова Ольга Васильевна

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ,
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ОСНОВЫ
ПРЕДМЕТА «ПРИРОДА И ТРУД»

Ольга Хлопенова

«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить о ней»,— так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем та, среди которой живем мы. Реки тогда спокойно несли в океан свою прозрачную, чистую воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто не нарушало тишины. Совсем недавно мы поняли, что всего этого — чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц — становится все меньше и меньше.

Этот прекрасный мир ощущает на себе и добрую руку человека, ведомого разумом, и руку неразумного глупца; словом, и тех, кто улучшает мир живого, и тех, кто подавляет этот мир, подталкивает саму жизнь в тупик. Великое сообщество людей, которых на планете теперь более 5 миллиардов, предстает сегодня и как сила созидающая, и как сила разрушительная, в постоянном борении Добра и Зла.


Толстовская гимназия № 4

Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой и педагогикой. Причины экологического кризиса нужно искать не только в сфере экономики , но и в сознании людей. И чтобы избавиться от угрозы грядущей мировой катастрофы, необходимо изменить отношение людей к другим людям, к самим себе.

Сегодня преступно уже не только уничтожение природы, но и бездействие перед надвигающейся катастрофой. Ученые утверждают: чтобы довести земную цивилизацию до краха, вовсе не обязательно затевать войну; вполне достаточно просто жить так, как живем сейчас.

Одна из задач современной школы — сотворение человека, великодушного к людям и природе, способного любовью и своей положительной деятельностью сберечь мир, который уже не может уцелеть сам по себе, без нашей помощи и любви. С этой задачей связан новый интегрированный учебный предмет «Природа и труд», включенный в учебные программы школ России, работающих по системе «Школа Л. Н. Толстого».

Принципиальное отличие данного курса от существующих природоведческих курсов в том, что он выводит познавательное и нравственно-эстетическое освоение природоведческих аспектов на уровень деятельностного отношения ребенка к природе. И с нашей точки зрения, подлинное экологическое воспитание невозможно вне связи природоведческих знаний с трудовой деятельностью учеников.

Мы глубоко убеждены, что приобщение ребенка к основам экологических знаний, экологической культуры в целом только тогда даст результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к их освоению, к пониманию системы взаимосвязей, существующих в мире природы.

Курс предполагает единство трех факторов: разумное отношение к природе, основанного на глубоком знании ее законов, совершенствование культуры чувств человека, входящего в мир, непосредственную трудовую деятельность детей, основанную на их умениях, навыках и любовном, бережном отношении к земле.

Экологическая культура человека предполагает и усвоение научных знаний о природе. Чтобы они были прочными, важно в ребенке пробудить интерес к познанию окружающего мира, желание видеть в обыденном чудесное, в привычном — необычное. М. Пришвин писал: «Чтобы беречь землю, природу,
надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав — невозможно не полюбить».

Творческое отношение к природе требует знания ее. Трудно охранять животных и растения, не имея представления о них, не зная ничего об их образе жизни. Увеличение объема времени на изучение курса позволяет конкретно и более глубоко познакомить детей с большим количеством растений, животных, дать историко-культурные сведения о них, проникнуть в чудесные тайны их жизни. Для этого совершаются экскурсии в мир народных примет, легенд, наблюдений. И если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью.


Детский Толстовский центр
«Зеленая палочка» (Тула)

Накопление, систематизация знаний и сами по себе важны, но, что гораздо существеннее, они верный мост к воспитанию человеком своей души, к деятельностной сопричастности ко всему живому во Вселенной. Чтобы занятия приобрели экологическую направленность, учитель придерживается взгляда на природу как экологическую целостность, сам стремится проникнуть в суть взаимодействия природы и человека, увидеть в системе конкретных знаний отражение ведущих закономерностей живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах, назначение в природе.

Важный метод познания мира – непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений природы, которому в программе курса отводится особое место. «Нужно,— писал Я. Каменский,— учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».


Толстовская гимназия № 3 (Тула)
Величайшим злом, по словам Л. Н. Толстого, является усвоение детьми непонятных и непроверенных фактов и обобщений. Надо пользоваться всякой возможностью, чтобы дети на основе личного опыта самостоятельно приобретали доступные им знания. Они должны складываться на основе живого, непосредственного наблюдения. Именно такие знания лежат в основе приобщения ребенка к миру естествознания.В связи с этим программа курса нацелена на такую организацию наблюдений, при которой они становятся, по образному выражению В. А. Сухомлинского, «путешествием к истокам мышления и речи».

В этом процессе активно взаимодействуют чувства, познание, творчество.

Целенаправленные наблюдения способствуют развитию любознательности, самостоятельности, накоплению чувственного опыта и его осмыслению.

Они проводятся систематически в течение всего учебного года. При этом появляется возможность избежать формального знания, не опирающегося на чувственную основу.

НАВЕРХ

Вот некоторые темы заданий для наблюдений: «Смотрю и вижу», «Твое маленькое открытие», «Постарайся увидеть сам» «Кто первый заметит», «О том, что не сразу увидишь».

Почти в каждой теме дети делают самостоятельные открытия, получая задание для наблюдения до урока, во время и после него. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность, увлекательность, занимательность, эмоциональность, т. е. чтобы наблюдения были одной из основ рационально-образного познания природы. Необходимо учить детей не просто видеть и слышать, а учить их понимать и чувствовать сердцем родную природу.

«Чтобы дети полюбили и поняли природу,— писал В. Г. Белинский,— мало одних наблюдений. Для этого надо одушевить для них весь мир и заставить говорить языком любви и жизни и камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку».

Гуманитарная направленность программы отводит особое место на уроках литературе и искусству. Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Ведь образная яркая речь повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию. Неповторима и незаменима роль искусства как одной из форм художественного познания мира, организующей сферу чувств, восприятия.

Поэтому неотъемлемая часть урока – произведения музыки, живописи, скульптуры. Содержание программы предоставляет большие возможности для интеграции различных предметов (проведение межпредметных уроков, своеобразных циклов занятий, обеспечивающих в комплексе разные виды деятельности: эстетико-художественной, исследовательской, практической и т. д.)


Час души.
4 класс

Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника или гнезда сороки, то вырастут люди с обедненной душой. «Нельзя человеку жить одним мозгом,— писал С. Образцов,— человек слагается из двух вещей — мозга и сердца, разума и чувств. Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потратил ни минуты на то, чтобы посмотреть, как смотрит щенок, сколько у него жизни в глазах, он, этот человек, никогда не поймет искусство, не поймет красоты жизни. Если вас никогда не взволновало это, значит, вы человек равнодушный к жизни, и вы не сможете ее понять, полюбить».

Мир, окружающий малышей, необычен, загадочен, удивителен, мир, где каждая травинка, каждая птица – чудо. Маленький человек добрыми глазами смотрит на мир, однако не менее важно – научиться удивляться этому миру. Открывая удивительное вокруг себя, ребенок меняет отношение к окружающей его природе. Например, говоря о травах, дети узнают, что такое скромное растение, как лебеда, не просто сорняк, а спасшая тысячи людей трава! В трудные годы войны она употреблялась в пищу (ее подмешивали в хлеб), Тем самым многие жизни были спасены. Вот, оказывается, какую добрую службу сослужила людям эта простенькая травка.

Мы привыкли к растениям. И эта привычность скрывает от нас столько интересного! Ведь сколь фантастично устроены самые обыденные из них. Они — как скрепа между Землей и Космосом: все их строение подчинено этому великому служению. И своими листьями – зелеными ладошками – ловят растения вселенскую энергию и чудодейственно преображают ее. Так это просто: зеленая былинка. И так это немыслимо сложно!

Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Мир природы — вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых детьми в процессе учения. Одна из целей уроков — приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую силу, пережил чувство гордости от того, что все это он увидел сам.

Удивление – начало философского постижения действительности.



Иншинская средняя школа им. Л.Н.Толстого
(Тульская область)
На это указывал еще Аристотель. Это
начало творческого отношения к миру
и жизни в нем. Непосредственность
восприятия ребенком удивительного
в природе – залог будущей гармонии
в человеке художественного и
научного постижения действительности.

Идея сохранения и сбережения разнообразия природы связана с усилением акцентов на общечеловеческих и традиционных ценностях, сложившихся в культуре русского народа. В народной культуре заложены гуманные идеи единения человека и природы, устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: добросовестное и любовное отношение к труду как к высшему нравственному долгу, любовь к земле, чувство ответственности перед землей и природой, служение им.

НАВЕРХ

Подтверждение нашей мысли – народный земледельческий календарь, пример высочайшей экологической культуры человека прошлого, основа экологического образования и воспитания человека настоящего. Знакомству с народным календарем в программе уделено особое внимание. С ним связаны многие темы курса «Природа и труд». «Путешествуя» в течение года вокруг солнца, дети наряду с фенологическим и метеорологическими особенностями года знакомятся с календарными обрядами и обычаями наших предков, познают глубинный смысл народных календарных праздников, осваивают разные аспекты проблемы «Человек и природа» и, прежде всего, нравственно-эстетический и практический опыт, накопленный нашими предками, убеждаются, насколько уклад крестьянской жизни созвучен природе. При этом важно понимание особенностей нашего времени, когда условия жизни на земле заметно отличаются от тех условий, в которых пребывал русский крестьянин до середины XX века. Очевидна необходимость в аналитическом взгляде на соотнесенность прошлого с настоящим.

«Самая чистая радость,— полагал, Л. Н, Толстой,— радость природы». При этом считал ошибкой думать, что прекрасное может быть бессмысленным. Красота бесконечна, содержательна. Эти мысли писателя как нельзя лучше указывают на проблему значимости культуры чувства. Чувствование природы не менее важно, чем знание о ней, умение улавливать ее жизнь чутким сердцем – свидетельство родства с ней. Нисколько не умаляя роли логического познания, следует отметить, что оно не дает и не может дать нам всей полноты картины окружающего мира.

Сегодня приобретает все большую важность эмоционально-логический опыт естествознания. К сожалению, учебно-воспитательный процесс в начальной школе в основном направлен на развитие рациональной сферы деятельности младшего школьника, строится чаще всего на логических, а не на эмоциональных приемах, значительно меньше ориентирован на организацию эмоционально-нравственного отношения учащихся к предмету изучения. Сегодня, как никогда, актуален вопрос соединения научного и художественного способов мышления в единое целое. Эмоциональная насыщенность процесса обучения - отличительная особенность программы по предмету «Природа и труд», стержневая линия становления экологической культуры в толстовской школе.

Эстетическое отношение к природе — особая форма ее познания, без которой общее естествознание утрачивает свое очарование и гуманистическое предназначение. Эстетическое познание мира многосложно. По мнению ученых, вопрос о формировании у человека чувства прекрасного весьма непрост. Далеко не все оказываются способными глубоко проникать в мир красоты. Тайна цветовых и звуковых соединений не только в искусстве, но и в природе есть великая труднопостигаемая тайна. Смотреть и видеть — не одно и то же.

Наша задача – вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы. Например, говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм. Своеобразным лейтмотивом уроков о птицах могут быть строки Н. Сладкова: «Птицы - это тайна и красота.Птицы — это песнь и полет». Предметом многих удивительных эстетических открытий на уроках являются млекопитающие. Красота здесь многолика.

Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты,
грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключать к познанию как чувство, так и абстрактно-логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эстетико-познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные.

Саша Потемкин Яснополянский центр
«Детство» (детский дом)

Например, можно предложить прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, найти на пустыре самое красивое растение и т. п.

Если эти и другие разнообразные задания предлагать на уроках постоянно, то они, быть может, помогут детям услышать «музыку» лугов и лесов, подивиться движению облаков, полюбоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально всмотреться в жизнь.

Среди эстетико-познавательных заданий и наблюдений выделим лишь некоторые из них: «Полюбуйся, весна наступает»: «Звонкий колокольчик синицы», «Слушаем звон капели», «Ива в серебре», «Радуемся первым грачам и скворцам», «Песня жаворонка», «Здравствуйте, листья», «Черемуховые метели», «Опустим нос в душистую сирень», «Утренние драгоценности», «Музыка лесного ручья».
Такие задания-наблюдения могут быть использованы непосредственно на уроке, а также до и после него. Чаще всего они требуют уединенного созерцания природы, они совершенствуют и сам способ истинного эстетического восприятия. При этом создаются условия для столь необходимого каждому человеку сосредоточенного духовного общения с природой.

НАВЕРХ


И.Е.Репин. Л.Н.Толстой
на отдыхе в лесу
Ребенку нужно не только слушать слово учителя, но
ему нужно также время для внутреннего осознания. В
эти мгновения он осмысливает услышанное, увиденное. Умение дать ребенку подумать — это одно из самых
ценных качеств педагога. При созерцании природы надо
дать возможность послушать, увидеть, почувствовать
все богатство мира. Прекрасно, если на уроках-экскурсиях и во время выполнения домашних заданий-наблюдений будут моменты созерцания и любования природой, святые минуты «наедине с природой».

Способы включения эстетического элемента в урок могут быть разными. Трудно находить и организовывать благоприятные обстоятельства и состояния, при которых в ребенке всколыхнулось бы и заговорило чувство прекрасного. Но делать это надо. Однако пробуждение в человеке эстетического начала не означает еще того, что человек займет нравственную позицию в жизни.

Этика и эстетика - два плеча одного рычага», – писал Лев Толстой. Одно немыслимо без другого. Полагать, что человек, прикоснувшийся к прекрасному, уже является носителем нравственного, наивно.

Есть немало людей, которые обладают эстетическим чувством, однако далеко не всегда действуют согласно нравственным принципам.« Именно на эту особенность Толстой неоднократно обращал внимание людей. Он полагал, что только при единстве этического и эстетического возможна гармония человека и природы, человека и общества.

Любование красотой природы – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая его в активное стремление к плодотворной деятельности. Мало учить воспринимать прекрасное и доброе, надо постараться подвести детей к тому, чтобы они могли не только любоваться красотой, но и беречь и охранять ее, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро.
Из крупинок знаний о природе и капелек доброты вырастает еще одно чувство — ответственность за родную землю.

НАВЕРХ

Гуманистическая сущность ответственности человека за состояние природы предполагает единство познавательной и практической деятельности по улучшению природы родного края. Годами развивается в человеке чувство морального, гражданского долга по отношению к живущим поколениям и к тем, кто придет после него. Созидание, а не потребление является здесь ведущим. Одних знаний или одной душевной отзывчивости недостаточноважна активная практическая деятельность ребенка, учителя, родителей. Есть старая мудрая пословица: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко — примером». Вряд ли многого добьешься увещеванием типа «Нельзя ломать деревья, рвать цветы, вытаптывать траву, убивать животных», а вот если ребенок сам (пусть по чьей-то подсказке) закрепит надломленную ветку, вырастит растение, бережно соберет семена...

Традиция трудового отношения к природе — лучшая школа воспитания гражданина, патриота, труженика. Природа — великая воспитательница.
Она помогает пробуждению высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности. Но восхищение красотой природы должно быть действенным, то есть сочетаться с активным познанием ее законов и обязательным участием в ее преобразовании.

Дар видеть и понимать созидается годами, и для этого необходим большой труд. Смысл же этого труда как раз и заключается в пробуждении нравственно активного отношения к природе.


Яснополянская гимназия № 2

Курс «Природа и труд» позволяет организовать трудовую деятельность в единстве с природой, создает основу для при-общения к культуре сельскохозяйственного труда. Связь между предметами осуществляется за счет стержневой идеи — взаимосвязи человека и природы через труд. Важнейшая особенность курса — направленность многих занятий на конкретную практическую деятельность ребенка по защите, охране, сбережению природы, уходу за растениями, заботе о животных. В этом своеобразие и новизна интегрированного курса. Отсюда и формулировки многих тем занятий: «Подари жизнь цветку», «Цветочная больница», «Поможем земле», «Деревце протягивает руку», «Посадите дерево», «Волшебный мир семян», «Сам себе агроном», «Подводный мир в комнате».


Рисунки Л.О.Пастернака



Пришла весна. Толстовская гимназия № 4

Одна из центральных в программе – тема «Почва». Сегодня мы много знаем о Вселенной, о бесчисленных мирах в галактике и за ее пределами. Живем и учимся жить достойно, стремимся разгадать тайны космоса, морей и материков на Земле. И все еще очень мало знаем о животворной почве — начале мироздания, о нашей колыбели, где появились и где живой мир нашел все необходимое для долгого, может быть, вечного существования.

Большое внимание при изучении почвы обращается на то, что почва — это не просто верхний слой земли, а особое естественно-историческое тело, промежуточное создание между биологическими и геологическими объектами, особая разновидность среды жизни, живая и сложная система и, наконец, хранительница красоты земной, незримо участвующая в создании духовной жизни человека.

Началом всех начал в окружающем нас мире была и всегда останется земля, почва. Ученые и крестьяне, лучше всех знающие почву, называют ее редкостным даром природы, С особым уважением относились русские люди к труду земледельца, помогающего земле родить растения, так необходимые для жизни человека. Земля считалась священной, обладающей чудодейственной силой. Она вскормила свое дитя — человечество. Настало время человечеству вернуть свой долг земле-кормилице. Сейчас в качестве первоочередной встала проблема охраны почв. Многое с середины 30-х годов мы утеряли в искусстве земледелия, и потому эта ситуация переросла в глобальную биосферную проблему.

Тысячелетиями трудилась природа над созданием чернозема и подарила его человечеству. Но, как неразумное дитя, неумело и небрежно распорядилось человечество попавшим в его руки сокровищем. Растрачивая силу чернозема, оно немало теряло с точки зрения физического, нравственного и общекультурного существования. И поэтому неслучайно сокращение и деградация зеленого и почвенного покрова планеты рождают тревогу за экологическое здоровье человечества.

НАВЕРХ


Земля наша болеет и страдает. Благоденствие человечества сегодня связано с врачеванием плохой земли. Поэтому сельскохозяйственный труд учащихся будет сочетаться с исследованием почвы, ее оздоровлением, восстановлением. В земле есть особая внутренняя сила, издавна называемая в народе плодородием. Чтобы овладеть этой силой и правильно распорядиться ею, нужны и сообразительность, и знания, и навык. Нужно чувствовать теплоту земли и видеть ее красоту.

Очень важно, чтобы к плодородному чернозему, по которому мы ходим и которого подчас не замечаем, ребенок относился как к величайшей ценности. Важно человека с малых лет убедить в невосполнимости этой ценности. Как хорошо, если ребенок не только умом,
.но и сердцем понял, что земля не мертвая, а родящая, что с ней надо обращаться осторожно и по-доброму, что она не прощает небрежения.

Hачиная с первого класса и на протяжении всех лет обучения учащиеся узнают, что земля живая, что она дышит, нуждается в пище, воде, воздухе, свете, что у почвы есть десятки добрых друзей в ее чудесных комочках, но есть и враги; познают законы взаимосвязи почвы и всего живого.



И.Е.Репин. Пахарь. Л.Н.Толстой на пашне

Вот некоторые темы уроков в начальной школе: «О земле живой и доброй», «Чудесные комочки», «Чтоб земли не изнурить», «Лекари земли», «Но позора земли никогда не прощает земля», «Желаю добра себе и полю», «Мы не обидим тебя, земля».

Природа –постоянно обновляющаяся стихия, бесконечный океан живой материи, и потому предмет постоянного нашего удивления и восхищения, но это и та ценность, которую легко потерять, – она хрупка, незащищена, ранима. Следовательно, необходимо оберегать ее, сохранять и приумножать своим трудом.

В связи с этим возрастает роль учителя в деле становления экологической культуры подрастающего поколения. Интегрированный курс «Природа и труд» был разработан учеными и учителями-практиками, участвующими в эксперименте «Школа Л. Н. Толстого». Отталкиваясь от толстовского завещания веку грядущему, создатели курса учитывали своеобразие современной экологической ситуации в конкретных регионах России, в том числе и тульском. Предмет «Природа и труд» прошел апробацию в школах Тулы, Тульского края, в Орле и Орловской области, Брянске, Тольятти, Екатеринбурге и Находке.

Предлагаемый материал здесь и в разделе ШКОЛА УЧИТЕЛЯ имеет целью обобщить накопленный опыт и предложить педагогам-практикам экспериментальных площадок и массовой школы наше видение преподавания интегрированного курса. В то же время каждый учитель, помня завет Л. Н. Толстого, имеет право на свободное решение тех или иных проблем как в области содержания, так и в сфере методики обучения.

Ученики Толстовского университета Сёва-Дзёси (Токио).
Сбор чая.

НАВЕРХ

Программа предмета. 1-4 классы (Ольга Холпенова)

Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве. 

 

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

  КонтактыКонцепция. Образовательные программы