Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Новые предметы: Природа и труд (1–4 классы)

Новые предметы: Природа и труд (1–4 классы)

Программа предмета. 1-4 классы (Ольга Холпенова)

Школа Л. Н. Толстого призвана служить делу духовного образования.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА. 1 КЛАСС.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА. 2 КЛАСС.

ПРОГРАММА. 3 КЛАСС(1 – 4). МЫ И ПРИРОДА.

ПРИРОДА И ТРУД. ПРОГРАММА. IV КЛАСС (I – IV).
ЗЕМЛЯ - НАШ КОСМИЧЕСКИЙ ДОМ.

 



РАЗНОЦВЕТНЫЕ ВРЕМЕНА ГОДА


Окружающий мир  это природа и все, что сделано и построено руками людей.

Природа. Природа живая и неживая
Красота природы. Азбука природы. Значение природы в жизни людей. Охрана природы.
Основные сезоны года, переходные периоды. Сезонные изменения в природе. Последовательность изменений в природе в течение одного сезона.
Неживая природа. Погода (на уровне перечисления факторов, составляющих погоду). Характеристика по наблюдениям разных типов погоды. Фиксация разных типов погоды с помощью условных знаков.


Воздух, вода. Их значение для растений, животных, человека. Бережное отношение к воде, воздуху.
Почва — живой покров Земли
Первоначальное представление о составе и структуре почвы. Понятие о главном свойстве почвы — плодородии. Отличие почвы от бесплодного камня.

Мир растений
Красота мира растений. Многообразие растений: деревья, кустарники, травы (отличия этих групп не разбираются). Органы растений. Лиственные и хвойные растения. Представление о дикорастущих и культурных растениях. Растения сада и огорода. Название, цвет, форма, отличительные признаки.
Различение (овощи—фрукты).
Цветочно-декоративные растения (5—6 растений цветника).
Растения леса, луга, поля, водоема.
Лекарственные растения.
Времена года в жизни растений.
Значение растений в природе и жизни человека. Бережное | отношение к растениям. Историко-культурные сведения о растениях. О чем говорят названия растений. Загадки растений.

Твой огород
Огород на окне. Основные требования для роста и развития растений. Необходимость для растений воздуха, воды, тепла, света, питательных веществ. Значение полива и рыхления почвы для растений. Время и техника полива овощных и цветочных растений. Выращивание растений из семян. Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных культур. Значение выращивания рассады.
Условия, необходимые для прорастания семян, выращивания рассады. Сроки и способы посева семян и ухода за рассадой.
Особенности ухода за отдельными цветочными и овощными' растениями (согласно практической части программы), прореживание, прищипка.

Вечнозеленые друзья наши
Разнообразие комнатных растений. Их происхождение, значение. Название, внешний вид нескольких комнатных растений (фикус, аспидистра, пеларгония, традесканция, бальзамин, колеус). Их биологические особенности. Систематические ] наблюдения за состоянием, ростом, развитием, цветением комнатных растений. Состояние комнатных растений в разные времена года.
Некоторые правила ухода за комнатными растениями: полив, содержание в чистоте цветочных горшков, подставок, удаление пыли, сухих листьев, рыхление, опрыскивание водой.
Как разместить зеленых друзей. Борьба с простудой. Выращивание комнатных растений из семян (бальзамин, лимон). Размножение черенкованием.

Мир животных
Многообразие животных: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (отличия этих групп не разбираются).
Представление о диких и домашних животных. Необходимость для животных воздуха, воды, тепла, пищи. Сезонные изменения в жизни животных. Красота мира животных. Кто чем удивит? Бюро погоды животных.

Животные рядом с нами
Собака. Кошка. Обитатели живого уголка (рыбки, канарейка, попугай). Знакомство с их внешним видом, образом жизни, поведением. Условия содержания, уход в связи со средой обитания и образом жизни животного. Наблюдение за ними.

Путешествие в мир труда
Сезонные изменения в труде людей. Экскурсии в теплицу, оранжерею, в поле, парк.

Мы живем среди природы, мы друзья ее
Многостороннее значение природы для людей. (Красота природы, познавательное и оздоровительное значение природы.) Человек и природа. Красная книга. Заповедники природы. Охрана растений и животных родного края. Важность выполнения правил поведения в природе каждым человеком.
Труд, украшающий землю.


Осенние работы
Подготовка почвы на делянке: удаление мусора, сгребание граблями опавших листьев, веток, закладка компостной кучи. Приготовление листовой земли.
Заготовка почвы для выращивания растений в уголке природы, пересаживание некоторых растений из цветника в уголок природы.
Сбор семян цветочно-декоративных культур, деревьев, кустарников, трав.
Сбор природных материалов для уроков художественного творчества (листья, цветы, ветки, корни, семена) и др. Изготовление гербария «Осенние листья».
Лес на окне. Посадка семян деревьев. Выращивание сеянцев дуба, каштана, абрикоса (по выбору).

Зимние работы
Защита растений от замерзания. Подкормка птиц и зверей, изготовление кормушек, очистка дорожек от снега.

Работа в классе
Уход за комнатными растениями: полив; содержание в чистоте цветочных горшков, подставок; удаление пыли, сухих листьев; рыхление, опрыскивание.
Размножение растений. Выращивание растений из семян, черенкование. Уход за посаженными черенками: полив, притенение, пересадка вкоренившихся черенков в цветочные горшки.
Устройство огорода на окне. Понятие о почвенной смеси. Подготовка семян к посеву. Посев зеленых пряных трав. Выращивание лука на перо.
Зарядка аквариума. Уход за обитателями живого уголка.

 


Весенние работы
Подготовка семян к посеву, проверка на всхожесть, отбор наиболее крупных, замачивание, проращивание. Понятие о рассаде, значении и преимуществах рассадного способа выращивания растений.
Посев цветочных и овощных семян для выращивания рассады (бархатцы, ипомея, горох, бобы, тыква, кабачки, огурцы). Условия, необходимые для выращивания рассады. Уход за рассадой. Высадка рассады в открытый грунт. Агротехнические правила высадки рассады в грунт.
Подготовка и посев семян в открытый грунт. Сроки и способы посева: настурция, душистый горошек, огнецветная фасоль, календула, бархатцы, укроп, лук, горох, фасоль, подсолнечник, тыква, кабачки, огурцы. Уход за растениями: полив, прополка, рыхление, установка опорных колышков.

Техника безопасности
Правила безопасности труда при работе с граблями, носилками, лейкой, лопатой. Личная гигиена во время работы на пришкольном участке. Практические работы.

 

ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ
1. Определение условий роста растений (влага, пища, свет, воздух, питательные вещества).
2. Влияние солнечного освещения на растения.
3. Влияние поливки теплой и холодной водой на рост и развитие растений.
4. Определение условий для прорастания семян.
5. Опыт с одновременным посевом сухих, замоченных и проращенных семян (появление всходов, развитие растений).
6. Влияние размеров и качества семян на рост и развитие растений.
7. Опыт на сравнение рассадных и семенных способов выращивания растений.
8. Влияние правильной обрезки лука для выгона зеленого пера.

Наблюдение и фиксирование сезонных изменений в природе
Наблюдение изменений в неживой природе, высота солнца над горизонтом. Продолжительность светового дня, облачности, осадков, температура воздуха, состояние водоемов.
Наблюдение за жизнью почвы. Фенологические наблюдения (сезонные изменения в жизни растений и животных). Наблюдение за комнатными растениями, домашними животными. Наблюдение примет в соответствии с народным календарем. Наблюдение за ростом и развитием овощных и цветочно-декоративных культур.

Тематика отдельных наблюдений в 1—2 классе
«От семечка до семечка». «Превращение цветка в ягодку». «Как рос наш горох». Как из крохотного макового зернышка вырастает красивый цветок. Наблюдения примет весеннего пробуждения природы. Мартовское солнце. О чем может рассказать снежный сугроб. Как рождается весенний ручеек. Цветочный календарь весны. Птичьи календари. Пробуждение поля от зимнего сна. Как весной пробуждается жизнь в лесу. Весенние голоса в поле. Как подснежник пробивает прошлогоднюю листву. Как распускаются листья у разных деревьев. Что слышится в цветущем саду. Как цветы встречают восход солнца. Хитрый одуванчик. Подсолнечник и солнце. Лучи солнца играют в каплях росы. Почему светятся светлячки. Где ночуют бабочки. Как ласточка делает гнездо. Гости на цветке. Живые цветы. Голоса майской ночи. Путешествие муравья. Утро. Вечернее небо. Цвет неба и облаков при восходе и закате. Путешествие по облакам. Радуга. 20 оттенков осеннего убранства леса — как их назвать. Первый снег. Как идет снег. Утренняя заря зимой. Кто рисует на снегу хитрые цепочки. Деревья в серебре. В птичьей столовой.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

К концу первого класса учащиеся должны знать:
— характерные признаки времен года;
— группы растений и животных (деревья, кустарники, травянистые растения, птицы, млекопитающие, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы) без разбора отличительных признаков;
— о делении растений на дикорастущие и культурные, животных — на диких и домашних;
— названия и различия 5—6 деревьев, 3—4 кустарников, 5—6 травянистых растений леса, луга, водоема, цветника, 3—4 комнатных растений, 5—6 птиц (перелетных и зимующих), насекомых, зверей, земноводных, рыб;
— условия, необходимые для жизни растений и животных;
— элементарные правила поведения в природе;
— правила ухода за комнатными растениями (удаление пыли с листьев, полив, рыхление);
— способы размножения комнатных растений (семенами, черенками);
— правила безопасности и личной гигиены во время сельскохозяйственных работ и ухода за комнатными растениями и домашними животными.

К концу первого класса учащиеся должны уметь:
— вести наблюдения под руководством учителя, фиксировать и анализировать их;
— ухаживать за комнатными растениями (согласно программе);
— выращивать растения из семян, черенкованием;
— самостоятельно ухаживать за животными живого уголка (чистить клетки, готовить корма, мыть полки и кормушки).
Учащиеся должны также знать норму и время кормления для взрослых животных и их детенышей; принимать участие в устройстве аквариума; выращивать зеленый корм для птиц и зверьков.

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(68 ч.)

Тема урока
Содержание урока

1
Если посмотреть вокруг
Объекты природы и не относящиеся к природе. Добрая, красивая, загадочная природа.
Азбука природы.

2
Войди в природу другом
Человек и природа. Жалобная книга природы. Добрые глаза человека. (О движении по защите и охране природы, об участии в нем детей.)

3
Живое и неживое
Первые представления о живой и неживой природе. Взаимосвязь двух стихий.

4
Зеленые друзья
Многообразие растений. Внешнее строение растений. Части растений, их значение. Разнообразие форм, красок, ароматов.

5
Какие бывают растения
Представление о группах растений. Деревья, кустарники, травянистые растения.

6
В мире животных
Какие бывают животные (группы животных).

7
На лугу
О волшебных травах. Знакомство с конкретными травянистыми растениями. Сто секретов тысячелистника. Ромашка. Василек луговой. Клевер красный и клевер белый. Лютик. Мышиный горошек. Герань луговая. Самая горькая трава. Многообразие насекомых. Самые удивительные существа на свете.
Знакомство с конкретными насекомыми.
Подземная красота. Вершки и корешки. Рассматривание почвенного снабжения. Заготовка почвы на зиму. Сбор природного материала. Сбор семян для кормления птиц зимой.

До свидания, лето! К нам приходит осень!

8
Что нам осень подарила
Во саду ли, в огороде. Экскурсия на огород, в сад. Знакомство с учебно-опытным участком. Культурные растения. Овощи. Знакомство с сортами нескольких овощей. Помощь в уборке урожая. Разнообразие окраски и формы овощей и фруктов.

9
О земле живой и доброй
Волшебная сила земли. Подготовка почвы на делянке. Удаление мусора. Сгребание граблями опавших листьев, веток, очистка участков от остатков растений. Закладка компостной кучи. Заготовка почвы.

10-11
Таинственный и чудесный мир цветов
Знакомство с цветочно-декоративными культурами. Цветы осени. Имена цветов. Легенды и истории о цветах. О происхождении садовых цветов. Почему цветы красивые и душистые. О чем говорят цветы. Сбор семян цветочно-декоративных культур. Правила сбора и хранения семян. Разнообразие семян.

12
В паутинном царстве
Восьминогое, восьмиглазое животное. Первопоселенцы суши. Какие бывают пауки. Самые знаменитые наши пауки. “Охотники”, “рыболовы”, “разбойники”. Пауки-подводники. Искусные мастера-ткачи. Из чего делается паутина. Почему осенью паутина летает. О ногах паука. Пауки могут предсказывать погоду. За что нам следует благодарить пауков.

13-14
Экскурсия “Золотая осень” (интегрированный урок с ИЗО)
Свет осени. Осенние наряды. Листопадный карнавал. Осенние изменения в природе. Сбор природного материала. Заготовка почвы для почвенных смесей.

15-16
Путешествия плодов и семян
Семена-парашютисты, кораблики, пропеллеры. Про летающие деревья и стреляющие растения. Почему репейник колючий. Семена, распространяющиеся с помощью животных и человека. Сбор семян для изготовления коллекций, уроков художественного труда, подкормки птиц.

17-18
Синичкин день (12 ноября по народному календарю)
Птицы осенью. Зимующие и перелетные птицы. Знакомство с различными видами синиц. Изготовление кормушек и устройство птичьей столовой.

19
Всяк по-своему
Животные осенью. Подготовка к зиме.

20
Природа ждет зимы
Экскурсия

21
Обобщающий урок
Осень. Какая она? Обобщение знаний о характерных признаках осени в живой и неживой природе. Идет волшебница зима.

Идет волшебница зима

22-23
Белый снег пушистый в воздухе кружится.
Снег — что это такое?
Где рождается снег. Первый снег.
Снегопад. Снежные пейзажи.
Очарование снега. Виды снежинок Зачем зимой снег. Кто зимой без! снега жить не может. Кому снег мешает. Народные приметы, связанные со снегом.

24-25
Дремлет лес под сказку сна
Растения зимой. Зимний “сон” растений. Зимние портреты деревьев.

26-27
Птицы зимой
Птицы-соседи (воробей, поползень). Зимние гости (снегири, свиристели, пуночки). Черные птицы (ворона, галка, сорока). Пернатый водолаз (оляпка). Птичье бюро погоды.

28
Звери зимой
Пушистая хлопотунья Лиса Патрикеевна. Заячье житье-бытье. В берлоге зимой.

29-30
Веселые соседи друзья хорошие
Домашние животные — друзья и помощники человека. Сударыня кошка. История кошки. Понимаете ли вы язык кошки? Красота, грация, совершенство. Кошачья натура. Приятного аппетита. Кошка-мама и котята. Любящие нас больше, чем себя. Потомки волка. Сколько в мире собак. Глаз собачьих выраженье. Пойми свою собаку. Уход за домашними животными.

31-32
В хоромах золотой рыбки
История аквариума. Азбука начинающего аквариумиста. Зарядка аквариума. Разноцветные плавнички. Знакомство с некоторыми аквариумными рыбками.

33
Соло канарейки. Любимый из пернатых
Знакомство с птицами живого уголка. Канарейка, попугай.

34
Про воздух и воду
Знакомство с некоторыми свойствами воздуха и воды. Значение их для человека, животных и растений.

35-36
Хочешь, поле-огород сам к тебе домой придет
Определение условий для роста и развития растений. (Опыты с луком или комнатными растениями.) Выращивание лука на перо. Лук от семи недуг. Почва. Значение почвы для роста и развития растений. Состав почвы. Чудесные комочки. Составление почвенной смеси.

37
Волшебный мир семян
Знакомство с семенами. Определение условий для прорастания семян. Проверка на всхожесть. Опыты с семенами. Гербарий “Как рос наш горох”.

38
Огород на окне
Чудесная зелень и летом и зимой. Укроп. Петрушка. Выращивание гороха. Огурцы на окне. Рассказ об этих культурах.

39-40
Вечнозеленые друзья наши
Все комнатные растения — путешественники. Значение комнатных растений. Название, внешний вид, отличительные особенности следующих комнатных растений: дружная семейка (аспидистра), огонек (бальзамин), резиновое дерево (фикус). Условия роста. Уход в разные периоды года. Как разместить зеленых друзей. Борьба с простудой. Сложная процедура (поливка). Банный день растений.

41
Путешествие в “лето”
Экскурсия в теплицу (оранжерею, зимний сад)

42-43
Зимняя сказка (интегрированный урок с ИЗО)
Красота зимней природы. Снежная фантазия. Морозные узоры. Хрустальное кружево инея. Белая книга зимы. Растения под снегом. Зимняя жизнь в водоемах.

44
Прощай, зима! (обобщающий урок)
Подведение итогов наблюдений за характерными признаками зимы в живой и неживой природе

Весна - красна чудес полна!

45
Весна света
Предвесенний облик природы. Мартовское солнце. Небесный ледоход. Синие тени. Голубые сугробы. Снежная весна. Первая капель.
Звонкий колокольчик синицы. Шумная воробьиная стайка.

46
Зеленый мир на окне
Значение размножения комнатных' растений семенами, черенками. Растения, размножаемые семенами (бальзамин, лимон), черенками (традесканция, пеларгония, фикус, колеус и др.). Условия, необходимые для окоренения черенков. Правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков.

47-48
“Птицы весну принесли”
Грач весну расклевал. Здравствуй, скворушка. Жаворонок. Жаворонок весну благословил. Птичьи календари.

49
Подари жизнь цветку
Посев семян цветочно-декоративных культур для выращивания рассады (душистый горошек, настурция, бархатцы, ипомея, огнецветная фасоль и др.). Рассказ об этих цветочных культурах.

50-51
Огород на окне
“Про матушку-тыкву и ее замечательное семейство”. Посев семян тыквы, кабачков, огурцов для выращивания рассады. Рассказ этих овощных культурах.

52
Весна отмыкает ключи у воды
Экскурсия “Весна речная”. Весна воды. Ледоход. Половодье.

53
Золотые ключи весны
Пробуждение земли. Самый смелый цветок весны. Дарящая мед. Цветы-ключики. Раннецветущие растения (мать-и-мачеха, медуница, гусиный лук, весенний первоцвет). Цветочный календарь весны. Исчезает подснежник...

54-55
Весна насекомых
Крылатая радуга. В чем секреты бабочки. Необыкновенное чудо. Сто сорок тысяч видов. Доброе слово о гусеницах. Чтобы радуга не погасла. Самый сильный, самый стойкий, самый хозяйственный в нашем лесу1 Кто он? Тайна муравьиной тропы. Насекомые предскажут погоду.

56-57
Птичья весна
Птичьи портреты. Почему птиц так назвали? Зачем птицы поют? Мастера без топора. Зяблик. Трясогузка. Сойка. Ласточка. Иволга. Кукушка. Птичий язык. Птичьи заботы.

58
Весной у воды и под водой
Букеты среди воды. Царевна-лягушка. Голубые лягушки. Прыг-скок. Особенности передвижения по земле, в воде. Лягушачьи концерты. Размножение. Лягушонок, головастик. Отличительные особенности. Удивительные способности лягушки. Лягушачьи приметы. Их беда — наша вина. Звено в неразрывной цепи. Пробуждение под водой.

59
Как звери весну встречают
Изменения в жизни животных весной. Линька. Выход из спячки. Сырые квартиры. Лесные малыши. Поющий еж.

60
Радуга на клумбе
Посадка рассады цветочно-декоративных культур (см. урок 49). Календула, настурция, ипомея, бархатцы, мак и др. Искусство клумбы.

61-62
В дни зеленой весны
Экскурсия в лес. Как распускаются листья у разных деревьев. Как цветут деревья. Странное явление (цветение хвойных). Малахитовая зелень. Богатство оттенков зеленого цвета. Русская береза. Исторические и фольклорные традиции русского народа, связанные с этим деревом. Лесной хор.

63
15 мая — соловьиный праздник на Руси
Образ соловья в мировой и русской культуре. Певец лунной ночи. Скромный серенький соловушка. Очарование соловьиной песни на Руси. Слушая откровения птичьей души. 15 мая — Борис и Глеб сеют хлеб. Разгар полевых работ.

64-65
Первая грядка
Наблюдение за пробуждением почвы весной. Посев семян овощных культур в открытый грунт. Высадка рассады овощных культур в открытый грунт. Уход за растениями (полив, прополка, рыхление, установка опорных колышков).

66
Душистый снег
Красавица-черемуха. Черемуховые, метели. Черемуховые холода. Экскурсия в весенний сад. Цветение плодовых деревьев и кустарников. Различие окраски цветов плодовых растений. Звуки и запахи цветущего сада.

67
Предлетье. Прощай, весна! Здравствуй, лето красное!
Экскурсия.
Изменения в природе в конце весны. Сиреневый бал. Зацвела акация. Распускание листьев дуба. Прилет иволги, последней из перелетных птиц. Зацвели рябина, шиповник — лето началось. Наблюдения за изменениями в труде людей поздней весной.

68
Мы живем среди природы. Мы друзья ее
Многостороннее значение природы для людей: красота природы. Познавательное, оздоровительное значение природы. Человек и природа. Красная книга. Охрана растений и животных родного края. Заповедники природы. Важность выполнения правил поведения в природе каждым человеком. Труд, украшающий землю.


НАВЕРХ

Программа предмета. 1-4 классы (Ольга Холпенова)

Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве. 

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

  КонтактыКонцепция. Образовательные программы