Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Новые предметы: «Азбука Льва Толстого»

ВОЗВРАЩЕНИЕ АЗБУКИ ЛЬВА ТОЛСТОГО (Виталий Ремизов)

“АЗБУКА ЛЬВА ТОЛСТОГО” ПРОГРАММА (1-й КЛАСС) (Анна Шадская)

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ АЗБУКИ ЛЬВА ТОЛСТОГО
(Виталий Ремизов)

Вот уже более трех лет первоклассники в "Школах Л. Н. Толстого" учатся читать и понимать мир по "Азбуке Льва Толстого". Как пробный учебник книга впервые вышла в издательстве "Посредник" (Тула, 1992);
Она включает в себя материал двух книг великого писателя—Азбуки и Новой Азбуки. Сохраняя верность толстовским текстам, почти ничего не изменяя в них, составители и комментаторы (В. Б. Ремизов, С. И. Маслов) в то же время предложили свой вариант книги.

В марте 1994 г. "Азбука Льва Толстого" вышла в цветном варианте в Туле, ИПО "Лев Толстой" (второе изд.: Ремизов В.Б., Маслов С.И. Азбука Льва Толстого. Тула: АРКТОУС, 1996). Это красивая, хорошо иллюстрированная книга. В ее подготовке участвовали, помимо издательства, Научно-исследовательская лаборатория "Школа Л. Н. Толстого" (при Тульском областном институте развития образования), Московский институт развития образовательных систем (МИРОС).

"Азбука Льва Толстого" — необычная книга. С какой стороны ни посмотри, все в ней не то да не так. И слог не из лучших — сказал да ответил, а то еще хуже — "Петя был волк". И стихов днем с огнем не сыщешь. И загадки-то допотопные, с подсказкой — и то без Даля не обойдешься. Нет тебе ни машин, ни спутников. И методика обучения чтению, предложенная Толстым, кем только не разбивалась в пух и прах.

 

Даже как-то не по себе становится, когда читаешь признание Толстого. "Азбуку" мою, — писал он двоюродной тетке, — пожалуй, не смотрите. Вы не учили маленьких детей, вы далеко стоите от народа и ничего не увидите в ней. Я же положил на нее труда и любви больше, чем на все, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное. Ее оценят лет через 10 те дети, которые по ней выучатся"(Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. — М., 1989. — С. 493).

Прошло уже более 120 лет, а "Азбука" до недавнего времени оставалась невостребованной. Правда, дети эмигрантов о ней не забывали. Многие из них, читая ее, учились понимать строй русской речи и русской души.

Третий год дети в экспериментальных школах работают с пробным учебником. Черно-белая печать, шрифт убористый, компьютерные картинки не всегда к месту. Думали, дети заскучают над ним, о любви даже не помышляли. Получилось же так, что воевать приходилось не с детьми, а с родителями. Последние считали себя умнее первых. Открывали "Азбуку" в надежде помочь малышу, а там — как ни страница, так загадочная, взрослому непонятная история.

Бегут в школу, негодуют: "Что за книгу вы нам подсунули?" Не вам, милые взрослые, а вашим детям с надеждой, что вы поймете: ребенок — "первообраз гармонии", ему дано чувствовать и понимать не менее глубоко, чем вам, с той лишь разницей, что у него все это происходит обостреннее и более искренне.

Мы привыкли говорить с ребенком на языке взрослого человека. Отсюда у многих детей — непонимание, а потом страх перед нашим словом... Толстой говорит с ребенком на его языке, говорит о самом важном, ничего не упрощая, о самом сокровенном.

И ребенок откликается на его слово — смехом, слезами, молчанием, своим золотым словом.

Ребенок быстрее, чем взрослый, схватывает смысл текстов из "Азбуки". В одной из сельских школ предложил детям вместе с учителями подумать над пословицей "Одна голова не бедна, а бедна — так одна". Позже учителя признавались, что чувствовали себя неловко, ибо не знали, как растолковать пословицу. Дети же журчали, как ручейки, и один вариант ответа следовал за другим.

Что говорить, даже сильным учителям подчас трудно докопаться до глубинного смысла текстов, созданных или введенных в книгу автором. Судите сами — "Голенький ох, а за голеньким Бог", "Добрых людей слушаться — решетом воду носить", "Прыткий набежит, а на тихого Бог нанесет".

Андрей Белый сравнивал художество Толстого с колодцем, где вода чистая и прозрачная, а дна не видно — колодец глубокий. Эта мысль как нельзя лучше подходит к "Азбуке".
Ребята ездили с горы.
Пришли мужики, взяли сани,
подняли оглобли и поехали под гору.
Съехали хорошо,
но на конце горы сани пошли
в бок и въехали в сугроб.
Мужики упали в снег .

Ну что, казалось бы, примечательного в этой зарисовке из деревенской жизни? Прочитал и — листай дальше. Так, по существу, и было, когда присутствовал на уроке. Учитель оказался в растерянности перед простотой текста. Дело разрешилось поиском "зимней лексики". Не густо.

Позже в учительской возник спор. Одни нападали на мужиков: показали дурной пример детям, обидели их, проявили свою невоспитанность. Другие увидели в тексте мысль о невозможности возвратиться в прошлое — всему свое время. Третьи — встали на сторону мужиков, объяснив их поступок извечной тоской человека по детству, не умирающей в каждом из нас поэзией воспоминаний.
Незамысловатый текст задышал большим дыханием, возникло пространство, в котором легко каждому человеку с его представлениями о жизни, есть место свободе выбора ученика и учителя.

"Азбука Л. Н. Толстого" — это мудрость веков, некий архетип, который живет в каждом из нас, но живет неосознанно, таится где-то в глубине души и часто под ударами обстоятельств так и остается нераскрытым.

"Азбука" менее всего поддается однозначному осмыслению. Она благодатный материал для формирования свободной личности. Но в "Азбуке" есть та нравственная высота, которая удерживает личность от зла, пошлости, мещанства. Эта высота всенародна и всечеловечна. Она проверена временем, всем строем жизни людей.

"Азбука" выстраивает вертикаль между ребенком и миром, обращает его через притчи, пословицы, лексические своды к собственной душе, к окружающим людям, к загадкам природы, к "отеческим гробам", к жизни человечества, к Божией красоте и правде.
Многолик мир "Азбуки" — от золотой пчелки, маленького паучка, ореховой веточки до царства царей, великанов, Святогора-Богатыря.

"Азбука" — это живое слово, всегда точное, мудрое. Это настоящий русский язык, без излишеств и формализма.

У каждой книги мудрости — свой, особый ключ познания, своя степень вживания. Есть он и у толстовской "Азбуки".



НАВЕРХ

 

“АЗБУКА ЛЬВА ТОЛСТОГО”
ПРОГРАММА (1-й КЛАСС)
Анна Шадская


Анна Шадская
«Азбука Льва Толстого» – предмет, который изучается в 1-м классе в образовательных учреждениях, работающих по системе «Школа Л.Н.Толстого». Во 2 – 4 классах и в 5 – 9 классах он сменяется предметом «Круг чтения».
«Азбука Льва Толстого: Кн. для чтения в 1 кл. / Сост. В.Б. Ремизов, С.И. Маслов. – Тула: АРКТОУС, 1996. – 191 с.» составлена на основе «Азбуки» и «Новой азбуки» Л.Н. Толстого с сохранением оригинальных текстов, но в современной орфографии и является оригинальным учебным пособием, предназначенным для уроков литературы, идущих параллельно с уроками русского языка из расчета 5 часов в неделю на каждый предмет.

На уроках чтения, являющегося одним из главных видов мыслительной и речевой деятельности, учащиеся погружаются в мир человеческих характеров и отношений, знакомятся с явлениями и законами природы, овладевают эстетическим и нравственным содержанием текстов.
Методом наблюдения они открывают для себя различные языковые явления, постигают их роль в художественном произведении. А на уроках русского языка происходит обобщение и закрепление изученного материала, происходит формирование практических навыков, развитие речевых умений и творческих способностей самих учащихся.

В программе по литературе (чтению), как и в самом учебном пособии, определены три главных раздела: «Учусь читать», «Буквы и звуки», «Круг чтения»; указано минимальное количество часов, необходимое для изучения той или иной темы, учитель вправе увеличивать это количество. Вместе с традиционной пояснительной запиской к программе вниманию педагогов и родителей учащихся предлагается особый раздел «Азбуки» – «Советы наставникам» (с. 185 – 188). Кроме того, в помощь учителям и родителям, желающим помочь детям в овладении этим пособием, созданы методические рекомендации: Шадская А.В., Ремизов В.Б., Трофимова Н.А., Ежов И.В. Мир «Азбуки Льва Толстого»: Книга для учителя. / Науч. ред. канд. филол. наук В.Б.Ремизов. – Тула, 1995. – 200 с.

В «Азбуку Льва Толстого» включены, кроме одной былины, прозаические произведения: пословицы, поговорки, загадки, сказки, притчи, рассказы бытового и научно-познавательного характера. Поэтические тексты для уроков учитель выбирает сам или вместе с учащимися, используя подготовленную научно-исследовательской лабораторией «Школа Л.Н. Толстого» поэтическую хрестоматию, входящую в цикл книг под общим названием «Круг чтения», либо любые другие сборники поэзии. Но и проза Л.Н. Толстого позволяет в полной мере постичь поэзию русской речи.

На уроках литературы (чтения) учитель решает главные задачи:
1) пробуждает у учащихся интерес к глубоко осмысленному чтению, позволяющему им получать наслаждение от встречи с художественным словом;
2) создает условия для формирования нравственных понятий, определенных жизненных ориентиров, положительных качеств и эмоционально-волевых свойств личности;
3) помогает выработке у детей навыка беглого и выразительного чтения с соблюдением орфоэпических норм и четкой артикуляции, развитию у них фонематического слуха;
4) способствует проявлению эстетического чувства, художественного вкуса, творческих способностей учащихся; стимулирует их самостоятельную творческую деятельность, направленную на создание авторских произведений по указанной или самостоятельно выбранной теме;
5) активизирует мыслительную деятельность и развитие культуры речи учащихся;
6) создает условия для расширения социального опыта детей и использования метода о психологической адаптации ребенка в изменяющихся социокультурных условиях.

В процессе работы по «Азбуке Льва Толстого» первоклассники обучаются развернутым и кратким пересказам, рассуждению на основе прочитанного, соотнесению собственного жизненного опыта с новыми социальными ситуациями, словесному рисованию, художественной интерпретации, инсценированию и иллюстрированию текстов. Последний вид работы может широко использоваться и на уроках литературы, и на уроках изобразительного искусства, так как создание цветных и графических рисунков, где сюжеты и цветовая гамма соответствуют содержанию и характеру произведений, будет способствовать

более глубокому и эмоциональному постижению прочитанного, развитию воображения и творческой фантазии школьников.

При инсценировании рассказов или сказок «Азбуки Льва Толстого» учитель знакомит детей с такими понятиями, как жест, мимика, декорация, речь персонажа, интонация, музыкальное оформление. Школьники осваивают монологическую и диалогическую речь вследствие коммуникативной направленности уроков; учатся выразительному чтению словами, синтагмами и предложениями. Для выработки навыка «беглого» чтения на уроках часто применяется чтение «про себя» с последующим четким, интонированным произнесением слов и целых предложений. Рекомендуется заучивание небольших прозаических и поэтических текстов с последующим декламированием на уроках-концертах – это способствует целостному эстетическому и нравственному восприятию произведений, развивает речь и память детей.

Построение учебного пособия и программы к нему позволит учащимся непроизвольно усваивать языковые, литературные, нравственные и социальные понятия, изучение которых в начальной школе предусмотрено не в полном объеме.


1.Развитие личности ребенка на уроках по «Азбуке Льва Толстого» предполагает:
Осознание триединства основных качеств личности: разума, с помощью которого происходит постижение многообразия и противоречивости мира природы, людей, собственной души, объективных законов бытия и закона целесообразности в собственных решениях и поступках; нравственного чувства – врожденного и обогащенного опытом жизни свойства человека, позволяющего различать добро и зло, сопереживать, сострадать; самостоятельности и воли, являющейся, по определению И.М.Сеченова, «деятельной стороной разума и морального чувства».

2.Ориентирование на реализацию индивидуально-неповторимого, национально-исторического и общечеловеческого начал личности человека.

3. Овладение навыком интерпретации текста, выразительного и эмоционального чтения, глубокого осмысливания прочитанного с определением художественной роли использованных в произведении языковых средств – знаков препинания, структуры предложений, оценочной лексики, слов-понятий и т.д.

4.Соотнесение социально-нравственной позиции автора, выраженной изобразительными и выразительными средствами, со своей собственной оценкой событий и явлений. Выработка своего отношения к действительности на уровне суждений, принятых решений и поступков в сочетании с искусством понимать иную жизненную позицию.

5.Развитие общего интеллекта, предполагающего глобальное осмысление мира и индивидуальную неповторимость познания его, и вербального интеллекта как искусства владения словом, умение выражать смысл постигаемой действительности.

6.Формирование на основании личного опыта и анализа содержания произведений способности планировать деятельность, прогнозировать ход событий, предвидеть и предупреждать ошибки в целях мирного сосуществования человека и природы, человека и общества.
Осознание взаимосвязи понятий нравственно-эстетического содержания; приобщение к системе определенных нравственных ориентиров и критериев.

7.Овладение различными видами мыслительной деятельности: рассуждением на основе прочитанного, ведением дискуссии, сравнением по форме и содержанию, абстрагированием, выстраиванием ассоциативных рядов и др.

9. Стремление к совершенствованию в себе культуры чувства и эмоций, использование для передачи своего эмоционального состояния соответствующего речевого эквивалента.

10.Выработка потребности в самостоятельной творческой деятельности, так как «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» (Л.Н.Толстой).


НАВЕРХ

Скачать полный вариант: “АЗБУКА ЛЬВА ТОЛСТОГО” ПРОГРАММА /1-й КЛАСС/.( Анна Шадская)


В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы
ремонт iphone 5 в москве и области