ВОЗВРАЩЕНИЕ
АЗБУКИ ЛЬВА ТОЛСТОГО
(Виталий Ремизов)
 |
Вот уже более трех лет первоклассники в "Школах
Л. Н. Толстого" учатся читать и понимать мир по
"Азбуке Льва Толстого". Как пробный учебник
книга впервые вышла в издательстве "Посредник"
(Тула, 1992);
Она включает в себя материал двух книг великого писателя—Азбуки
и Новой Азбуки. Сохраняя верность толстовским текстам,
почти ничего не изменяя в них, составители и комментаторы
(В. Б. Ремизов, С. И. Маслов) в то же время предложили
свой вариант книги.
В марте 1994 г. "Азбука Льва Толстого" вышла
в цветном варианте в Туле, ИПО "Лев Толстой"
(второе изд.: Ремизов В.Б., Маслов С.И. Азбука Льва
Толстого. Тула: АРКТОУС, 1996). Это красивая, хорошо
иллюстрированная книга. В ее подготовке участвовали,
помимо издательства, Научно-исследовательская лаборатория
"Школа Л. Н. Толстого" (при Тульском областном
институте развития образования), Московский институт
развития образовательных систем (МИРОС). |
"Азбука Льва Толстого" — необычная книга. С какой
стороны ни посмотри, все в ней не то да не так. И слог не
из лучших — сказал да ответил, а то еще хуже — "Петя
был волк". И стихов днем с огнем не сыщешь. И загадки-то
допотопные, с подсказкой — и то без Даля не обойдешься. Нет
тебе ни машин, ни спутников. И методика обучения чтению, предложенная
Толстым, кем только не разбивалась в пух и прах.
Даже как-то не по себе становится, когда читаешь
признание Толстого. "Азбуку" мою, — писал
он двоюродной тетке, — пожалуй, не смотрите. Вы не учили
маленьких детей, вы далеко стоите от народа и ничего
не увидите в ней. Я же положил на нее труда и любви
больше, чем на все, что я делал, и знаю, что это одно
дело моей жизни важное. Ее оценят лет через 10 те дети,
которые по ней выучатся"(Толстой Л. Н. Педагогические
сочинения. — М., 1989. — С. 493).
Прошло уже более 120 лет, а "Азбука" до недавнего
времени оставалась невостребованной. Правда, дети эмигрантов
о ней не забывали. Многие из них, читая ее, учились
понимать строй русской речи и русской души. |
 |
Третий год дети в экспериментальных школах работают с пробным
учебником. Черно-белая печать, шрифт убористый, компьютерные
картинки не всегда к месту. Думали, дети заскучают над ним,
о любви даже не помышляли. Получилось же так, что воевать
приходилось не с детьми, а с родителями. Последние считали
себя умнее первых. Открывали "Азбуку" в надежде
помочь малышу, а там — как ни страница, так загадочная, взрослому
непонятная история.
Бегут в школу, негодуют: "Что за книгу вы нам подсунули?"
Не вам, милые взрослые, а вашим детям с надеждой, что вы поймете:
ребенок — "первообраз гармонии", ему дано чувствовать
и понимать не менее глубоко, чем вам, с той лишь разницей,
что у него все это происходит обостреннее и более искренне.
Мы привыкли говорить с ребенком на языке взрослого человека.
Отсюда у многих детей — непонимание, а потом страх перед нашим
словом... Толстой говорит с ребенком на его языке, говорит
о самом важном, ничего не упрощая, о самом сокровенном.
И ребенок откликается на его слово — смехом, слезами, молчанием,
своим золотым словом.
 |
Ребенок быстрее, чем взрослый, схватывает смысл
текстов из "Азбуки". В одной из сельских школ
предложил детям вместе с учителями подумать над пословицей
"Одна голова не бедна, а бедна — так одна".
Позже учителя признавались, что чувствовали себя неловко,
ибо не знали, как растолковать пословицу. Дети же журчали,
как ручейки, и один вариант ответа следовал за другим.
Что говорить, даже сильным учителям подчас трудно докопаться
до глубинного смысла текстов, созданных или введенных
в книгу автором. Судите сами — "Голенький ох, а
за голеньким Бог", "Добрых людей слушаться
— решетом воду носить", "Прыткий набежит,
а на тихого Бог нанесет". |
Андрей Белый сравнивал художество Толстого с колодцем, где
вода чистая и прозрачная, а дна не видно — колодец глубокий.
Эта мысль как нельзя лучше подходит к "Азбуке".
Ребята ездили с горы.
Пришли мужики, взяли сани,
подняли оглобли и поехали под гору.
Съехали хорошо,
но на конце горы сани пошли
в бок и въехали в сугроб.
Мужики упали в снег .
Ну что, казалось бы, примечательного в этой зарисовке из
деревенской жизни? Прочитал и — листай дальше. Так, по существу,
и было, когда присутствовал на уроке. Учитель оказался в растерянности
перед простотой текста. Дело разрешилось поиском "зимней
лексики". Не густо.
Позже в учительской возник спор. Одни нападали на мужиков:
показали дурной пример детям, обидели их, проявили свою невоспитанность.
Другие увидели в тексте мысль о невозможности возвратиться
в прошлое — всему свое время. Третьи — встали на сторону мужиков,
объяснив их поступок извечной тоской человека по детству,
не умирающей в каждом из нас поэзией воспоминаний.
Незамысловатый текст задышал большим дыханием, возникло пространство,
в котором легко каждому человеку с его представлениями о жизни,
есть место свободе выбора ученика и учителя.
"Азбука Л. Н. Толстого" — это мудрость
веков, некий архетип, который живет в каждом из нас,
но живет неосознанно, таится где-то в глубине души и
часто под ударами обстоятельств так и остается нераскрытым.
"Азбука" менее всего поддается однозначному
осмыслению. Она благодатный материал для формирования
свободной личности. Но в "Азбуке" есть та
нравственная высота, которая удерживает личность от
зла, пошлости, мещанства. Эта высота всенародна и всечеловечна.
Она проверена временем, всем строем жизни людей. |
 |
"Азбука" выстраивает вертикаль между ребенком и
миром, обращает его через притчи, пословицы, лексические своды
к собственной душе, к окружающим людям, к загадкам природы,
к "отеческим гробам", к жизни человечества, к Божией
красоте и правде.
Многолик мир "Азбуки" — от золотой пчелки, маленького
паучка, ореховой веточки до царства царей, великанов, Святогора-Богатыря.
"Азбука" — это живое слово, всегда точное, мудрое.
Это настоящий русский язык, без излишеств и формализма.
У каждой книги мудрости — свой, особый ключ
познания, своя степень вживания. Есть он и у толстовской "Азбуки".
НАВЕРХ
“АЗБУКА
ЛЬВА ТОЛСТОГО”
ПРОГРАММА (1-й КЛАСС)
Анна Шадская
Анна Шадская |
«Азбука Льва Толстого» – предмет, который
изучается в 1-м классе в образовательных учреждениях,
работающих по системе «Школа Л.Н.Толстого». Во 2 – 4 классах
и в 5 – 9 классах он сменяется предметом «Круг чтения».
«Азбука Льва Толстого: Кн. для чтения в 1 кл. / Сост.
В.Б. Ремизов, С.И. Маслов. – Тула: АРКТОУС, 1996. – 191
с.» составлена на основе «Азбуки» и «Новой азбуки» Л.Н.
Толстого с сохранением оригинальных текстов, но в современной
орфографии и является оригинальным учебным пособием, предназначенным
для уроков литературы, идущих параллельно с уроками русского
языка из расчета 5 часов в неделю на каждый предмет.
|
На уроках чтения, являющегося одним из главных видов мыслительной
и речевой деятельности, учащиеся погружаются в мир человеческих
характеров и отношений, знакомятся с явлениями и законами
природы, овладевают эстетическим и нравственным содержанием
текстов.
Методом наблюдения они открывают для себя различные языковые
явления, постигают их роль в художественном произведении.
А на уроках русского языка происходит обобщение и закрепление
изученного материала, происходит формирование практических
навыков, развитие речевых умений и творческих способностей
самих учащихся.
В программе по литературе (чтению), как и в самом учебном
пособии, определены три главных раздела: «Учусь читать», «Буквы
и звуки», «Круг чтения»; указано минимальное количество часов,
необходимое для изучения той или иной темы, учитель вправе
увеличивать это количество. Вместе с традиционной пояснительной
запиской к программе вниманию педагогов и родителей учащихся
предлагается особый раздел «Азбуки» – «Советы наставникам»
(с. 185 – 188). Кроме того, в помощь учителям и родителям,
желающим помочь детям в овладении этим пособием, созданы методические
рекомендации: Шадская А.В., Ремизов В.Б., Трофимова Н.А.,
Ежов И.В. Мир «Азбуки Льва Толстого»: Книга для учителя. /
Науч. ред. канд. филол. наук В.Б.Ремизов. – Тула, 1995. –
200 с.
В «Азбуку Льва Толстого» включены, кроме одной былины, прозаические
произведения: пословицы, поговорки, загадки, сказки, притчи,
рассказы бытового и научно-познавательного характера. Поэтические
тексты для уроков учитель выбирает сам или вместе с учащимися,
используя подготовленную научно-исследовательской лабораторией
«Школа Л.Н. Толстого» поэтическую хрестоматию, входящую в
цикл книг под общим названием «Круг чтения», либо любые другие
сборники поэзии. Но и проза Л.Н. Толстого позволяет в полной
мере постичь поэзию русской речи.
На уроках литературы (чтения) учитель решает главные задачи:
1) пробуждает у учащихся интерес к глубоко осмысленному чтению,
позволяющему им получать наслаждение от встречи с художественным
словом;
2) создает условия для формирования нравственных понятий,
определенных жизненных ориентиров, положительных качеств и
эмоционально-волевых свойств личности;
3) помогает выработке у детей навыка беглого и выразительного
чтения с соблюдением орфоэпических норм и четкой артикуляции,
развитию у них фонематического слуха;
4) способствует проявлению эстетического чувства, художественного
вкуса, творческих способностей учащихся; стимулирует их самостоятельную
творческую деятельность, направленную на создание авторских
произведений по указанной или самостоятельно выбранной теме;
5) активизирует мыслительную деятельность и развитие культуры
речи учащихся;
6) создает условия для расширения социального опыта детей
и использования метода о психологической адаптации ребенка
в изменяющихся социокультурных условиях.
 |
В процессе работы по «Азбуке Льва Толстого»
первоклассники обучаются развернутым и кратким пересказам,
рассуждению на основе прочитанного, соотнесению собственного
жизненного опыта с новыми социальными ситуациями, словесному
рисованию, художественной интерпретации, инсценированию
и иллюстрированию текстов. Последний вид работы может
широко использоваться и на уроках литературы, и на уроках
изобразительного искусства, так как создание цветных и
графических рисунков, где сюжеты и цветовая гамма соответствуют
содержанию и характеру произведений, будет способствовать |
более глубокому и эмоциональному постижению прочитанного,
развитию воображения и творческой фантазии школьников.
При инсценировании рассказов или сказок «Азбуки Льва Толстого»
учитель знакомит детей с такими понятиями, как жест, мимика,
декорация, речь персонажа, интонация, музыкальное оформление.
Школьники осваивают монологическую и диалогическую речь вследствие
коммуникативной направленности уроков; учатся выразительному
чтению словами, синтагмами и предложениями. Для выработки
навыка «беглого» чтения на уроках часто применяется чтение
«про себя» с последующим четким, интонированным произнесением
слов и целых предложений. Рекомендуется заучивание небольших
прозаических и поэтических текстов с последующим декламированием
на уроках-концертах – это способствует целостному эстетическому
и нравственному восприятию произведений, развивает речь и
память детей.
Построение учебного пособия и программы к нему позволит учащимся
непроизвольно усваивать языковые, литературные, нравственные
и социальные понятия, изучение которых в начальной школе предусмотрено
не в полном объеме.
1.Развитие личности ребенка на уроках по «Азбуке Льва Толстого»
предполагает:
Осознание триединства основных качеств личности: разума,
с помощью которого происходит постижение многообразия и
противоречивости мира природы, людей, собственной души,
объективных законов бытия и закона целесообразности в собственных
решениях и поступках; нравственного чувства – врожденного
и обогащенного опытом жизни свойства человека, позволяющего
различать добро и зло, сопереживать, сострадать; самостоятельности
и воли, являющейся, по определению И.М.Сеченова, «деятельной
стороной разума и морального чувства».
2.Ориентирование на реализацию индивидуально-неповторимого,
национально-исторического и общечеловеческого начал личности
человека.
3. Овладение навыком интерпретации текста, выразительного
и эмоционального чтения, глубокого осмысливания прочитанного
с определением художественной роли использованных в произведении
языковых средств – знаков препинания, структуры предложений,
оценочной лексики, слов-понятий и т.д.
4.Соотнесение социально-нравственной позиции автора, выраженной
изобразительными и выразительными средствами, со своей собственной
оценкой событий и явлений. Выработка своего отношения к
действительности на уровне суждений, принятых решений и
поступков в сочетании с искусством понимать иную жизненную
позицию.
5.Развитие общего интеллекта, предполагающего глобальное
осмысление мира и индивидуальную неповторимость познания
его, и вербального интеллекта как искусства владения словом,
умение выражать смысл постигаемой действительности.
6.Формирование на основании личного опыта и анализа содержания
произведений способности планировать деятельность, прогнозировать
ход событий, предвидеть и предупреждать ошибки в целях мирного
сосуществования человека и природы, человека и общества.
Осознание взаимосвязи понятий нравственно-эстетического
содержания; приобщение к системе определенных нравственных
ориентиров и критериев.
7.Овладение различными видами мыслительной деятельности:
рассуждением на основе прочитанного, ведением дискуссии,
сравнением по форме и содержанию, абстрагированием, выстраиванием
ассоциативных рядов и др.
9. Стремление к совершенствованию в себе культуры чувства
и эмоций, использование для передачи своего эмоционального
состояния соответствующего речевого эквивалента.
10.Выработка потребности в самостоятельной творческой деятельности,
так как «если ученик в школе не научится сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели
сделать самостоятельное приложение этих сведений» (Л.Н.Толстой).
НАВЕРХ
Скачать полный вариант:
“АЗБУКА ЛЬВА ТОЛСТОГО” ПРОГРАММА /1-й КЛАСС/.( Анна Шадская)
|