Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Новое в традиционных предметах:
Русский язык с основами риторики и стилистики

 

МАРИНА БАРАБАНОВА – АВТОР РАЗДЕЛОВ САЙТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ РИТОРИКИ И СТИЛИСТИКИ (1 – 4 класс)

Скачать полный вариант: ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ.РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ РИТОРИКИ И СТИЛИСТИКИ (1–4 КЛАССЫ (Марина Барабанова)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ «ШКОЛЫ Л.Н.ТОЛСТОГО"
(Марина Барабанова)


Марина Барабанова

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Вашему вниманию предлагается учебный курс «Русский язык с основами риторики и стилистики» в «Школе Л.Н. Толстого»

Основная цель курса – познакомить учителей начальной школы и всех, интересующихся начальным образованием, с теорией и практикой обучения русскому языку в образовательной системе «Школа Л.Н. Толстого».

Прочитав предлагаемый материал, Вы:

- познакомитесь со взглядами великого русского писателя и педагога Л.Н. Толстого на процесс обучения русскому языку;

- узнаете об общих принципах построения содержательного компонента программы «Русский язык с основами риторики и стилистики».

- выясните, какие методы и приемы обучения русскому языку используются в «Школе Л.Н. Толстого»;

- увидите во фрагментах уроков примеры воплощения теории в практику;

- рассмотрите типологию и конкретные примеры обучающих упражнений по русскому языку.
Вашему вниманию предлагаются задания для самостоятельной работы, в ходе выполнения которых Вы:

- будете учиться критически анализировать информацию;

- пополните свой теоретический багаж знаниями по истории и современным проблемам методики обучения русскому языку в начальной школе;

- обогатите свой методический опыт конкретными методическими рекомендациями;
- ощутите радость научного творчества;

- убедитесь в том, что преподавать русский язык можно увлекательно и интересно.

НАВЕРХ


РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ РИТОРИКИ И СТИЛИСТИКИ
(Марина Барабанова)

Курс « Русский язык с основами риторики и стилистики» в соответствии с педагогическими принципами Л. Н. Толстого призван обеспечить свободное развитие языковых и речевых способностей каждого ребенка.

При этом под языковыми способностями понимается умение устанавливать связи между формой и значением языковых единиц; под речевыми – умение использовать ресурсы языковой системы в соответствии с поставленной речевой задачей и в конкретной речевой ситуации. Кроме того, языковые и речевые способности проявляются в свойственном каждому ребенку «чувстве языка», на существование которого указывал и на развитие которого обращал особое внимание Л. Н. Толстой.

Достижение поставленной цели осуществляется в процессе решения следующих задач обучения русскому языку:
· пробуждение познавательного интереса к изучению языка;
· воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку;
· формирование первоначальных представлений о системе языка;
· обучение элементарным способам анализа единиц языковой системы;
· обогащение словаря и грамматического строя речи;
· формирование текстовых умений, позволяющих анализировать и излагать чужие и создавать собственные оригинальные высказывания.

Считая «науку… обобщением частностей», Л. Н. Толстой видел искусство преподавания в «выборе поразительнейших и удобнейших к обобщению частностей», необходимых для того, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность под руководством учителя пройти «в своем развитии… все фазы развития человечества» (Л. Н. Толстой, Педагогические сочинения. М.,1989, с. 33 – 35).
В соответствии с данным концептуальным положением, программа обучения русскому языку построена таким образом, что путь развития лингвистической науки повторяется в учебной деятельности каждого ребенка.

Это становится возможным при определенным образом спланированном содержании обучения.
В I классе (тематический девиз: «Учусь писать») изучение русского языка начинается в период обучения грамоте.

Дети получают общее представление об устройстве языка и речи, об основных языковых единицах (предложение, слово, слог, звук, типы звуков); учатся вычленять данные единицы из речевого потока, овладевают умением графически изображать данные единицы сначала схематически, затем более конкретно – в буквенной записи.

Овладение письменной речью начинается с обучения печатанию (как это и практиковалось в Яснополянской школе Л.Н. Толстого), что позволяет сразу записывать все читаемые слова. При этом ученики на практической основе знакомятся со слоговым принципом русской графики: учатся обозначать твердость и мягкость согласных звуков, звук [j] в различных графических ситуациях.
Параллельно происходит овладение собственно письмом: сначала элементами букв, затем с самими буквами, содержащими указанные элементы. Такой порядок позволяет изучать буквы группами и использовать генетический принцип в обучении письму.

По завершении знакомства со всеми письменными буквами дети обучаются списыванию с печатного и рукописного текста и письму под диктовку.

В практику обучения вводится орфографическое чтение, которое позволяет писать практически любые слова, в том числе и те, где написание расходится с произношением.
В заключительный период обучения грамоте происходит обобщение изученных графических правил, отрабатываются правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, употребление мягкого знака как показателя мягкости и в разделительной функции; организуется наблюдение над правописанием букв безударных гласных в корне слова, букв звонких-глухих парных согласных на конце слова и осваиваются элементарные способы проверки данных написаний.

Завершает обучение в первом классе обобщение и систематизация сведений об алфавите.
II класс (тематический девиз: «Живой язык») начинается с повторения и обобщения сведений по фонетике и графике.

Далее следует раздел «Введение в науку о языке», который призван ввести учеников в ситуацию исследования русского языка.

Второклассники знакомятся с основным, специфичным именно для языка отношением «форма-значение»; это отношение путем наблюдений прослеживается на различных языковых уровнях, после чего ученики составляют для себя «План исследования языка» - перспективу на ближайшее и более отдаленное будущее.

Изучение раздела «Грамматика» начинается с темы «Словосочетание и предложение». Такой порядок изучения, апробированный еще в XIX в., имеет то преимущество, что позволяет детям решать все другие языковые задачи более осмысленно. Рассматривая систему членов предложения, ученики устанавливают связь между словами по вопросам и значению.

Это позволяет затем рассматривать слово не только с лексической, но и с грамматической точки зрения. Выявляя грамматические значения слов (род, число, падеж, время, лицо), ученики получают возможность группировать слова с единым набором грамматических значений и объединять их в части речи. Дети знакомятся с основными самостоятельными (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие) и служебными частями речи (предлог, союз, частица), учатся определять выявленные у них грамматические значения.
III класс (тематический девиз «Тайны слова») предполагает рассмотрение слова с лексической точки зрения. Ученики рассматривают отношения внутри слова (многозначность) и между словами (омонимия, синонимия, антонимия). После изучения состава слова указанные отношения прослеживаются на уровне частей слов.

Для детей становится очевидным, что буква обозначает не звук, а фонему по сильной позиции. Отсюда следует необходимость знать признаки слабых и сильных позиций гласных и согласных фонем и совершать действия поиска буквы для обозначения фонемы в слабой позиции в различных частях слова (корень, частично приставки и суффиксы).

Таким образом, орфографическое действие осуществляется на основе звуко-фонемно-буквенного анализа слов.

В IV классе (тематический девиз «Язык мой - друг мой») предполагается подробное изучение грамматических тем.

Из знакомства с сочинительными и подчинительными отношениями вытекает необходимость их анализа внутри предложения (однородные члены) и на границе простых предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные предложения). Соответственно, возникает и проблема пунктуационного оформления на письме сочинительных и подчинительных отношений.
В IV классе осуществляется и более основательное знакомство с грамматическими характеристиками имени существительного, имени прилагательного и глагола. Основной орфографической проблемой курса становится обозначение буквой гласной фонемы в слабой позиции в окончаниях рассматриваемых частей речи.

В заключение повторяется и обобщается все изученное в 1-4 классах и проверяется степень выполнения составленного во втором классе плана исследования языка. Таким образом, концентр начального обучения языку приобретает необходимую полноту и завершенность.
Кроме раздела по изучению собственно языковой теории и практики письма, программа предполагает осуществление работы по чистописанию. В 1-2 классах на эту работу отводится 1 час в неделю; в 3-4 классах – 8-10 минут от каждого урока русского языка.
Раздел «Основы риторики и стилистики» реализует одно их основных направлений работы в начальных классах – развитие речи учащихся. Содержание работы в каждом классе осуществляется в 4 направлениях, соответствующих развитию определенного вида речи: обучение слушанию, обучение чтению, обучение говорению (включая освоение норм речевого этикета); обучение письму (письменной речи).

Стилистика сначала (1-2 класс) является объектом наблюдения, а затем (3-4 класс) объектом изучения.

Таким образом, программа по русскому языку предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех языковых единиц.

Указанные в программе требования к знаниям, умениями навыкам учащихся выполняются постепенно в ходе изучения всего курса, начиная с периода обучения грамоте и кончая последней учебной четвертью 4 класса.

В программе указывается общее количество часов на изучение курса. Учитель может самостоятельно распределять количество часов по темам программы, опираясь на собственный опыт.

НАВЕРХ



РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ РИТОРИКИ И СТИЛИСТИКИ (1 – 4 класс)

Скачать полный вариант: ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ.РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСНОВАМИ РИТОРИКИ И СТИЛИСТИКИ (1–4 КЛАССЫ (Марина Барабанова)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ «ШКОЛЫ Л.Н.ТОЛСТОГО"
(Марина Барабанова)

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы