Каждому – занятие по душе

 |
Важное направление в работе толстовских школ –
организация деятельности детей по интересам. Формы
такой деятельности различны (кружки, клубы, творческие
центры и пр.) и зависят от специфики конкретных
образовательных учреждений.
В некоторых из них внеучебная деятельность по интересам
является системообразующей. К ним относится Яснополянский
детский дом.
В воспитательной системе Яснополянского детского
дома системоинтегрирующими формами организации воспитательного
процесса являются центры развития ребенка - крупные
воспитательные блоки: Толстовский центр развития,
центр труда и ремесел, спортивно-игровой, музейный,
детского творчества.
|

|
Толстовский центр развития ребенка - объединение
кружков и клубов по интересам.

Структура Толстовского центра развития ребенка
|

Основной формой работы с воспитанниками в
Толстовском центре развития являются клубы по интересам.
Клубные детские объединения, в отличие от кружковой деятельности,
обладают целым рядом особенностей: открытостью, которая
предполагает добровольное вступление в клуб и выход из него;
автономностью; самобытностью жизнедеятельности; огромными
возможностями для самоуправления, самодеятельности детей;
наличием более комфортной среды и т. д. Клуб предоставляет
подросткам большую свободу выбора (видов, форм и методов
деятельности). В клубе возможно действительное самоуправление
или соуправление. В основе детского объединения лежат инициатива,
самодеятельность детей, дружеское общение. Клуб создает
реальные условия для приобретения детьми опыта ненасильственных,
социально значимых отношений, для оказания помощи ребенку
в самопознании и самореализации, формирования у детей и
подростков активной жизненной позиции. Для развития детей-сирот,
испытывающих серьезные трудности в учебной деятельности,
условия клуба создают прекрасные возможности для самоутверждения
во многих других областях. Клубы по интересам для данной
категории детей – это путь вхождения в мир, в общественные
отношения через творческую деятельность, через социально
приемлемые формы самоутверждения.
НАВЕРХ
Принципы клубной деятельности:
- свобода выбора и добровольное участие в клубе;
- активность и самостоятельность в детском общественном
объединении;
- единство индивидуальной и коллективной деятельности;
- культурное посредничество взрослых в освоении детьми опыта
социальных отношений через их партнерство и сотрудничество.
 |
Одним из самых любимых воспитанниками Яснополянского
детского дома клубов стал туристический клуб «Ветер
странствий». Члены клуба ежегодно совершают однодневные
и многодневные путешествия, пешие и на байдарках, по
маршрутам различного уровня сложности.
Занятия в клубе развивают выносливость, самостоятельность,
коммуникативные навыки, формируют лидерские качества
воспитанников. Подготовка к путешествиям включает теоретические
занятия, посещение бассейна, тренировочные походы. |
Центр труда и ремесел – центр профессиональной
адаптации и профессиональной подготовки, деятельность которого
строится на базе мастерских детского дома: декоративно-прикладного
искусства, швейной и столярной. Создан при финансовой поддержке
Фонда Сороса.
 |
Спортивно-игровой центр создан на базе построенного
в 1998 г., к 50-летнему юбилею детского дома, мини-спортзала.
Включает теннисный и тренажерный залы для подростков.
Центр создал реальные условия для оздоровления воспитанников,
активной организации их досуга, укрепления связи детского
дома с яснополянским социумом; он стал одним из центров
яснополянского мира, а у воспитанников появилась возможность
приглашать друзей к себе и общаться с ними на своей
территории. |
Центр детского творчества включает детский
издательский центр (выпускающий газету, сборники детских
творческих работ) и видеоцентр, в котором снимаются фильмы
о жизни детского дома.
Музейный центр включает музей истории детского дома и музей
игрушки, позволяющие осуществлять в детском доме активную
музейно-педагогическую деятельность, приобщать воспитанников
к музейной культуре.
|
|
|
"В этом доме много разных произведений искусства,
картин, книг, старинных вещей, и я вдруг подумал: «Нет,
Толстой не умер, он живет и будет жить с нами в своих
произведениях» (Саша Изюмин)
|
"Когда мы входили в "Комнату под сводами",
я почувствовал жуткий холод и подумал: "Как же
здесь Лев Николаевич не замерз? И почему мы не стремимся
к лучшему, как великий Толстой?" (Саша Ленёв)
|
"Во времена Толстого в этом парке
гуляли прекрасные дамы кавалеры, слушали прекрасную
музыку" (Маша Родина) |
|
|
|
"Мне очень понравился этот портрет, и я не могла
от него оторваться. Все смотрела и смотрела в глаза
Татьяне Львовне. И как будто мы понимали друг друга"
(Вера Дмитриева)
|
"Л.Н.Толстой считал, что у детей должно быть прекрасное
образование и должны быть самые лучшие книги. Толстой
воспитывал в своих детях доброту, сострадание к людям"
(Вера Дмитриева)
|
"Я очень хорошо теперь понимаю,
почему Толстой такой умный. Он много читал" (Люба
Романова)
|
|
|
|
"Л.Н.Толстой всю жизнь трудился, заботился о бедных,
помогая, чем мог. Лев Николаевич всю жизнь до самого
конца мeчтaл сделать людей счастливыми" (Вера Дмитриева)
|
"Вся семья Л.Н. Толстого была
образованная и очень умная. Дети и родители много читали.
Я бы очень хотел, чтобы и наша группа была такой же
умной" (Панфилов Саша) |
"В Ясной Поляне я узнала о главной
тайне, о том, как сделать всех людей счастливы ми!"
(Ира Пронина) |
Компьютерный центр открыт в 1998 г. и призван ввести детей
в мир современных информационных технологий; здесь осуществляется
развитие познавательной активности детей, формируются навыки
работы с компьютером, развиваются интеллектуальные способности
воспитанников, их интерес к компьютерной технике.
 |
Библиотечный центр (руководитель – Т.Б. Богаткина) –
культурный и книжный центр детского дома; на его базе
работает поэтический клуб, «Книжкина лечебница», клуб
интересных встреч. |
Детская музыкальная школа – филиал Тульской областной музыкальной
школы, открытый в 1995 г. на базе детского дома. В период
эксперимента школа стала настоящим музыкальным центром учреждения.
Программа школы была адаптирована к условиям детского дома,
особенностям личностного развития детей и создаваемой воспитательной
системы. Сегодня обучение строится по 3-уровневой программе:
общая программа; первого уровня – для детей, проявивших особые
успехи в музыкальном образовании; второго уровня – для детей
с ограниченными музыкальными способностями. В филиале Тульской
областной музыкальной школы сегодня обучается более 50 % воспитанников.
В условиях детского дома приобщение детей к миру прекрасного
выполняет арттерапевтическую и коррекционную функции, развивая
эмоциональную сферу ребенка, облагораживая его душу, воспитывая
в нем культуру чувства. Педагоги школы, являясь руководителями
музыкального клуба «Истоки», ведут большую воспитательную
работу по приобщению всего коллектива воспитанников к русской
и мировой музыкальной культуре.
В гимназии № 4 во внеучебное время учащиеся имеют возможность
посещать кружки: “Фольклор”, “Художественная обработка металла
и древесины”, театральный, ИВТ, “Хозяюшка”, “Музееведение”,
“Юннат”, “Юный математик”, “Юный лингвист”, “Юный информатик”.
“Путешествие в природу и искусство”, “Бисероплетение”, “Выжигание”,
“Оригами”, “Психологический тренинг”, студия “Театр”, а любители
спорта - секции легкой атлетики, волейбола, баскетбола.
В Яснополянской гимназии также созданы необходимые условия
для свободы выбора детей в деятельности по интересам. В гимназии
работают следующие кружки: Театр “ШТЭМ”, “Вокал”, “Фольклор”,
“Художественный труд”, “ИЗО”, “Макроме и вязание”, “Танец”,
“Обучение игре на шестиструнной гитаре”, “Историческое фехтование”,
“Основы гончарного мастерства”, “Фотография”, “Занимательная
астрономия”, “Основы компьютерной грамотности”, “Музейное
дело”, “Занимательная математика”, “Лексика и фразеология
русского языка”, “Народные промыслы”. Для спортсменов организованы
секции: “Карате”, “Волейбол”, “Баскетбол”, “Шахматы”, “Спортивный
туризм”, “Волейбол”, “Настольный теннис”.
Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве.
НАВЕРХ
|