Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Концепция

 

Новые предметы: Деятельность по интересам

Каждому – занятие по душе



 

Важное направление в работе толстовских школ – организация деятельности детей по интересам. Формы такой деятельности различны (кружки, клубы, творческие центры и пр.) и зависят от специфики конкретных образовательных учреждений.


В некоторых из них внеучебная деятельность по интересам является системообразующей. К ним относится Яснополянский детский дом.

В воспитательной системе Яснополянского детского дома системоинтегрирующими формами организации воспитательного процесса являются центры развития ребенка - крупные воспитательные блоки: Толстовский центр развития, центр труда и ремесел, спортивно-игровой, музейный, детского творчества.


 

Толстовский центр развития ребенка - объединение кружков и клубов по интересам.


Структура Толстовского центра развития ребенка

Основной формой работы с воспитанниками в Толстовском центре развития являются клубы по интересам. Клубные детские объединения, в отличие от кружковой деятельности, обладают целым рядом особенностей: открытостью, которая предполагает добровольное вступление в клуб и выход из него; автономностью; самобытностью жизнедеятельности; огромными возможностями для самоуправления, самодеятельности детей; наличием более комфортной среды и т. д. Клуб предоставляет подросткам большую свободу выбора (видов, форм и методов деятельности). В клубе возможно действительное самоуправление или соуправление. В основе детского объединения лежат инициатива, самодеятельность детей, дружеское общение. Клуб создает реальные условия для приобретения детьми опыта ненасильственных, социально значимых отношений, для оказания помощи ребенку в самопознании и самореализации, формирования у детей и подростков активной жизненной позиции. Для развития детей-сирот, испытывающих серьезные трудности в учебной деятельности, условия клуба создают прекрасные возможности для самоутверждения во многих других областях. Клубы по интересам для данной категории детей – это путь вхождения в мир, в общественные отношения через творческую деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения.

НАВЕРХ


Принципы клубной деятельности:
- свобода выбора и добровольное участие в клубе;
- активность и самостоятельность в детском общественном объединении;
- единство индивидуальной и коллективной деятельности;
- культурное посредничество взрослых в освоении детьми опыта социальных отношений через их партнерство и сотрудничество.

Одним из самых любимых воспитанниками Яснополянского детского дома клубов стал туристический клуб «Ветер странствий». Члены клуба ежегодно совершают однодневные и многодневные путешествия, пешие и на байдарках, по маршрутам различного уровня сложности.



Занятия в клубе развивают выносливость, самостоятельность, коммуникативные навыки, формируют лидерские качества воспитанников. Подготовка к путешествиям включает теоретические занятия, посещение бассейна, тренировочные походы.

Центр труда и ремесел – центр профессиональной адаптации и профессиональной подготовки, деятельность которого строится на базе мастерских детского дома: декоративно-прикладного искусства, швейной и столярной. Создан при финансовой поддержке Фонда Сороса.

Спортивно-игровой центр создан на базе построенного в 1998 г., к 50-летнему юбилею детского дома, мини-спортзала. Включает теннисный и тренажерный залы для подростков. Центр создал реальные условия для оздоровления воспитанников, активной организации их досуга, укрепления связи детского дома с яснополянским социумом; он стал одним из центров яснополянского мира, а у воспитанников появилась возможность приглашать друзей к себе и общаться с ними на своей территории.

Центр детского творчества включает детский издательский центр (выпускающий газету, сборники детских творческих работ) и видеоцентр, в котором снимаются фильмы о жизни детского дома.
Музейный центр включает музей истории детского дома и музей игрушки, позволяющие осуществлять в детском доме активную музейно-педагогическую деятельность, приобщать воспитанников к музейной культуре.


"В этом доме много разных произведений искусства, картин, книг, старинных вещей, и я вдруг подумал: «Нет, Толстой не умер, он живет и будет жить с нами в своих произведениях» (Саша Изюмин)


"Когда мы входили в "Комнату под сводами", я почувствовал жуткий холод и подумал: "Как же здесь Лев Николаевич не замерз? И почему мы не стремимся к лучшему, как великий Толстой?" (Саша Ленёв)

"Во времена Толстого в этом парке гуляли прекрасные дамы кавалеры, слушали прекрасную музыку" (Маша Родина)


"Мне очень понравился этот портрет, и я не могла от него оторваться. Все смотрела и смотрела в глаза Татьяне Львовне. И как будто мы понимали друг друга" (Вера Дмитриева)


"Л.Н.Толстой считал, что у детей должно быть прекрасное образование и должны быть самые лучшие книги. Толстой воспитывал в своих детях доброту, сострадание к людям" (Вера Дмитриева)

"Я очень хорошо теперь понимаю, почему Толстой такой умный. Он много читал" (Люба Романова)


"Л.Н.Толстой всю жизнь трудился, заботился о бедных, помогая, чем мог. Лев Николаевич всю жизнь до самого конца мeчтaл сделать людей счастливыми" (Вера Дмитриева)

"Вся семья Л.Н. Толстого была образованная и очень умная. Дети и родители много читали. Я бы очень хотел, чтобы и наша группа была такой же умной" (Панфилов Саша)

"В Ясной Поляне я узнала о главной тайне, о том, как сделать всех людей счастливы ми!" (Ира Пронина)

Компьютерный центр открыт в 1998 г. и призван ввести детей в мир современных информационных технологий; здесь осуществляется развитие познавательной активности детей, формируются навыки работы с компьютером, развиваются интеллектуальные способности воспитанников, их интерес к компьютерной технике.

Библиотечный центр (руководитель – Т.Б. Богаткина) – культурный и книжный центр детского дома; на его базе работает поэтический клуб, «Книжкина лечебница», клуб интересных встреч.

Детская музыкальная школа – филиал Тульской областной музыкальной школы, открытый в 1995 г. на базе детского дома. В период эксперимента школа стала настоящим музыкальным центром учреждения. Программа школы была адаптирована к условиям детского дома, особенностям личностного развития детей и создаваемой воспитательной системы. Сегодня обучение строится по 3-уровневой программе: общая программа; первого уровня – для детей, проявивших особые успехи в музыкальном образовании; второго уровня – для детей с ограниченными музыкальными способностями. В филиале Тульской областной музыкальной школы сегодня обучается более 50 % воспитанников. В условиях детского дома приобщение детей к миру прекрасного выполняет арттерапевтическую и коррекционную функции, развивая эмоциональную сферу ребенка, облагораживая его душу, воспитывая в нем культуру чувства. Педагоги школы, являясь руководителями музыкального клуба «Истоки», ведут большую воспитательную работу по приобщению всего коллектива воспитанников к русской и мировой музыкальной культуре.

В гимназии № 4 во внеучебное время учащиеся имеют возможность посещать кружки: “Фольклор”, “Художественная обработка металла и древесины”, театральный, ИВТ, “Хозяюшка”, “Музееведение”, “Юннат”, “Юный математик”, “Юный лингвист”, “Юный информатик”. “Путешествие в природу и искусство”, “Бисероплетение”, “Выжигание”, “Оригами”, “Психологический тренинг”, студия “Театр”, а любители спорта - секции легкой атлетики, волейбола, баскетбола.
В Яснополянской гимназии также созданы необходимые условия для свободы выбора детей в деятельности по интересам. В гимназии работают следующие кружки: Театр “ШТЭМ”, “Вокал”, “Фольклор”, “Художественный труд”, “ИЗО”, “Макроме и вязание”, “Танец”, “Обучение игре на шестиструнной гитаре”, “Историческое фехтование”, “Основы гончарного мастерства”, “Фотография”, “Занимательная астрономия”, “Основы компьютерной грамотности”, “Музейное дело”, “Занимательная математика”, “Лексика и фразеология русского языка”, “Народные промыслы”. Для спортсменов организованы секции: “Карате”, “Волейбол”, “Баскетбол”, “Шахматы”, “Спортивный туризм”, “Волейбол”, “Настольный теннис”.

НАВЕРХ


В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы