Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Школа учителя

 

 Воспитатель дошкольного учреждения

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Любовь Короткова)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (Любовь Короткова)

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ (Любовь Короткова):

ИСТОКИ
ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ
ЧАША ЖИЗНИ

Учебная программа
Любовь Короткова

 

Педагогика Л. Н. Толстого – это не только методика преподавания в школе и организация жизни в ней, но и методология человеческого духа. Она не для избранных. Она для каждого. Обращение к ней помогает нам разобраться в самых сложных вопросах бытия, через чувство и разум постичь правду о мире и душе живущего.


Детский Толстовский центр
«Зеленая палочка»


Человечество могло бы избежать многих ошибок, научись оно прислушиваться к голосу мудрых, правильно воспринимать их критику действительности, их раздумья над путями обновления общества и внутреннего становления личности.

Данная учебная программа ставит своей целью познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений (руководителей, старших воспитателей, воспитателей, музыкальных руководителей) и родителей с педагогическим наследием Л.Н. Толстого и возможностями его использования в работе детских садов.

Педагогика Л.Н. Толстого – эта нравственная система передачи духовного опыта, основанная на любви. Последняя "влечет к чистоте, к соблюдению и возвращению к себе божественной сущности". Только благодаря всесильности и всеохватности любви произойдет "замена себялюбивого, ненавистнического, неразумного устройства жизни любовным, братским, свободным и разумным".

Программа разработана в соответствии с общими требованиями Министерство общего и профессионального образования РФ и состоит из инвариантного и вариативного блоков тем учебных занятий с общим количеством 54 часа (9 учебных дней). Содержание учебно-тематического плана реализуется на лекционных, семинарских занятиях и практикумах в соотношении 1 : 1 : 2. По окончании курсов предполагается проведение зачета из расчета 15 минут на 1 человека, но не более 4 часов; форма проведения зачета определяется куратором группы в первый день занятий после согласования вопроса со слушателями курсов.

Учебные занятия включают в себя в обязательном порядке в первый день диагностику профессионального мастерства педагогов, для того чтобы с целью определение их затруднения и потребность в методической помощи. После этого куратор корректирует темы плана работы и почасовую нагрузку по каждой теме.

Обучение на курсах может быть как очным (с отрывом от производства), так и заочным (без отрыва от производства). Построенная на принципах педагогики Л.Н. Толстого, программа предполагает свободное посещение занятий, коллегиальность в принятии решений по организации учебного процесса. 


Детский Толстовский центр «Зеленая палочка.
В ожидании гостей…

НАВЕРХ

Тема 1.
Диагностика профессионального мастерства педагогов
в "Школе Л.Н. Толстого"
(практическое занятие – 2 часа) 

Цель: определение потребности педагогов в индивидуальной методической помощи; корректировка учебно-тематического плана.

Диагностическая карта
профессионального мастерства педагогов ДОУ

1. Духовно-нравственная и интеллектуальная готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, или самосознание педагога

1.      Ценностные ориентации и приоритеты педагога, потребности и интересы

Общие:

умение критически мыслить;
наличие четкой, активной гражданской позиции;
стойкость перед трудностями, добросовестное, ответственное отношение к труду;
устойчивость интересов;
адекватность самооценки.

Профессиональные:

сформированность системы педагогических принципов и гуманистических ценностных ориентаций на работу с детьми;
активность в защите интересов детей и оказании им помощи;
стремление к самообразованию, увлеченность, удовлетворенность собственной педагогической деятельностью;
отношение к ребенку как к главной ценности;
наличие любимого творческого дела;
наличие силы убеждения, авторитета;
стремится к сотрудничеству.

2.      Культура педагога 

Общая:

стремление быть эталоном образованности, доброты и гуманности;
развитость коммуникативных навыков и умений;
культура общения;
культура внешнего вида.

Профессиональная:

культура поведения с детьми;
культура рабочего места (группы);
эстетическое оформление рабочего места.

2. Теоретическая и практическая готовность к творческому применению потенциала профессиональной деятельности 

 

1.      Общие знания, умения, навыки:

эрудиция;
проявление творчества в деятельности и интереса к работе;
умение распределять и переключать внимание;
умение сконцентрировать внимание на решении педагогических задач;
владение необходимыми знаниями, умениями согласно нормативным документам (Государственной программе, Положению о дошкольном образовательном учреждении, концепции дошкольного образования);
умение координировать свою деятельность с деятельностью других педагогов.

2. Психофизиологические свойства личности, имеющие профессиональное значение:

такт;
гуманность;
эмпатия;
рефлексия;
требовательность к себе;
оптимизм;
организованность;
инициативность;
терпение, выдержка;
умение управлять своими эмоциями.

3.      Профессиональные знания, умения, навыки (общие и специальные): 

Общие:

умение планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;умение организовывать детей на занятии и в свободной деятельности;
умение использовать в работе новые технологии и методики;
умение создать в группе спокойную атмосферу;
умение организовать работу с родителями;
умеет организовать восприятие и осмысление учебного материала;

контроль усвоения;
ведение индивидуального и подгруппового обучения;
умение анализировать результаты работы;
умение создавать зону успеха каждому ребенку;
умение вызывать доверие у детей;
умение слушать ребенка.

Специальные:

умение выразительно читать художественное произведение, рассказывать сказки;
умение рисовать, лепить, конструировать;
умение петь, танцевать;
хорошо владение основными видами движений. 

Диагностическая карта пед.мастерства воспитателей по программам “Чаша жизни”, “Твое здоровье”, Истоки”

Возрастная группа ____________________  ФИО педагога_________________________

Критерии оценки

Методы обследования

“Истоки”

“Чаша жизни”

“Твое здоровье”

деятельности воспитателей

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический уровень знаний по программам

1.Знание нормативных документов:
Закон РФ “Об образовании”,
Конвенция о правах ребенка,
Устав дошкольного учреждения,
родительский договор.


Индивидуальная беседа

 

 

 

 

 

 

 

2. Знание идеи, цели, задач, программы и ее блоков

Индивидуальная беседа

 

 

 

 

 

 

3. Умение правильно определять цели и задачи, разрабатывать содержание занятий по программе

Анализ планов и конспектов работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Владение самоанализом занятия, видение своих недостатков, способность добиваться изменения в лучшую сторону

Самоанализ после просмотра занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Знание возрастной психологии

Наблюдение за пед.процессом

 

 

 

 

 

 

6. Работа по самообразованию

Анализ планов, отчетов по самообразованию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические умения воспитателя в работе по программам

1.Организационное начало занятия

Просмотр занятий

 

 

 

 

 

 

2. Правильный выбор методов и приемов в работе с детьми

Просмотр занятий

 

 

 

 

 

 

3. Структурное построение занятия

Просмотр занятий

 

 

 

 

 

 

4. Реализация личностно-ориентированной модели развития детей:
- учет индивидуальных особенностей детей;
- создание комфортного микроклимата;
- речевая культура, культура;
- общения с детьми, родителями,коллегами.

Наблюдение за пед. процессом

 

 

 

 

 

 

Создание развивающей среды в группе

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Наблюдение за пед. процессом

 

 

 

 

 

 

2. Принцип активности.

 

 

 

 

 

 

 

З. Принцип комплектования и гибкого зонирования.

 

 

 

 

 

 

 

4. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

1. Выполнение раздела годового плана “Работа с родителями”

Анализ раздела годового плана, плана учебно-воспитательной работы

 

 

 

 

 

 

2 .Просветительская работа с родителями

Анализ родителями договора,

 

 

 

 

 

 

3 .Работа с родителями по выполнению родительского договора

посещения собраний, беседы с родителями

 

 

 

 

 

 

Тема 2.

Педагогические взгляды Л.Н. Толстого и их современная интерпретация в контексте дошкольного образования.
(лекционные занятия – 4 часа, семинарское занятие – 2 часа.)

Природа ребенка в философско-педагогических воззрениях Л.Н. Толстого и современная интерпретация проблемы в концепциях личностно-ориентированного и опережающего развития.

Индивидуальная неповторимость ребенка, Л.Н. Толстой о способах ее сохранения.

От индивидуального опыта ребенка к приобретению опыта социальной организации и общения.

Педагогические методы работы с детьми в Яснополянской школе Л.Н.Толстого и их применение в современной практике.

Семинарское занятие предполагает изучение и размышление слушателей курсов над основными положениями педагогической теории Л.Н. Толстого, изложенными в ряде статей:

       Журнал “Ясная Поляна” за ноябрь – декабрь;
      “Что такое религия и в чем ее сущность?”;
      “В чем моя вера ?”;
      “Как объяснить религию ребенку?”;
     “Чьи мы?”;
     “О целомудрии”;
      “О воспитании”;
      “Беседы с детьми по нравственным вопросам”;
      “Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?”

Вопросы для обсуждения:
1)     Проблемы образования и воспитания в педагогическом наследии Л.Н. Толстого.
2)     "Школа Л.Н. Толстого" сегодня: утопия или реальность?
3)     В чем суть "откровения" Л.Н. Толстого?

 

НАВЕРХ

Тема 3.
Особенности дошкольного образования в "Школе Л.Н. Толстого".
Авторские программы вариативного образования детей –
"Чаша жизни", "Твое здоровье", "Истоки".
(лекционные занятия – 6 часов, круглый стол – 2 часа)



"Школа Л.Н. Толстого" реализуется в дошкольных учреждениях и в семье ребенка: она организует специальную программу обучения и воспитания ребенка в МДОУ в тесном сотрудничестве с его родителями.


"В дошкольном возрасте акцент в образовании делается на формировании культуры потребностей и познавательных интересов ребенка. Большое внимание уделяется развитию чувств, культуре отношений с окружающим миром: миром природы, человека, предметов.

Школа Л.Н. Толстого" – это школа становления нравственной личности ребенка независимо от его возраста, это тесная связь с реальной действительностью, это предоставление ребенку различных свобод и гарантий. Именно поэтому в "Школе Л.Н. Толстого" не только своя методика преподавания, но и свое содержание образования.

Разрабатывая содержание дошкольного образования, мы опирались на основные позиции педагогической теории Л.Н. Толстого:

– "Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно";

– "...свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащихся, так и для учащих,... Угрозы наказаний и обещания наград... не только не содействуют, но более всего мешают истинному образованию";

– "Количество предметов знания бесконечно, и так же бесконечно то совершенство, до которого можетбыть доведено каждое знание";

– "...совершенство в деле образования достигается не тем, чтобы учащиеся усвоили очень многое из лучайно избранной области знания, а тем, чтобы, во-первых, из бесконечного количества знаний прежде всего были переданы учащимся знания о самых важных и нужных предметах, а во-вторых, тем, чтобы знания эти были доведены до относительно одинаковой степени...";

– "...разумное образование возможно только при постановке в основу его учения о религии и нравственности";

– "...первое знание, которое свойственно прежде всего передавать детям...что я такое и какое мое отношение к бесконечному миру?...как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях хорошим, и что всегда и при всех возможных условиях, – дурным?";– "...при постановке в основу образования религии и нравственности изучение жизни себе подобных, .е. людей, то, что называется этнографией, займет первое место".

На первой ступени образования вводятся новые предметы духоведческого, эколого-валеологического, художественно-эстетического циклов. Это "Чаша жизни", история и культура русского народа, риторика, “Твое здоровье”, изобразительное искусство. Все предметы имеют программно-методическое обеспечение.План проведения “круглого стола”:

Знакомство с базовыми экспериментальными площадками, программами исследования.

Презентация программно-методического оснащения педагогического процесса на экспериментальных площадках; его соответствие целя педагогического исследования.

Обсуждение результативности работы педагогических коллективов.

Обсуждение ведущих методов и форм работы с детьми.

Тема 4.
Психологические основы работы с дошкольниками
в "Школе Л.Н. Толстого"
(лекционное занятие – 2 часа, семинарское занятие – 2 часа)

Проблема нравственности как наиболее проблема развития ребенка.

Выдающиеся ученые мира о человеческой душе и нравственном развитии ребенка.

Идея гармонизации развития ребенка в педагогических взглядах Л.Н. Толстого.

"Школа Л.Н. Толстого" как педагогическая инновационная система нового типа, главной задачей которой является полноценное гуманистическое образование детей, основанное на духовном и физическом развитии и самосовершенствовании ребенка

.Семинарское занятие:

От природосообразности к саморазвитию ребенка.
Анализ повести Л.Н. Толстого "Детство".
На примере жизнеописании Николеньки выявить психологические особенности развития ребенка и методы развития взаимодействия ребенка и взрослых.

 

Тема 5.
Система непрерывного образования в
"Школе Л.Н. Толстого"

(семинарское занятие – 2 часа)

План семинарского занятия:

1. Педагог как самоорганизующаяся и самообразующаяся личность.
2. Подготовка педагогов к работе в МДОУ по системе "Школа Л.Н. Толстого".
3. Этапы подготовки педагогов к работе по системе "Школа Л.Н. Толстого":
постановка проблемы эксперимента;
изменение развивающей среды;
овладение содержанием педагогической системы Толстого, ее методами;
моделирование индивидуальной деятельности педагога;
пути развития самообразования и навыка саморазвития;
развитие культуры общения;
работа над словом;
проблемы авторства педагогов и свободного развития личности ребенка;
разнообразие форм и методов работы с детьми педагогами в зависимости от индивидуальных задач развития их личности.

Рекомендуемая литература:

Ремизов, В.Б. Л.Н.Толстой: Диалоги во времени /В.Б. Ремизов. – Тула, 1998.
Щедровицкий, П.Р. Очерки по философии образования /П.Р. Щедровицкий. – Москва, 1993.

Тема 6.
Наглядно-дидактическое и методическое обеспечение
учебного процесса по новым предметам

(практикум – 4 часа)

План:

Оснащение занятий по новым предметам, наглядно-дидактический и методический материал, способы его использования:
а) при объяснении и закреплении учебного материала на учебных занятиях;
б) в свободных играх детей;
в) при проведении педагогической диагностики и т. д.

Рекомендуемая литература:

Короткова, Л.В. Дидактические игры и задания на занятиях по новым предметам: (Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образовт. учреждений / Л.В. Короткова. – Тула, 2001.

Тема 7.
Особенности контроля за качеством педагогического труда и
результатами развития детей в "Школе Л.Н. Толстого"
(лекционное занятие – 2 часа, семинарские занятия – 4 часа) 

Контроль и право педагога на свободу и нравственную ответственность.

Цели и задачи контроля и самоконтроля в педагогической деятельности "Школы Л.Н. Толстого".
Отличительные особенности содержания форм и методов контроля в "Школе Л.Н. Толстого" от массовой школы.

"Школа Л.Н. Толстого" – это школа, живущая полноценной современной жизнью и поэтому менее всего формирующая у ребенка иллюзорное представление о мире человека; это школа, дающая человеку веру в возможность лучшего существования, надежду на достижение поставленной цели, дающая любовь как закон поведения в противовес закону насилия.

Цели образования детей в "Школе Л.Н. Толстого":

– развитие в ребенке разума как способности нравственно-целевого постижения и использования наний о мире и душе человека;
– самостоятельности как умения делать собственный выбор;
– культуры чувств как стремления к свободному единению отдельного "Я" с окружающим миром.

План семинарского занятия:

1)     Знакомство и анализ с документацией дошкольного образовательного учреждения по планированию, организации, ведению контроля.
2)     Анализ влияния результатов контроля на повышение качества педагогического труда. 3)     Слушателям курсов предлагается внести свои замечания, рекомендации по улучшению качества контроля в дошкольного образовательного учреждения.

 

Учебный план

76 часов

№ п/п

Содержание

лекция

семинар

Практикум

“Круглый стол”

Самостоятельная работа

Консультация /Зачет

 

I. Инвариантная часть

14

10

8

2

 

 

1

Диагностика профессионального мастерства педагога в "Школе Л.Н. Толстого"

 

2

 

 

 

2

Педагогические взгляды Л.Н. Толстого и их современная интерпретация в контексте дошкольного образования

 

4

 

2

     

 

3

Особенности дошкольного образования в "Школе Л.Н. Толстого". Авторские программы вариативности образования детей "Чаша жизни", "Твое здоровье", "Истоки"

 

 

6

 

 

 

2

 

 

2

 

 

4

Психологические основы работы с дошкольниками в "Школе Л.Н. Толстого"

 

2

 

2

 

 

 

 

5

Система непрерывного образования педагогов в "Школе Л.Н. Толстого"

 

 

2

 

 

 

 

6

Наглядно-дидактическое и методическое обеспечивание учебного процесса по новым предметам

 

 

 

4

 

 

 

7

Особенности контроля за качеством педагогического труда и результатами развития детей в "Школе Л.Н. Толстого"

 

2

 

4

 

 

 

 

 

II. Вариативная

 

 

6

2

24

6/0

1

Особенности содержания, форм и методов работы по новым предметам с детьми разного дошкольного возраста

 

 

 

 

6

 

2

 

 

2

Самостоятельная работа и консультации по заявкам слушателей

 

 

 

 

24

6/0

 

III. Зачет

 

 

 

 

 

0/4

 

ИТОГО:

14

10

14

4

 24

10

НАВЕРХ

В начало
 

Учитель. Педагог-исследователь:

Азбука Льва Толстого
Круг чтения
Чаша жизни
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд
История развития человечества
Деятельность по интересам
Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Воспитатель дошкольного учреждения

Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа

Психолог

Опыт работы

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы