Русский язык с основами риторики и стилистики
Учителю начальных классов в помощь
к освоению учебной программы (Марина Барабанова)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(Марина Барабанова)
Учебный курс предназначен для учителей начальных классов, интересующихся
теорией и практикой обучения русскому языку в рамках реализации
идей образовательной программы «Школа Л.Н.Толстого».
Предлагаемый курс включает в себя следующие разделы:
1. Особенности обучения русскому языку в образовательной программе
«Школа Л. Н. Толстого».
2. Обучение русскому языку в период овладения грамотой (1-й класс).
3. Методика изучения грамматики во 2-ом классе.
4. Методика работы над разделом «Слово» (лексикология, состав слова,
орфография) в 3-м классе.
5. Методика изучения морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации
(4-й класс).
Освоение данного курса предполагает следующие
формы работы:
1) восприятие и критический анализ полученной информации в соотнесении
с личным опытом работы учителя;
2) поиск ответа на проблемный вопрос (в литературе или в собственной
педагогической практике);
3) самостоятельное выполнение методических заданий. |

|
После знакомства с учебным курсом учитель начальной школы:
– получит представление о специфике обучения русскому языку в образовательной
программе «Школа Л. Н. Толстого»;
– приобщится через практику решения проблемных заданий к моделям
реализации общих идей программы в их соотнесенности с конкретными
реалиями;
– приобретет опыт использования этих идей в собственном методическом
творчестве;
– соприкоснется с основами методологии научного исследования.
ПРОГРАММА
1. Особенности обучения русскому языку в образовательной системе
«Школа Л.Н.Толстого»
Методические идеи Л. Н. Толстого по поводу изучения русского языка
в контексте современных интерпретаций.
Основные вопросы методики в программе «Русский язык в “Школе Л.
Н. Толстого”»: содержание образования и общие принципы его построения;
методы и приемы обучения; типология упражнений; контрольно-диагностическая
функция в обучении, развитие самоконтроля как одного из факторов
самообразования.
 |
2. «Я учусь писать»
Обучение печатанию. Запись слогов и слов печатными буквами.
Обучение письму элементов букв (технологии В. А. Илюхиной, Н.
Г. Агарковой, Н. А. Федосовой и др.). Обучение письму букв и
их соединений (различные технологии).
Приемы обучения списыванию с печатного и рукописного текстов.
Формирование умения писать слова с соблюдением позиционного
(слогового) принципа графики. Методика обучения практическому
применению правил о правописании жи–ши, ча–ща, чу–щу; об употреблении
большой буквы в именах собственных, оформлении предложений.
|
Методика обучения письму под диктовку с использованием приема
орфографического проговаривани.
3. «Живой язык»
Методика изучения языка во 2-м классе.
Введение школьников в ситуацию исследования языка; определение языковой
формы и выражаемого ею значения; составление плана исследования
языка. Обучение синтаксису (словосочетание и предложение). Изучение
морфологии на синтаксической основе. Методика введения основных
грамматических характеристик слова как части речи. Обучение составлению
классификации слов по частям речи.
4. «Тайны слова»
Методика работы по языку в 3-м классе.
Особенности изучения слова как лексической единицы. Организация
и технология изучения состава слова. Методика работы над словом
с точки зрения его звуко-буквенного состава. Фонологический анализ
слова. Методы и приемы обучения правописанию.
5. «Язык мой, друг мой…»
Методика изучения грамматики, орфографии и пунктуации в 4-м классе.
Особенности изучения служебных частей речи.
Морфология служебных частей речи как база изучения синтаксических
отношений в простых и сложных предложениях. Изучение морфологических
особенностей самостоятельных частей речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол).
Приемы работы над освоением правописания окончаний.
Организация обобщающего повторения в 4-м классе: проверка выполнения
плана исследования языка.
НАВЕРХ
Учителю начальных классов в помощь к освоению
учебной программы (Марина Барабанова)
|