Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Школа учителя

 

Русский язык с основами риторики и стилистики

Учителю начальных классов в помощь к освоению учебной программы (Марина Барабанова)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(Марина Барабанова)

Учебный курс предназначен для учителей начальных классов, интересующихся теорией и практикой обучения русскому языку в рамках реализации идей образовательной программы «Школа Л.Н.Толстого».

Предлагаемый курс включает в себя следующие разделы:


1. Особенности обучения русскому языку в образовательной программе «Школа Л. Н. Толстого».
2. Обучение русскому языку в период овладения грамотой (1-й класс).
3. Методика изучения грамматики во 2-ом классе.
4. Методика работы над разделом «Слово» (лексикология, состав слова, орфография) в 3-м классе.
5. Методика изучения морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации (4-й класс).

Освоение данного курса предполагает следующие формы работы:

1) восприятие и критический анализ полученной информации в соотнесении с личным опытом работы учителя;

2) поиск ответа на проблемный вопрос (в литературе или в собственной педагогической практике);

3) самостоятельное выполнение методических заданий.

После знакомства с учебным курсом учитель начальной школы:

– получит представление о специфике обучения русскому языку в образовательной программе «Школа Л. Н. Толстого»;
– приобщится через практику решения проблемных заданий к моделям реализации общих идей программы в их соотнесенности с конкретными реалиями;
– приобретет опыт использования этих идей в собственном методическом творчестве;
– соприкоснется с основами методологии научного исследования.


ПРОГРАММА

1. Особенности обучения русскому языку в образовательной системе «Школа Л.Н.Толстого»
Методические идеи Л. Н. Толстого по поводу изучения русского языка в контексте современных интерпретаций.

Основные вопросы методики в программе «Русский язык в “Школе Л. Н. Толстого”»: содержание образования и общие принципы его построения; методы и приемы обучения; типология упражнений; контрольно-диагностическая функция в обучении, развитие самоконтроля как одного из факторов самообразования.

2. «Я учусь писать»

Обучение печатанию. Запись слогов и слов печатными буквами. Обучение письму элементов букв (технологии В. А. Илюхиной, Н. Г. Агарковой, Н. А. Федосовой и др.). Обучение письму букв и их соединений (различные технологии).
Приемы обучения списыванию с печатного и рукописного текстов. Формирование умения писать слова с соблюдением позиционного (слогового) принципа графики. Методика обучения практическому применению правил о правописании жи–ши, ча–ща, чу–щу; об употреблении большой буквы в именах собственных, оформлении предложений.

Методика обучения письму под диктовку с использованием приема орфографического проговаривани.

3. «Живой язык»


Методика изучения языка во 2-м классе.
Введение школьников в ситуацию исследования языка; определение языковой формы и выражаемого ею значения; составление плана исследования языка. Обучение синтаксису (словосочетание и предложение). Изучение морфологии на синтаксической основе. Методика введения основных грамматических характеристик слова как части речи. Обучение составлению классификации слов по частям речи.

4. «Тайны слова»

Методика работы по языку в 3-м классе.
Особенности изучения слова как лексической единицы. Организация и технология изучения состава слова. Методика работы над словом с точки зрения его звуко-буквенного состава. Фонологический анализ слова. Методы и приемы обучения правописанию.

5. «Язык мой, друг мой…»

Методика изучения грамматики, орфографии и пунктуации в 4-м классе.
Особенности изучения служебных частей речи.
Морфология служебных частей речи как база изучения синтаксических отношений в простых и сложных предложениях. Изучение морфологических особенностей самостоятельных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Приемы работы над освоением правописания окончаний.
Организация обобщающего повторения в 4-м классе: проверка выполнения плана исследования языка.

НАВЕРХ


Учителю начальных классов в помощь к освоению учебной программы (Марина Барабанова)


 

В начало
 

Учитель. Педагог-исследователь:

Азбука Льва Толстого
Круг чтения
Чаша жизни
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд
История развития человечества
Деятельность по интересам
Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Воспитатель дошкольного учреждения

Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа

Психолог

Опыт работы

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы