Учитель. Педагог-исследователь:
Круг чтения
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАНИЦАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Л.Н.ТОЛСТОГО
(ИЗ КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ «ЧАС ДУШИ»):
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ЛОЗИНА
На святой пошел мужик посмотреть — оттаяла ли земля? Он вышел
на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел
в лес. В лесу на лозине уже надулись почки. Мужик и подумал:
«Дай обсажу огород лозиной, вырастет — защита будет!» Взял
топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов
кольями и воткнул в землю.
Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и под землею
выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились
за землю и принялись, а другие зацепились за землю кореньями
— замерли и повалились.К осени мужик порадовался на свои лозины:
шесть штук принялись. На другую весну овцы обгрызли четыре
лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли
овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться
и разрослась деревом. По веснам пчелы гудьмя гудели на лозине.
В роевщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали
их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной; а
ребята лазили на нее и выламывали из нее прутья.
Мужик — тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все
росла. Старший сын два раза срубал с нее сучья и топил ими.
Лозина все росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она
на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше
прежних, как вихор у жеребенка.
|
|
И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина
все росла на чистом поле. Чужие ездили, рубили ее — она все росла.
Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и все
росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил:
она была дюже гнила. Лозина свалилась на бок и держалась только
одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать
с ее цветов поноску.
Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось
им холодно: они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу,
хворосту. Один влез на лозину, с нее же наломал сучьев. Склали они
все в дупло и зажгли. Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел
дым и стал перебегать огонь; все нутро ее почернело. Сморщились
молодые побеги, цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая
лозина осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и
закричал: «Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!»
|
Сила жизни... Как вы понимаете
это выражение?
Найдите слова, раскрывающие силу жизни лозины,
борьбу жизни со смертью.
Как вы оцениваете отношение людей к лозине?
Сравните судьбу лозины с жизнью человека.
Почему дети сожгли лозину? Ваше отношение
к
словам ворона.
Что запомнилось вам в описании природы?
Объясните смысл названия притчи. |
НАВЕРХ
ИЗ "КРУГА ЧТЕНИЯ"
( 2 КЛАСС)
ЛЕВ ТОЛСТОЙ. ЛОЗИНА
(Анна Шадская)
"Круг чтения" во втором классе открывается небольшим рассказом
Л.Н.Толстого. Произведение эмоционально насыщенное, в нем сравнительно
много выразительных и изобразительных средств, средств скрытой художественности,
характерной для авторского стиля.
На протяжении всего анализа рассказа-притчи, помимо методов, использованных
на уроке по "Азбуке Льва Толстого", будет реализовываться
метод раскрытия природно-социального бытия человека через практическую
природно-трудовую деятельность либо, в художественном произведении,
через оценку этой деятельности.
Учащимся предоставляется свобода в интерпретации текста и соотнесении
своей позиции, своего мнения по поводу прочитанного с мнением автора,
выраженного им художественными средствами. Для этого избирается
традиционный метод лингвостилистического анализа с осмыслением эпизодов
произведения, идущих последовательно. Учителю рекомендуется самому,
как читателю, внимательно ознакомиться с рассказом-притчей и сделать
для себя своеобразные пометки "на полях", сообразуясь
со своим видением текста. Произойдет ли совпадение его суждений
с мнением учащихся? В чем возникнут расхождения? Будет ли это следствием
индивидуальной "расшифровки" художественной символики
или еще каких-нибудь причин? Учитель сам моделирует урок. После
эпизодов приводится условный диалог неопытного, случайного читателя
и "опытного" читателя-второклассника.
На святой пошел мужик посмотреть – оттаяла ли земля?
Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик и
подумал: "Дай обсажу огород лозиной, вырастет – защита будет!"
Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов
кольями и воткнул в землю.
- Кажется, начало доброе, хорошее, правильное?
- Да, возникает ощущение, что мужик – настоящий хозяин, у него есть
цель, он любит и понимает природу, все делает разумно и умело.
Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землею
выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за
землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями
– замерли и повалились.
- Меняется ли настроение сейчас?
- Да, ведь некоторые лозинки погибли. Но разве в этом кто-то виноват?
Мужик сделал, что смог, и ведь все лозинки "внизу под землею
выпустили побеги". Значит, такова их судьба. Ведь природа сурова
и жизнь всему живому дается с трудом. И все-таки жизнь продолжается.
К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись.
- Жизнь продолжается?
- Да, мужик-то знает, чему радуется: целых шесть штук принялись.
На другую весну овцы обгрызли четыре лозины, и две только остались.
На другую весну и эти обгрызли овцы.
- Это уже беда?
- Нет, овцы неразумны, не ведают, что творят. Не от них ли мужик
защиты искал, огород лозинами обсаживал? А за овцами не углядел
- других забот, видимо, много.
Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась
деревом. По весне пчелы гудьмя гудели на лозине. В роевщину часто
на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы часто завтракали
и спали под лозиной; а ребята лазили на нее и выламывали из нее
прутья.
- Замечательная картина! Только вот ребята прутья выламывают...
-Да, картина замечательная. Лозина и сама выжила, и другим нужна
стала: кому кров и пищу даст, кому тень. А прутья потерять на удилища
или хворостины взрослому дереву не страшно. Оно трудится, и все
кругом трудятся.
Мужик – тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла.
Старший сын два раза срубал с нее сучья и топил ими. Лозина все
росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит
опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у
жеребенка.
- То ли плакать, то ли радоваться...
- И плакать, и радоваться. Бездумный старший сын топит живым деревом,
посаженным отцом у родного дома. Ему трудно в лес сходить и дерево
убивает – ведь сучья срубать, это не прутья выламывать. А если у
него дети растут, какой им пример, если сам он даже у своего хозяйственного
отца ничему не научился? И зачем обрубают лозину, уничтожают красоту
дерева? Но лозина, наперекор всему, только краше, и словно моложе
становится.
И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина
все росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили ее – она все
росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями,
и все росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил:
она была дюже гнила. Лозина свалилась на бока и держалась только
одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать
с ее цветов поноску.
- Какой пестрой, но безрадостной становится жизнь!
- Не вся жизнь еще. Да, деревню сселили, людские корни выдернули.
Старший сын, наследник, перестал хозяйничать – это сын мужика-работника!
И чужие ездят и рубят не свое. И природа власть свою показывает.
Но ведь растет и цветет лозина, сама стареет, а молодые побеги пускает
– какая в ней сила жизни! И других радует. И радости в этой тревожной
пестроте пока больше.
 |
Собрались раз ребята весной стеречь лошадей
под лозину. Показалось им холодно: они стали разводить огонь,
набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один влез на лозину,
с нее же наломал сучьев. Склали они все в дупло лозины и зажгли.
Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел дым и стал перебегать
огонь; все нутро ее почернело. Сморщились молодые побеги,
цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина
осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и
закричал: "Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!"
- Неужели дети сделали то, что не смогли сделать взрослые
мужики и стихия – погубили лозину! Но они ведь замерзли! |
- Да, неразумные дети неразумных отцов погубили лозину. И не замерзли
они: "Показалось им холодно". А костер близ лозины разложить
могли: она бы их от ветра защитила, а огонь в сторону бы сносило.
Больше она никому приюта не даст, никого не согреет.
- Страдала лозина?
- Страдала. Зашипела от боли и обиды; закипел в ней сок, как кровь.
Нутром-душой почернела от горя, от того, что сама погибает и молодые
побеги сморщились, и цветы завяли. От того, что одна в поле осталась
и никому больше нужна. От того, что "кочергой" назвал
ее черный ворон, ее, которая защитой должна была быть.
- Почему заговорил черный ворон?
- Зло силу свою почувствовало, голос обрело.
- Значит, зло восторжествовало?
- Но разве оно было неизбежным?
- Это плохой конец.
- Можно начать сначала.
На святой пошел мужик посмотреть – оттаяла ли земля? Он вышел на
огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес.
- Надо кое-что добавить. Пусть будет немного иначе.
- Пусть.
На святой пошел мужик посмотреть – оттаяла ли земля? Он вышел на
огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес и
взял с собой своего старшего сына.
НАВЕРХ
ЛЕВ ТОЛСТОЙ. ЛОЗИНА. (2 КЛАСС). ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРИТЧИ
Л.Н. ТОЛСТОГО «ЛОЗИНА» (Анна Шадская)
О «КАВКАЗСКОМ ПЛЕННИКЕ». 4 КЛАСС. (Мария Козьмина)
ЛЕВ ТОЛСТОЙ. МОЛИТВА. 4 КЛАСС. «Божественный
Промысл и человеческое страдание» (Мария Козьмина).
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ по предметам «Азбука
Льва Толстого» /1 класс/ и «Круг чтения» /2-4;5-9
классы/ (Анна Шадская)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСОВ (Анна Шадская)
ТЕСТИРОВАНИЕ (Анна Шадская) |
|