Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Школа учителя

 

Учитель. Педагог-исследователь:
Круг чтения

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАНИЦАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л.Н.ТОЛСТОГО
(ИЗ КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ «ЧАС ДУШИ»):

ЛЕВ ТОЛСТОЙ. ЛОЗИНА. (2 КЛАСС).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРИТЧИ Л.Н.
ТОЛСТОГО «ЛОЗИНА» (Анна Шадская)

О «КАВКАЗСКОМ ПЛЕННИКЕ». 4 КЛАСС.
(Мария Козьмина)

ЛЕВ ТОЛСТОЙ. МОЛИТВА. 4 КЛАСС.
«Божественный Промысл и
человеческое страдание» (Мария Козьмина).

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ по предметам «Азбука Льва Толстого» /1 класс/ и «Круг чтения» /2-4;5-9
классы/ (Анна Шадская)


УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСОВ (Анна Шадская)

ТЕСТИРОВАНИЕ (Анна Шадская)

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

ЛОЗИНА

На святой пошел мужик посмотреть — оттаяла ли земля? Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес. В лесу на лозине уже надулись почки. Мужик и подумал: «Дай обсажу огород лозиной, вырастет — защита будет!» Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.
Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и под землею выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие зацепились за землю кореньями — замерли и повалились.К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись. На другую весну овцы обгрызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. По веснам пчелы гудьмя гудели на лозине. В роевщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной; а ребята лазили на нее и выламывали из нее прутья.
Мужик — тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла. Старший сын два раза срубал с нее сучья и топил ими. Лозина все росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребенка.

И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина все росла на чистом поле. Чужие ездили, рубили ее — она все росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и все росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась на бок и держалась только одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать с ее цветов поноску.

Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно: они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один влез на лозину, с нее же наломал сучьев. Склали они все в дупло и зажгли. Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел дым и стал перебегать огонь; все нутро ее почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и закричал: «Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!»

Сила жизни... Как вы понимаете это выражение?
Найдите слова, раскрывающие силу жизни лозины,
борьбу жизни со смертью.

Как вы оцениваете отношение людей к лозине?
Сравните судьбу лозины с жизнью человека.

Почему дети сожгли лозину? Ваше отношение к
словам ворона.

Что запомнилось вам в описании природы?

Объясните смысл названия притчи.

НАВЕРХ

ИЗ "КРУГА ЧТЕНИЯ" ( 2 КЛАСС)
ЛЕВ ТОЛСТОЙ. ЛОЗИНА
(Анна Шадская)


"Круг чтения" во втором классе открывается небольшим рассказом Л.Н.Толстого. Произведение эмоционально насыщенное, в нем сравнительно много выразительных и изобразительных средств, средств скрытой художественности, характерной для авторского стиля.
На протяжении всего анализа рассказа-притчи, помимо методов, использованных на уроке по "Азбуке Льва Толстого", будет реализовываться метод раскрытия природно-социального бытия человека через практическую природно-трудовую деятельность либо, в художественном произведении, через оценку этой деятельности.

Учащимся предоставляется свобода в интерпретации текста и соотнесении своей позиции, своего мнения по поводу прочитанного с мнением автора, выраженного им художественными средствами. Для этого избирается традиционный метод лингвостилистического анализа с осмыслением эпизодов произведения, идущих последовательно. Учителю рекомендуется самому, как читателю, внимательно ознакомиться с рассказом-притчей и сделать для себя своеобразные пометки "на полях", сообразуясь со своим видением текста. Произойдет ли совпадение его суждений с мнением учащихся? В чем возникнут расхождения? Будет ли это следствием индивидуальной "расшифровки" художественной символики или еще каких-нибудь причин? Учитель сам моделирует урок. После эпизодов приводится условный диалог неопытного, случайного читателя и "опытного" читателя-второклассника.
На святой пошел мужик посмотреть – оттаяла ли земля?

Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик и подумал: "Дай обсажу огород лозиной, вырастет – защита будет!" Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.

- Кажется, начало доброе, хорошее, правильное?
- Да, возникает ощущение, что мужик – настоящий хозяин, у него есть цель, он любит и понимает природу, все делает разумно и умело.

Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землею выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями – замерли и повалились.

- Меняется ли настроение сейчас?
- Да, ведь некоторые лозинки погибли. Но разве в этом кто-то виноват? Мужик сделал, что смог, и ведь все лозинки "внизу под землею выпустили побеги". Значит, такова их судьба. Ведь природа сурова и жизнь всему живому дается с трудом. И все-таки жизнь продолжается.

К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись.

- Жизнь продолжается?
- Да, мужик-то знает, чему радуется: целых шесть штук принялись.

На другую весну овцы обгрызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы.

- Это уже беда?
- Нет, овцы неразумны, не ведают, что творят. Не от них ли мужик защиты искал, огород лозинами обсаживал? А за овцами не углядел - других забот, видимо, много.

Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. По весне пчелы гудьмя гудели на лозине. В роевщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы часто завтракали и спали под лозиной; а ребята лазили на нее и выламывали из нее прутья.

- Замечательная картина! Только вот ребята прутья выламывают...
-Да, картина замечательная. Лозина и сама выжила, и другим нужна стала: кому кров и пищу даст, кому тень. А прутья потерять на удилища или хворостины взрослому дереву не страшно. Оно трудится, и все кругом трудятся.

Мужик – тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла. Старший сын два раза срубал с нее сучья и топил ими. Лозина все росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребенка.

- То ли плакать, то ли радоваться...
- И плакать, и радоваться. Бездумный старший сын топит живым деревом, посаженным отцом у родного дома. Ему трудно в лес сходить и дерево убивает – ведь сучья срубать, это не прутья выламывать. А если у него дети растут, какой им пример, если сам он даже у своего хозяйственного отца ничему не научился? И зачем обрубают лозину, уничтожают красоту дерева? Но лозина, наперекор всему, только краше, и словно моложе становится.

И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина все росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили ее – она все росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и все росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась на бока и держалась только одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать с ее цветов поноску.

- Какой пестрой, но безрадостной становится жизнь!
- Не вся жизнь еще. Да, деревню сселили, людские корни выдернули. Старший сын, наследник, перестал хозяйничать – это сын мужика-работника! И чужие ездят и рубят не свое. И природа власть свою показывает. Но ведь растет и цветет лозина, сама стареет, а молодые побеги пускает – какая в ней сила жизни! И других радует. И радости в этой тревожной пестроте пока больше.

Собрались раз ребята весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно: они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один влез на лозину, с нее же наломал сучьев. Склали они все в дупло лозины и зажгли. Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел дым и стал перебегать огонь; все нутро ее почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и закричал: "Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!"

- Неужели дети сделали то, что не смогли сделать взрослые мужики и стихия – погубили лозину! Но они ведь замерзли!

- Да, неразумные дети неразумных отцов погубили лозину. И не замерзли они: "Показалось им холодно". А костер близ лозины разложить могли: она бы их от ветра защитила, а огонь в сторону бы сносило. Больше она никому приюта не даст, никого не согреет.
- Страдала лозина?
- Страдала. Зашипела от боли и обиды; закипел в ней сок, как кровь.
Нутром-душой почернела от горя, от того, что сама погибает и молодые побеги сморщились, и цветы завяли. От того, что одна в поле осталась и никому больше нужна. От того, что "кочергой" назвал ее черный ворон, ее, которая защитой должна была быть.

- Почему заговорил черный ворон?
- Зло силу свою почувствовало, голос обрело.

- Значит, зло восторжествовало?
- Но разве оно было неизбежным?

- Это плохой конец.
- Можно начать сначала.
На святой пошел мужик посмотреть – оттаяла ли земля? Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес.

- Надо кое-что добавить. Пусть будет немного иначе.
- Пусть.
На святой пошел мужик посмотреть – оттаяла ли земля? Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес и взял с собой своего старшего сына.

НАВЕРХ

ЛЕВ ТОЛСТОЙ. ЛОЗИНА. (2 КЛАСС). ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРИТЧИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ЛОЗИНА» (Анна Шадская)

О «КАВКАЗСКОМ ПЛЕННИКЕ». 4 КЛАСС. (Мария Козьмина)

ЛЕВ ТОЛСТОЙ. МОЛИТВА. 4 КЛАСС. «Божественный Промысл и человеческое страдание» (Мария Козьмина).

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ по предметам «Азбука Льва Толстого» /1 класс/ и «Круг чтения» /2-4;5-9
классы/ (Анна Шадская)


УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСОВ (Анна Шадская)

ТЕСТИРОВАНИЕ (Анна Шадская)

В начало
 

Учитель. Педагог-исследователь:

Азбука Льва Толстого
Круг чтения
Чаша жизни
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд
История развития человечества
Деятельность по интересам
Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Воспитатель дошкольного учреждения

Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа

Психолог

Опыт работы

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы