Учитель. Педагог-исследователь:
Чаша жизни
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ- СМЕРТЬ-
БЕССМЕРТИЕ» (Виталий Ремизов)
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ
(Виталий Ремизов)
|
ТЕМА 1.
ФИЛОСОФСКИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДМЕТА
Потребность ребенка в восприятии и познании
жизни как исходная данность для общения взрослого
с миром детства.
|
Актуализация сферы личностных интересов учащихся,
создание условий для закрепления опорных эмоциональных
сигналов ( знаков памяти), культуры памяти.
Идея преемственности поколений, развитие в ученике
единства трех начал – общечеловеческого, национально-исторического,
индивидуально- неповторимого.
Созвучие в содержании общения вечного и временного;
научного, образно- мифологического, нравственно-эстетического и
индивидуально-опытного восприятия окружающего мира.
Проблема взаимообогащения людей разного возраста, разных
национальностей, разных идейных убеждений.
Философия детства.
Ребенок как самоценность и ценность образовательного
процесса. Особенности восприятия и осознания мира и окружающих
людей в разные периоды внутреннего становления личности ученика.
ТЕМА 2.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО «ЧАШЕ ЖИЗНИ»
Основной метод преподавания – от опыта ребенка к опыту
нации и человечества.
Сотворчество.
Многовариативность решения проблем, как
возможность реализации проблемы свободы выбора
ребенка.
|
|
Интеграция сфер знаний и «чувствований» в процессе
общения ребенка и наставника.
Соучастие родителей в приобщении ребенка к всемирным
и личностным тайнам.
Включение в сферу восприятия и осознания всех органов чувств и
умственных способностей ученика.
От частного к общему, от конкретного явления к познанию его родовой
сущности. Через опыт к знанию, от знания к личному опыту.
НАВЕРХ
ТЕМА 3.
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
Девять лейтмотивов как предмет раскрытия духовных,
интеллектуальных, психических и волевых потребностей ребенка в области
самопознания и социального опыта.
Особенности построения лейтмотивов
и тематических разделов предмета:
последовательность и поступательность,
философская и культурологическая преемственность,
интегрированность,
напряженность и внутренняя конфликтность,
возрастная динамика,
эмоциональная сдержанность при формулировке
тем,
многоакцентность и разноплановость проблематики
при взаимосвязанности и взаимообусловленности всех пластов содержания,
единство опыта поколений и опыта ребенка (Тайны
леса – Мой сад;
Вечные книги – Моя библиотека,
целесообразность,
актуализация ценностных аспектов.
|
|
Содержательное обоснование преемственности бесед и занятий:
взаимосвязь отцовского и материнского начал мироздания,
противоборство личности и обстоятельств,
этическая полярность положительных и отрицательных начал
жизни,
сопряжение реального и ирреального, бытия и времени, внутреннего
и внешнего, мечты и действительности,
эстетика форм выражения и самовыражения,
актуализация и персонификация культурно-исторического контекста
изучаемых тем и проблем,
единство общечеловеческого, национально-исторического и
индивидуально-неповторимого аспектов,
взаимодополняемость рационального, чувственного, духовного,
этика ненасилия…
|
 |
НАВЕРХ
ТЕМА 4.
ПРОБЛЕМАТИКА «ЧАШИ ЖИЗНИ»
Космос и Живая планета. Человек как частица
целого. Всеобщее и единичное.
Ответственность и свобода. О монистическом и
плюралистическом видении мира.
|
|
Краеведческие аспекты преподавания предмета:
От самосохранения к охранительным рубежам семьи,
родного края, Отечества. Города и царства. Герои
Отечества. Мудрые люди нашей земли. Наши святыни.
Мой край. Предания История. Фольклор. Великое
и
простое в жителях моего края. Историко-культурные
источники края. От века нынешнего к веку
грядущему. Я и мой край.
|
 |
Противоборство личности и обстоятельств:
|
|
Человек как участник и свидетель
истории. Наедине с собой.
Свобода выбора.
Ценностные аспекты человеческой жизни. От насилия к
согласию и единению.
Тема Хозяина и работника. Служение и послушание. Взрослые
и дети.
|
Вечная мораль перед судом Времени:
Вечная мораль и проблемы науки, искусства, религии. Научно-технический
прогресс и судьбы цивилизации. Аморализм (ницшеанство) и толерантность.
Проблемы эволюции и креативности.
Культура и Время.
|
|
НАВЕРХ
ТЕМА 5.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДМЕТА
Общечеловеческое: структура и содержание понятия.
От рождения через жизнь земную к бессмертию. Лейтмотивы
предмета:
Это загадочный мир, Планета людей, Час души, Наедине с собой, Жизнь
и
свобода…
ТЕМА 6.
ИНДИВИДУАЛЬНО-НЕПОВТОРИМОЕ
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ЖИЗНИ.
Концепция индивидуально-неповторимого.
Самоанализ и проблемы гармоничного общения.
Формы самовыражения.
Столкновение «Я» с высшей действительностью
и пути, ведущие Его к
защищенности от духовного и телесного распада.
Проблема идеала. |
|
ТЕМА 8.
ИСКУССТВО ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ
Формы общения. Ученик и учитель: за и против.
Дети и взрослые: пути преодоления противоречий.
Царство гармонии – возможно ли оно на земле?
Бессмертие – «главный вопрос жизни» (Лев Толстой).
|
ПРАКТИКУМ
I.
КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПУТИ ЕЕ ПОСТИЖЕНИЯ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧАША ЖИЗНИ»
Цель: отработка методологических подходов
к
проблеме «сотворение» нравственно и физически
здоровой личности ребенка.
Основные понятия: родовое, социально-видовое,
индивидуально-
неповторимое.
|
ПЛАН:
1. Концепция человека в контексте современных тенденций образования.
2. Родовое, социально-видовое, индивидуально-неповторимое трех начал.
3. Принцип триединства и лейтмотивы «Чаши жизни».
Литература:
Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1998
Ремизов В.Б. «Чаша жизни»: новый предмет о мире и душе человека.
Тульская школа. № 1/1994 (См. раздел сайта: КОНЦЕПЦИЯ – ЧАША ЖИЗНИ).
НАВЕРХ
 |
II.
ТЕМАТИКА
творческих работ по предмету «Чаша жизни»
(для обсуждения на занятиях по моделированию уроков)
|
1. «Чаша жизни» и проблемы становления личности ребенка.
2. Принцип триединства общечеловеческого, национально-исторического,
индивидуально-неповторимого как доминирующий принцип отбора и интерпретации
материалов.
3. Краеведческие аспекты преподавания «Чаши жизни»: от созерцания
к социально значимой деятельности.
4. Вопросы религиозного и научного миросозерцания на занятиях «Чаши
жизни».
5. Культура в системе миропознания и мирочувствования ученика.
6. Формы общения на занятиях по «Чаше жизни».
7. Личность ученика и пути развития его способностей, потребностей
и интереса.
8. Виды искусства как средство раскрытия духовного потенциала ребенка.
6. Разработка одной из тем предмета.
7. Подбор и создание дидактических материалов к разделам «Чаши жизни».
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов |
Всего, часы |
Распределение
по видам занятий |
Лек
ции |
Семинары |
Практ. занят. |
Спец. курсы, семин. |
Консультации |
Другие виды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
|
ЧАША ЖИЗНИ |
16 |
8 |
|
8 |
|
|
|
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ. СМЕРТЬ.
БЕССМЕРТИЕ» (Виталий Ремизов)
|