Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Школа учителя

 

Учитель. Педагог-исследователь:
Чаша жизни

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ- СМЕРТЬ- БЕССМЕРТИЕ» (Виталий Ремизов)

 


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ
(Виталий Ремизов)

ТЕМА 1.
ФИЛОСОФСКИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДМЕТА

Потребность ребенка в восприятии и познании жизни как исходная данность для общения взрослого с миром детства.

Актуализация сферы личностных интересов учащихся, создание условий для закрепления опорных эмоциональных сигналов ( знаков памяти), культуры памяти.

Идея преемственности поколений, развитие в ученике единства трех начал – общечеловеческого, национально-исторического, индивидуально- неповторимого.

Созвучие в содержании общения вечного и временного; научного, образно- мифологического, нравственно-эстетического и индивидуально-опытного восприятия окружающего мира.
Проблема взаимообогащения людей разного возраста, разных национальностей, разных идейных убеждений.

Философия детства.

Ребенок как самоценность и ценность образовательного процесса. Особенности восприятия и осознания мира и окружающих людей в разные периоды внутреннего становления личности ученика.

ТЕМА 2.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО «ЧАШЕ ЖИЗНИ»


Основной метод преподавания – от опыта ребенка к опыту нации и человечества.

Сотворчество.

Многовариативность решения проблем, как
возможность реализации проблемы свободы выбора
ребенка.

Интеграция сфер знаний и «чувствований» в процессе общения ребенка и наставника.

Соучастие родителей в приобщении ребенка к всемирным и личностным тайнам.

Включение в сферу восприятия и осознания всех органов чувств и умственных способностей ученика.

От частного к общему, от конкретного явления к познанию его родовой сущности. Через опыт к знанию, от знания к личному опыту.

НАВЕРХ


ТЕМА 3.
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

Девять лейтмотивов как предмет раскрытия духовных, интеллектуальных, психических и волевых потребностей ребенка в области самопознания и социального опыта.

Особенности построения лейтмотивов и тематических разделов предмета:

последовательность и поступательность,

философская и культурологическая преемственность,

интегрированность,

напряженность и внутренняя конфликтность,

возрастная динамика,

эмоциональная сдержанность при формулировке тем,

многоакцентность и разноплановость проблематики при взаимосвязанности и взаимообусловленности всех пластов содержания,

единство опыта поколений и опыта ребенка (Тайны леса – Мой сад;
Вечные книги – Моя библиотека,

целесообразность,

актуализация ценностных аспектов.


Содержательное обоснование преемственности бесед и занятий:

взаимосвязь отцовского и материнского начал мироздания,

противоборство личности и обстоятельств,

этическая полярность положительных и отрицательных начал жизни,

сопряжение реального и ирреального, бытия и времени, внутреннего и внешнего, мечты и действительности,

эстетика форм выражения и самовыражения,

актуализация и персонификация культурно-исторического контекста
изучаемых тем и проблем,

единство общечеловеческого, национально-исторического и
индивидуально-неповторимого аспектов,

взаимодополняемость рационального, чувственного, духовного,

 

 

 

этика ненасилия…

НАВЕРХ


ТЕМА 4.
ПРОБЛЕМАТИКА «ЧАШИ ЖИЗНИ»

Космос и Живая планета.

Человек как частица целого. Всеобщее и единичное.

Ответственность и свобода. О монистическом и
плюралистическом видении мира.

 

Краеведческие аспекты преподавания предмета:


От самосохранения к охранительным рубежам семьи,
родного края, Отечества. Города и царства. Герои
Отечества. Мудрые люди нашей земли. Наши святыни.

Мой край. Предания История. Фольклор. Великое и
простое в жителях моего края. Историко-культурные
источники края. От века нынешнего к веку
грядущему. Я и мой край.


 

Противоборство личности и обстоятельств:

Человек как участник и свидетель истории. Наедине с собой.
Свобода выбора.
Ценностные аспекты человеческой жизни. От насилия к
согласию и единению.
Тема Хозяина и работника. Служение и послушание. Взрослые
и дети.

 

Вечная мораль перед судом Времени:

Вечная мораль и проблемы науки, искусства, религии. Научно-технический прогресс и судьбы цивилизации. Аморализм (ницшеанство) и толерантность.

Проблемы эволюции и креативности.

Культура и Время.

НАВЕРХ


ТЕМА 5.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДМЕТА

Общечеловеческое: структура и содержание понятия.

От рождения через жизнь земную к бессмертию. Лейтмотивы предмета:
Это загадочный мир, Планета людей, Час души, Наедине с собой, Жизнь и
свобода…


ТЕМА 6.
ИНДИВИДУАЛЬНО-НЕПОВТОРИМОЕ
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ЖИЗНИ.

Концепция индивидуально-неповторимого.

Самоанализ и проблемы гармоничного общения.

Формы самовыражения.

Столкновение «Я» с высшей действительностью и пути, ведущие Его к
защищенности от духовного и телесного распада.

Проблема идеала.


ТЕМА 8.
ИСКУССТВО ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ

Формы общения. Ученик и учитель: за и против. Дети и взрослые: пути преодоления противоречий.

Царство гармонии – возможно ли оно на земле?

Бессмертие – «главный вопрос жизни» (Лев Толстой).

ПРАКТИКУМ

I.
КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПУТИ ЕЕ ПОСТИЖЕНИЯ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧАША ЖИЗНИ»

Цель: отработка методологических подходов к
проблеме «сотворение» нравственно и физически
здоровой личности ребенка.

Основные понятия: родовое, социально-видовое, индивидуально-
неповторимое.


ПЛАН:

1. Концепция человека в контексте современных тенденций образования.

2. Родовое, социально-видовое, индивидуально-неповторимое трех начал.

3. Принцип триединства и лейтмотивы «Чаши жизни».


Литература:
Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1998
Ремизов В.Б. «Чаша жизни»: новый предмет о мире и душе человека.
Тульская школа. № 1/1994 (См. раздел сайта: КОНЦЕПЦИЯ – ЧАША ЖИЗНИ).

НАВЕРХ


II.
ТЕМАТИКА
творческих работ по предмету «Чаша жизни»
(для обсуждения на занятиях по моделированию уроков)

1. «Чаша жизни» и проблемы становления личности ребенка.

2. Принцип триединства общечеловеческого, национально-исторического, индивидуально-неповторимого как доминирующий принцип отбора и интерпретации материалов.

3. Краеведческие аспекты преподавания «Чаши жизни»: от созерцания к социально значимой деятельности.

4. Вопросы религиозного и научного миросозерцания на занятиях «Чаши
жизни».

5. Культура в системе миропознания и мирочувствования ученика.

6. Формы общения на занятиях по «Чаше жизни».

7. Личность ученика и пути развития его способностей, потребностей и интереса.

8. Виды искусства как средство раскрытия духовного потенциала ребенка.

6. Разработка одной из тем предмета.

7. Подбор и создание дидактических материалов к разделам «Чаши жизни».

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

 

    Наименование разделов

 

Всего, часы

Распределение по видам занятий

Лек

ции

Семинары

Практ. занят.

Спец. курсы, семин.

Консультации

Другие виды

1

2

3

4

5

6

7

8

10

 

ЧАША ЖИЗНИ

16

8

 

8

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ. СМЕРТЬ. БЕССМЕРТИЕ» (Виталий Ремизов)

В начало
 

Учитель. Педагог-исследователь

Продвижение сайтов в Туле. :

Азбука Льва Толстого
Круг чтения
Чаша жизни
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд
История развития человечества
Деятельность по интересам
Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Воспитатель дошкольного учреждения

Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа

Психолог

Опыт работы

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы