Учитель. Педагог-исследователь:
Математика
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПО ПРЕДМЕТУ (Фаина Варегина)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (Фаина Варегина)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬТСКАЯ РАБОТА (Фаина
Варегина)
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1-4
КЛАССОВ (Фаина Варегина)

|
Математика является составной частью типового
экспериментального учебного плана педагогической системы «Школа
Л.Н. Толстого» с недельной нагрузкой 5 часов. В рамках этой
системы пока нет специальной экспериментальной программы по
математике. В настоящее время группа ученых работает над концепцией
естественно-математическим образованием в «Школе Л.Н. Толстого»,
которая и ляжет в основу создания программы по математике и
соответствующих ей учебно-методических материалов. |
Обучение математике строится на основе одного из учебно-методических
комплексов, представленных в вариативном образовательном пространстве
начальной школы, рекомендованных Министерством образования РФ и
включенных в Федеральный перечень учебников. Его выбор определяется,
как правило, двумя факторами: а) соответствием концепции «Школа
Л.Н. Толстого», б) свободным выбором учителя с педагогическим коллективом,
основанном на личном пристрастии, возможностями осуществить преемственность
в обучении математике в основной школе.
Методика обучения математике в «Школе Л.Н. Толстого» имеет свои
особенности, которые проявляются по следующим линиям: цели обучения,
содержание, методы и формы, взаимоотношения учителя и детей в учебно-воспитательном
процессе.
Основной целью обучения в «Школе Л.Н. Толстого» является
развитие у школьников разума, культуры чувства и самостоятельности
в их единстве с учетом индивидуальной неповторимости.
К более конкретным целям обучения математике относятся:
развитие эвристического отношения к изучаемому материалу
посредством
|

Ян Матейко. Коперник |
– создания ситуации свободного выбора;
– овладение комплексом математических знаний, умений и навыков,
необходимых для а) продолжения обучения математике в следующем звене
школы, б) активного применения их в смежных предметах учебного плана,
в) в повседневной жизни младшего школьника;
– развитие у детей мыслительных операций (сравнение, анализ и синтез,
абстрагирование и обобщение), эвристического (творческого) и алгоритмического
(исполнительного) мышления;
– приобретение общеучебных умений (целепологание, ориентировка,
планирование, исполнение действий, самоконтроль и самооценка), обеспечивающих
становление учебной деятельности как основы самостоятельности;
– создание условий для становления познавательного интереса к предмету
математики, математической деятельности, к обучению в целом – как
одному из основных мотивов учения;
– осознание места математики в развитии человеческой цивилизации
и культуры, в современной науке и производстве.
НАВЕРХ
Содержание математического образования ориентировано на создание
условий для реализации целей обучения, а именно:
– создание условий для раскрытия индивидуальных способностей каждого
ученика с учетом его индивидуального опыта;
– включение элементов истории развития математической культуры,
раскрывающих ее общечеловеческий и национальный аспекты, и учитывающие
возрастные особенности детей;
– обеспечение связи математических знаний и умений с современной
жизнью
как в плане утилитарного использования в повседневной жизни школьника,
так и в жизни общества;
– соответствие обязательному минимуму содержания образовательных
программ начальной общеобразовательной школы (государственному)
стандарту с учетом максимума;
– преемственность в обучении математики, т.е. преемственность между
начальной и основной школами.
Практически содержание курса математики состоит из трех блоков:
1) содержание соответствующее государственному стандарту образования,
обязательное для предъявления всем учащимся и подлежащее усвоению
на уровне не ниже удовлетворительного в сроки, отведенные для начального
образования;
2) содержание, которое углубляет и расширяет материал стандарта.
Это содержание готовит учащихся к более комфортному изучению важнейших
вопросов дальнейшего курса математики, способствует более глубокому
и осознанному овладению знаниями, соответствующими стандарту, дает
возможности для развития познавательного интереса и математических
способностей;
3) содержание этого блока выходит за пределы линий (тем), обозначенных
в стандарте.
.
Оно включает в себя вопросы, связанные с историей
возникновения математических знаний и их развитием, нестандартные
задачи, в частности логического, комбинаторного характера, более
широко геометрический материал и т.д. Это является как бы «компонентом»
для развития у учащихся интеллектуальных способностей творческого
мышления, положительной мотивации учения
Содержание программного материала реализуется в УМК. Оптимально
обеспечивающими цели обучения в «Школе Л.Н. Толстого» являются
такие учебники и учебные пособия, такой методический аппарат,
которые учитывают особенности личность ребенка, а содержащиеся
в них учебные задания обеспечивают через систему
математических знаний – умений – навыков
развитие интеллектуальной культуры.
|

А.М.Родченко.
Конструкция. 1916.
|
Наиболее близка к духовно-нравственной направленности «Школы Л.Н.
Толстого» государственная система Л.В. Занкова и ее учебно-методический
комплекс по математике авторов И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской и
др., которые в определенной мере соответствуют целям обучения математике
в «Школе Л.Н. Толстого».
Основной формой обучения математики является урок. Структура урока,
как правило, отходит от стандартных частей – проверка домашнего
задания, опрос, объяснение, закрепление. Урок реализует главную
цель: создание условий для раскрытия личности каждого ученика, его
индивидуальности, для его духовно-нравственных начал.
НАВЕРХ
Учебный процесс с его методическими приемами способствует не только
усвоению программного материала, но и «будит» мысли ребенка, его
чувства, желания преодолевать трудности, самостоятельно ставить
вопросы, искать и находить ответы на них, раскрывать духовные силы
детей, развивать их познавательный интерес. В процессе познания
каждый элемент знания при усвоении его учеником проходит длинный
и сложный путь от осознания его существенных сторон, его взаимосвязи
с ранее изученным материалом до вступления во взаимозависимость
с материалом, который будет изучаться на последующих этапах. Познание
– это длительный процесс. Он протекает у разных детей по-разному:
у одних медленно, у других значительно быстрее. Нужно время и соответствующее
методическое искусство учителя, чтобы знание не только вошло в сознание
ученика, но и стало фактом самосознания.
В учебном процессе нельзя забывать о противоречивом характере познания.
Противоречие могут возникать при столкновении новых знаний, способов
выполнения действий с ранее изученным, а так же противоречия между
научными и житейскими понятиями. В этом случае у детей могут возникнуть
сомнения, спорные вопросы, которые в совместной коллективной работе
могут стать предметами оживленной дискуссии.
Очень важно создавать учебно-познавательные условия для решения
учебных задач разными способами, с помощью разных приемов и средств.
Это развивает у детей гибкость мышления, способствующего решать
не только учебные задачи, но и жизненные проблемы способами, наиболее
отвечающими конкретным условиям. В этом видится путь к осознанным,
прочным, действенных знаниям.
Среди методических приемов обеспечивающих эффективность познавательного
процесса, – приемы группировки, сравнения, сопоставления, целеполагания,
преобразования учебной задачи и др.
Совершенно необходимым условием для благополучного, комфортного
проживания учеником своей школьной жизни является характер отношений:
ученик – учитель, учитель – ученик. Это должны быть отношения партнерства,
доброжелательной требовательности. Они складываются в совместной
деятельности, предполагающей сотрудничество, сотворчество, основанных
на глубоком, искреннем уважении учителя к личности каждого ученика.
Таковые некоторые особенности методики обучения математике в «Школе
Л.Н. Толстого».
В образовательной программе особое внимание обращается на следующие
стержневые вопросы обучения математике в начальной школе:
– методика обучения умению решать задачи в условиях вариативного
образования;
– вычислительные навыки и пути их формирования;
– методы и формы обучения математике в «Школе Л.Н. Толстого»;
– изучение результативности обучения младших школьников математике.
Этот материал излагается как в форме лекций, так и в форме практических
занятий.
Для творческого овладения этим материалом предлагаются задания поискового
характера, предполагающие вариативность в решении поставленных проблем.
Рассмотрим их как с позиций традиционной методики, так с позиций
концепции «Школы Л.Н. Толстого».
В образовательной программе даны темы рефератов и курсовых работ
для выполнения слушателями теоретических и опытно-экспериментальных
исследований.
НАВЕРХ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПО ПРЕДМЕТУ (Фаина Варегина)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (Фаина Варегина)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬТСКАЯ РАБОТА (Фаина
Варегина)
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1-4
КЛАССОВ (Фаина Варегина)
|
|