Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Школа учителя

 

Учитель. Педагог-исследователь:
Математика

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ (Фаина Варегина)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (Фаина Варегина)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬТСКАЯ РАБОТА (Фаина Варегина)
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ (Фаина Варегина)



Математика является составной частью типового экспериментального учебного плана педагогической системы «Школа Л.Н. Толстого» с недельной нагрузкой 5 часов. В рамках этой
системы пока нет специальной экспериментальной программы по математике. В настоящее время группа ученых работает над концепцией естественно-математическим образованием в «Школе Л.Н. Толстого», которая и ляжет в основу создания программы по математике и соответствующих ей учебно-методических материалов.

Обучение математике строится на основе одного из учебно-методических комплексов, представленных в вариативном образовательном пространстве начальной школы, рекомендованных Министерством образования РФ и включенных в Федеральный перечень учебников. Его выбор определяется, как правило, двумя факторами: а) соответствием концепции «Школа Л.Н. Толстого», б) свободным выбором учителя с педагогическим коллективом, основанном на личном пристрастии, возможностями осуществить преемственность в обучении математике в основной школе.

Методика обучения математике в «Школе Л.Н. Толстого» имеет свои особенности, которые проявляются по следующим линиям: цели обучения, содержание, методы и формы, взаимоотношения учителя и детей в учебно-воспитательном процессе.


Основной целью обучения в «Школе Л.Н. Толстого» является развитие у школьников разума, культуры чувства и самостоятельности в их единстве с учетом индивидуальной неповторимости.


К более конкретным целям обучения математике относятся:
развитие эвристического отношения к изучаемому материалу посредством



Ян Матейко. Коперник

– создания ситуации свободного выбора;
– овладение комплексом математических знаний, умений и навыков, необходимых для а) продолжения обучения математике в следующем звене школы, б) активного применения их в смежных предметах учебного плана, в) в повседневной жизни младшего школьника;
– развитие у детей мыслительных операций (сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение), эвристического (творческого) и алгоритмического (исполнительного) мышления;
– приобретение общеучебных умений (целепологание, ориентировка, планирование, исполнение действий, самоконтроль и самооценка), обеспечивающих становление учебной деятельности как основы самостоятельности;
– создание условий для становления познавательного интереса к предмету математики, математической деятельности, к обучению в целом – как одному из основных мотивов учения;
– осознание места математики в развитии человеческой цивилизации и культуры, в современной науке и производстве.

НАВЕРХ

Содержание математического образования ориентировано на создание условий для реализации целей обучения, а именно:

– создание условий для раскрытия индивидуальных способностей каждого
ученика с учетом его индивидуального опыта;
– включение элементов истории развития математической культуры,
раскрывающих ее общечеловеческий и национальный аспекты, и учитывающие возрастные особенности детей;
– обеспечение связи математических знаний и умений с современной жизнью
как в плане утилитарного использования в повседневной жизни школьника, так и в жизни общества;
– соответствие обязательному минимуму содержания образовательных программ начальной общеобразовательной школы (государственному) стандарту с учетом максимума;
– преемственность в обучении математики, т.е. преемственность между начальной и основной школами.

Практически содержание курса математики состоит из трех блоков:

1) содержание соответствующее государственному стандарту образования, обязательное для предъявления всем учащимся и подлежащее усвоению на уровне не ниже удовлетворительного в сроки, отведенные для начального образования;
2) содержание, которое углубляет и расширяет материал стандарта.
Это содержание готовит учащихся к более комфортному изучению важнейших вопросов дальнейшего курса математики, способствует более глубокому и осознанному овладению знаниями, соответствующими стандарту, дает возможности для развития познавательного интереса и математических способностей;
3) содержание этого блока выходит за пределы линий (тем), обозначенных в стандарте.
.

Оно включает в себя вопросы, связанные с историей возникновения математических знаний и их развитием, нестандартные задачи, в частности логического, комбинаторного характера, более широко геометрический материал и т.д. Это является как бы «компонентом» для развития у учащихся интеллектуальных способностей творческого мышления, положительной мотивации учения

Содержание программного материала реализуется в УМК. Оптимально обеспечивающими цели обучения в «Школе Л.Н. Толстого» являются такие учебники и учебные пособия, такой методический аппарат, которые учитывают особенности личность ребенка, а содержащиеся в них учебные задания обеспечивают через систему
математических знаний – умений – навыков
развитие интеллектуальной культуры.


А.М.Родченко.
Конструкция. 1916.

Наиболее близка к духовно-нравственной направленности «Школы Л.Н. Толстого» государственная система Л.В. Занкова и ее учебно-методический комплекс по математике авторов И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской и др., которые в определенной мере соответствуют целям обучения математике в «Школе Л.Н. Толстого».

Основной формой обучения математики является урок. Структура урока, как правило, отходит от стандартных частей – проверка домашнего задания, опрос, объяснение, закрепление. Урок реализует главную цель: создание условий для раскрытия личности каждого ученика, его индивидуальности, для его духовно-нравственных начал.

НАВЕРХ


Учебный процесс с его методическими приемами способствует не только усвоению программного материала, но и «будит» мысли ребенка, его чувства, желания преодолевать трудности, самостоятельно ставить вопросы, искать и находить ответы на них, раскрывать духовные силы детей, развивать их познавательный интерес. В процессе познания каждый элемент знания при усвоении его учеником проходит длинный и сложный путь от осознания его существенных сторон, его взаимосвязи с ранее изученным материалом до вступления во взаимозависимость с материалом, который будет изучаться на последующих этапах. Познание – это длительный процесс. Он протекает у разных детей по-разному: у одних медленно, у других значительно быстрее. Нужно время и соответствующее методическое искусство учителя, чтобы знание не только вошло в сознание ученика, но и стало фактом самосознания.
В учебном процессе нельзя забывать о противоречивом характере познания. Противоречие могут возникать при столкновении новых знаний, способов выполнения действий с ранее изученным, а так же противоречия между научными и житейскими понятиями. В этом случае у детей могут возникнуть сомнения, спорные вопросы, которые в совместной коллективной работе могут стать предметами оживленной дискуссии.

Очень важно создавать учебно-познавательные условия для решения учебных задач разными способами, с помощью разных приемов и средств. Это развивает у детей гибкость мышления, способствующего решать не только учебные задачи, но и жизненные проблемы способами, наиболее отвечающими конкретным условиям. В этом видится путь к осознанным, прочным, действенных знаниям.
Среди методических приемов обеспечивающих эффективность познавательного процесса, – приемы группировки, сравнения, сопоставления, целеполагания, преобразования учебной задачи и др.
Совершенно необходимым условием для благополучного, комфортного проживания учеником своей школьной жизни является характер отношений: ученик – учитель, учитель – ученик. Это должны быть отношения партнерства, доброжелательной требовательности. Они складываются в совместной деятельности, предполагающей сотрудничество, сотворчество, основанных на глубоком, искреннем уважении учителя к личности каждого ученика.

Таковые некоторые особенности методики обучения математике в «Школе Л.Н. Толстого».
В образовательной программе особое внимание обращается на следующие стержневые вопросы обучения математике в начальной школе:

– методика обучения умению решать задачи в условиях вариативного образования;
– вычислительные навыки и пути их формирования;
– методы и формы обучения математике в «Школе Л.Н. Толстого»;
– изучение результативности обучения младших школьников математике.

Этот материал излагается как в форме лекций, так и в форме практических занятий.
Для творческого овладения этим материалом предлагаются задания поискового характера, предполагающие вариативность в решении поставленных проблем. Рассмотрим их как с позиций традиционной методики, так с позиций концепции «Школы Л.Н. Толстого».
В образовательной программе даны темы рефератов и курсовых работ для выполнения слушателями теоретических и опытно-экспериментальных исследований.

НАВЕРХ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ (Фаина Варегина)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (Фаина Варегина)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬТСКАЯ РАБОТА (Фаина Варегина)
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ (Фаина Варегина)

 



В начало
 

Учитель. Педагог-исследователь:

Азбука Льва Толстого
Круг чтения
Чаша жизни
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд
История развития человечества
Деятельность по интересам
Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Воспитатель дошкольного учреждения

Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа

Психолог

Опыт работы

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы