Психолог

Марк Шагал. Над городом. 1914-1918
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
МОНИТОРИНГ ЭКСПЕРИМЕНТА
“ШКОЛА Л.Н. ТОЛСТОГО”
Игорь Ежов
|
Цели психологического мониторинга
- Выявление особенностей и проблем духовно-нравственного становления
личности учащихся в базовых школах, вовлеченных в эксперимент
и не участвующих в эксперименте для перспективного планирования
и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
- Сравнительный анализ особенностей и динамики духовно-нравственного
становления личности учеников в базовых школах, вовлеченных в
эксперимент и не участвующих в эксперименте.
- Изучение и сравнительный анализ развития личности учащихся городских
и сельских школ, обучавшихся по экспериментальной программе «Школа
Л.Н. Толстого».
- Изучение роли личности учителя. Сравнительный анализ особенностей
развития личности учащихся и учителей для определения путей оптимизации
учебно-воспитательного процесса по экспериментальной программе
"Школа Л.Н. Толстого".
Концептуально-теоретические основы мониторинга
Духовное развитие личности в рамках педагогического эксперимента
«Школа Л.Н. Толстого» предполагает единство интеллектуального, нравственного
и волевого самосовершенствования человека.
Ниже представлена психологическая структура качеств, лежащих в основе
духовного развития человека и обеспечивающих его движение к трем
равновеликим идеалам человечества - Истине, Добру и Свободе.

НАВЕРХ
Интеллект и самостоятельность являются опорами уравновешенного духовного
самосовершенствования человека, его способности развивать собственное
мировоззрение, собственную жизненную позицию (а не навязанную извне
нравственность), внутренне присущую, практическую способность различения
Добра и Зла, устремленность человека от вредного к полезному, от
плохого к хорошему, от Ненависти к Любви как непосредственной эмоционально-чувственной
реализации доброго отношения человека к окружающему его миру.
Ложное противоречие между интеллектом (умом) и нравственностью или
отрицание положительной связи между интеллектом и нравственностью
происходит от примитивного, формального понимания нравственности
либо от примитивного понимания интеллекта как чисто механической
способности к абстрактно-логическому мышлению, оторванному от чувств,
от смысловых и ценностных ориентиров.
Рисунок Нади Рушевой.
Маргарита
|
Центральным моментом духовного
развития личности является нравственность, основанная на понимании
духовной природы человека, духовного единства всего живого,
на чувстве неразрывности и единства отдельного "Я"
с окружающим миром. |
Недостаточное развитие интеллектуально-познавательного начала,
даже при формально усвоенных правилах нравственного поведения, может
способствовать
формированию негибкой, догматично
мыслящей и даже фанатичной личности. Неспособность к самостоятельному
познанию мира, принятие чужых, зачастую внешне привлекательных
теорий может приводить к искаженному представлению о нравственности,
ценностях. Пример тому - религиозные войны и другие насилия,
осуществляемые под знаменами добра и правды. |
Рисунок Нади Рушевой.
Мастер задумался
|
Наконец, слабо развитая воля, неспособность к самостоятельному
действию, к противостоянию разрушающим личность и окружающим мир
явлениям приводят к тому, что даже тонко мыслящий, доброжелательный
человек, столкнувшись с препятствиями, трудностями, а порой и явной
агрессией, оказанным на него давлением, бывает не способен осуществить
прекрасно задуманное и полезное дело.
Все правила нравственного поведения, все заповеди человек не только
должен, но и вынужден постигать самостоятельно и соотносить их с
необходимостью сохранения, поддержания и развития жизни, становясь
активным, сознательным участником культурного развития человечества.
Л.Н.Толстой указывал на неразрывную связь ума, добродетельности
и самостоятельности: "Для доброй жизни нужен свет разума. А
для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь. ... Надо не
поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом".
Основополагающее значение интеллекта, нравственности (добродетельности)
и самостоятельности ("силы личности") в духовном развитии
обусловлено глубинной, сущностной потребностью, стремлением души
человека к трем равновеликим идеалам, о которых говорили великие
умы человечества, - Истине, Добру и Свободе.
Краткая характеристика психологического тест-комплекса
С целью преодоления разрозненности и разноплановости диагностических
подходов нами разработан тест-комплекс концептуально взаимосвязанных
психодиагностических шкал для оценки особенностей духовного развития
личности.
Тест-комплекс позволяет выявить особенности психологической структуры
базисных качеств духовного развития личности в трех основных сферах:
интеллектуально – смысловой (Разум), нравственно-чувственной (Нравственность)
и эмоционально-волевой (Духовная сила личности).
Основные шкалы тест-комплекса.
Интеллектуально – смысловая сфера:
1) светское духовное мировоззрение;
2) религиозное духовное мировоззрение;
3) абстрактно-логическое мышление;
4) понятийное мышление.
Нравственно-чувственная сфера:
5) эмпатия;
6) доброжелательность;
7) ответственность;
8) принятие социальных норм;
9) принятие религиозно-нравственных запретов;
10) совестливость;
11) самокритичность;
12) искренность.
Эмоционально- волевая сфера:
13) духовная независимость;
14) уверенность в себе;
15) целеустремленность.
Ряд первичных шкал значимо коррелируют между собой. Факторный анализ
шкал (факторов) первого порядка позволил выделить 5 шкал (факторов)
второго порядка. Шкалы второго порядка с факторными нагрузками представлены
ниже.
НАВЕРХ
Название факторов
(шкал) первого порядка |
Нагрузки на факторы второго порядка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Религиозное духовное мировоззрение |
|
|
|
0,77 |
|
Светское духовное мировоззрение |
|
0,73 |
|
|
|
Эмпатия |
|
0,65 |
|
|
|
Доброжелательность |
|
0,31 |
|
0,65 |
|
Ответственность |
0,79 |
|
|
|
|
Принятие социальных норм |
|
0,43 |
0,51 |
|
|
Принятие религиозно-нравственных
запретов |
|
0,32 |
|
0,57 |
|
Совестливость |
|
|
0,75 |
|
|
Самокритичность |
|
|
0,48 |
|
|
Искренность |
|
|
|
|
0,68 |
Духовная независимость |
|
|
|
-0,68 |
0,43 |
Уверенность в себе |
|
|
-0,78 |
|
|
Целеустремленность |
0,86 |
|
|
|
|
Понятийное мышление |
|
|
|
|
0,74 |
Первый фактор второго порядка максимально нагружен факторами «Ответственность»
и «Целеустремленность», что позволяет его интерпретировать как «Силу
Сверх -Я». В определенной степени выделенный фактор аналогичен фактору
G теста 16PF. Отличительная особенность – дополнительная нагруженность
«Целеустремленностью» как целенаправленной активностью, волевой
составляющей «Сверх – Я».
Второй фактор второго порядка максимально нагружен факторами «Светское
духовное мировоззрение», «Эмпатия», «Доброжелательность», «Принятие
социальных норм», «Принятие религиозно-нравственных запретов», что
приближает его по смыслу к светской духовности и позволяет его интерпретировать
как «Гуманность». Наличие фактора «Принятие религиозно-нравственных
запретов» в «Гуманности» не является случайностью, а свидетельствует
о присутствии религиозных моральных норм в светской духовности.
Третий фактор второго порядка максимально положительно нагружен
факторами «Принятие социальных норм», «Совестливость», «Самокритичность»,
и отрицательно нагружен фактором «Уверенность в себе». Повышенная
совестливость, самокритичность, неуверенность в себе в сочетании
с повышенным социальным самоконтролем свидетельствует о повышенном
чувстве вины и связанной с этим чувством неуверенности в себе, стремлением
к самообвинению. Это фактор по смыслу близок к фактору O теста 16
PF и может быть интерпретирован как «Совестливость».
Четвертый фактор второго порядка максимально положительно нагружен
факторами «Религиозное духовное мировоззрение», «Доброжелательность»,
«Принятие религиозно-нравственных запретов», и отрицательно нагружен
фактором «Духовная независимость», что свидетельствует о тенденции
формирования ортодоксальной религиозной духовности и позволяет трактовать
этот фактор как «Религиозность».
Пятый фактор второго порядка максимально нагружен факторами «Искренность»,
«Духовная независимость», «Понятийное мышление», что позволяет интерпретировать
его как «Духовную силу Я». В отличие от «Силы Я» теста 16 PF данное
качество говорит, на наш взгляд, о духовной силе человека, его умственной
силе, о самостоятельности во взглядах, способности быть искренним
и не скрывать как свое положительное, так и отрицательное отношение
к окружающим.
 |
Полностью тест-комплекс представлен в CD -
приложении в виде компьютерной программы, позволяющей проводить
психологическую диагностику, автоматизированную обработку
и анализ особенностей духовного развития личности.
Методическое пособие: Ежов И.В. Психологические основы
духовного развития личности в «Школе Л.Н.Толстого»: Пособие
для учителей и психологов. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 2001.
– 70 с. (75 руб).
Программно-методические средства: Методика комплексной
экспресс-оценки особенностей духовного развития личности:
батарея тестов, построение профилей, интерпретация результатов,
база данных. (900 руб.)
|
Наши реквизиты:
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования Тульской области,
ИНН 7106019100,
л/с 61526404552 при Финансовом управлении Администрации Тульской
области.
р/с 40101810900000020007 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Тульской обл.
БИК 047003001
Тел./Факс: (0872) 27-17-71, 20-53-31
Ректор Орлихина Наталья Евгеньевна,
Науч.сотр.НИЛ «Школа Л.Н.Толстого» Ежов Игорь Вячеславович
НАВЕРХ
|
|