Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Психолого-педагогическая подготовка учителя

Психолого-педагогическая подготовка учителя

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО КУРСУ

ПРОГРАММА КУРСА И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ:
1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕНОСТЕЙ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”

 

 

ПРОГРАММА КУРСА И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ:

Раздел 1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

Не говори воспитываемому и в особенности не выдавай за священную, непререкаемую истину того, во что ты или совсем не веришь, или в чем сомневаешься. Поступать так - великое преступление.
     Л.Н. Толстой

Тема 1.1. Проблема духовного развития личности
в современной системе образования

Кризис современной школы, порожденный как прежней тоталитарной системой, так и проводимыми в нашем обществе глобальными преобразованиями, стимулировал развитие новых образовательных систем, педагогических программ, экспериментов, технологий.
Практически вся инновационная педагогика, критикуя так называемую "застойную педагогику", основанную на предметном обучении и идеологизированном воспитании, а также указывая на падение культуры и нравственности, на рост примитивно-потребительских тенденций, преступности и других негативных моментов нашего общества, говорит о необходимости духовного развития личности ребенка.
Практически все современные инновационные школы заявляют о своей гуманистической ориентации, демократизации образования, общечеловеческих ценностях и других привлекательных идеях, которые должны повысить качество образования в российских школах. Однако далеко не все школы способны дать конкретные ответы на принципиально важные вопросы о сути развития личности ребенка, эффективности тех или иных педагогических инноваций.
Предлагаются различные новые программы, концепции улучшения образовательных систем. Различного рода технологии, новое содержание, формы и методы обучения и воспитания нацеливаются не только на передачу знаний, умений, навыков, а в первую очередь на социально-нравственное обучение, в целом на развитие личности ребенка.
Основной задачей современной школы становится вместе с формированием необходимых знаний, умений и навыков развитие ребенка как личности, способной к самостоятельной созидающей творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Ведутся дискуссии о сути развития, парадигмах развития личности ребенка и соответствующих этим задачам педагогических системах. Рассматриваются и в определенной степени применяются на практике различные теории развития и саморазвития личности ребенка - интеллектуального, эмоционального, нравственного и др.
Подчеркивается, что проектирование инновационного обучения выходит на проблему "взаимообусловленного сопряженного развития личности учителя и личности учеников".
Однако практически ни в одной из инновационных педагогических программ не раскрывается сущность духовного развития личности и не обосновывается содержание, принципы и методы учебно-воспитательной работы с точки зрения их влияния на формирование позитивной структуры личности ребенка.
Слабо изучена главная проблема образования - проблема духовного развития ребенка.
В то же время потребность в духовном развитии, в самопозна­нии и самосовершенствовании является одной из важнейших (если не главной) потребностью человека. Вакуум духовного развития запол­няется различного рода религиозными, сектантскими и псевдонаучными учениями, которые, зачастую, наносят непоправимый вред психике ребенка.

 

НАВЕРХ

Инновационная школа должна ответить, прежде всего, на следующие вопросы:
1. Оказывает ли школа влияние (естественно, целевое, а не попутное, как все окружающее) на развитие, становление личности ребенка?
2. Как представляет себе школа развитие личности, в чем это развитие заключается?
3. Какие методы и средства развития, становления личности учеников использует школа и почему?
4. Каким образом школа контролирует развитие личности ребенка?
Ключевым вопросом образования является вопрос о сущности развития личности, который предполагает ответы на вопросы об устройстве мира, месте и роли в нем человека, смысле человеческой жизни.
В настоящее время нет единой теории и однозначного понимания личности, вокруг проблемы личности ведется много споров, дискуссий. Существующие теории уделяют первоочередное внимание различным сторонам развития личности.
В связи с этим инновационная педагогика должна осуществляться как полноценный научный эксперимент, в котором организация учебно-воспитательного процесса представляет собой, с одной стороны, внедрение лучших педагогических идей, методов и средств обучения, проверенных временем, а с другой стороны, научный эксперимент, в ходе которого можно выделить следующие этапы.

НАВЕРХ

Первый этап связан с пониманием, постановкой основных проблем современной школы, к числу которых, в первую очередь, следует отнести проблему развития личности ребенка.

 

На втором этапе прорабатывается научная теория ( если идет речь о формировании личности, то психологическая теория личности), на основе которой строится образовательный процесс. Выдвигаются гипотезы, которые требуют экспериментальной проверки.

 

На третем этапе выбираются, или создаются, новое содержание образования, методы и средства проведения эксперимента ( условия, методы и средства воздействия на становление ребенка как личности).

 

На четвертом этапе разрабатываются психологические и педагогические методы контроля и диагностики развития личности ребенка, включая оценку знаний, умений, навыков.

 

На пятом этапе начинается собственно учебно-воспитательный процесс, который корректируется и управляется на основе текущих (промежуточных) результатов контроля и оценки развития личности ребенка.

 

На шестом, заключительном этапе, подводятся общие итоги эксперимента, оценивается эффективность, оптимальность и другие характеристики как всего эксперимента, так и его составляющих, например, рост квалификации педагогов, повышение их профессионального мастерства.

 

В практическом развитии педагогического эксперимента его основные этапы могут объединяться, развиваться, и даже некоторые из них чередоваться в своей последовательности, например, второй и третий этапы могут развиваться параллельно, а по результатам пятого этапа возможны (а в реальном, живом эксперименте так и происходит) коррективы в теоретических, концептуальных положениях школы.
В настоящее время исследование  духовной природы человека, создание научных методов и средств духовного образования, диагностики,  являются первостепенными задачами возрождения духовно-нравственных тради­ций отечественной педагогики.

Тема 1.2.   Духовное развитие  личности учителя
                 и его роль в образовательном процессе

Проблема личности учителя выходит на первый план при реали­зации педагогического проекта полноценного образования при включении в учебный процесс так называемых духоведческих дисциплин.
Учитель, даже хорошо владеющий темой, учит не только "информацией", но и своим примером, своей заинтересованностью, своим следованием по пути совершенства. Если учитель старается продвинуть учеников по направлению к идеалам, глубоко в душе не разделяемым и не реализуемым всей своей жизнью, своим личным примером, он вносит       
глубокий разлад в душу ребенка, подрывает веру в ценность  и реальные
КОНФУЦИЙ   возможности духовного совершенства.

Л.Н.Толстой писал: "Не говори воспитываемому и в особенности не выдавай за священную, непререкаемую истину того, во что ты или совсем не веришь, или в чем сомневаешься. Поступать так - великое преступление. ... Нет ничего хуже притворства доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба".
При полноценном образовании, включающем обучение и воспита­ние личности, при включении в учебный процесс так называемых ду­ховедческих  дисциплин,    учитель как личность становится главным фактором, усиливающим или сводящим на нет влияние содержания гуманистической образовательной программы на духовное развитие ребенка.
Духовная культура, созданная человечеством (искусство, лите­ратура, философия, наука, религия, мораль и т.д.) не существует сама по себе, без конкретных людей, являющихся хранителями и источниками духовных ценностей, смыслов и идеалов. Особенно ярко это проявляется в школе, в системе среднего образования.

НАВЕРХ

Результаты, полученные в нашем исследовании,  ставят под сомнение возможность духовного образования детей в стенах школы без духовной трансформации личности учителя, без прихода в среднюю школу молодых, культурных, интеллектуально и нравственно развитых педагогов.
В гуманистической педагогике собственное духовное развитие учителя становится главным моментом, определяющим эффективность педагогической программы, нацеленной на духовное развитие учени­ка.
В связи с этим, основным предметом психологических исследований лаборатории «Школа Л.Н. Толстого» является духовный мир учителя, его собственное духовное развитие и вытекающие из него личная концептуальная модель образования и индивидуально-специфические подходы к обучению и воспитанию под­растающего поколения.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

  1. Считаете ли Вы, что духовное развитие ребенка является основой образовательного процесса?
  2. Может ли инновационная педагогика  создать  условия для реального духовно-нравственного роста учащихся?
  3. Вы согласны с тем, что без  психолого-педагогической концепции и психологического обеспечения практически невозможно создать педагогическую систему духовно-нравственного развития участников образовательного процесса?
  4. Считаете ли Вы себя достаточно образованным и духовно развитым человеком, для того, чтобы создать необходимые условия  для духовно-нравственного развития  учеников?
  5. Считаете ли Вы, что в образовании  более важны предметные знания, умения и навыки, чем развитие духовных  качеств  личности?
  6. Вы согласны с тем, что большинство учителей  знают,  в каком направлении и как должно происходить развитие личности ученика?
  7. Знакомы  ли Вы с психологическим обеспечением, психологической теорией, методами  психодиагностики  педагогического  эксперимента "Школа Л.Н.Толстого"?

 




Если на первые три вопроса Вы  ответили «Да», а на остальные «Нет»,  то  для Вас есть смысл ознакомиться с  другими разделами  этого сайта.  

 

Психолого-педагогическая подготовка учителя

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО КУРСУ

ПРОГРАММА КУРСА И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ:
1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕНОСТЕЙ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”

НАВЕРХ

 

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве. 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы