Психолого-педагогическая
подготовка учителя
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО
КУРСУ
ПРОГРАММА КУРСА И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ:
1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕНОСТЕЙ ДУХОВНОГО
РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”
ПРОГРАММА КУРСА И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ:
Раздел 1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Не говори воспитываемому и в особенности не выдавай за священную, непререкаемую истину того, во что ты или совсем не веришь, или в чем сомневаешься. Поступать так - великое преступление.
Л.Н. Толстой
Тема 1.1. Проблема духовного развития личности
в современной системе образования
Кризис современной школы, порожденный как прежней тоталитарной системой, так и проводимыми в нашем обществе глобальными преобразованиями, стимулировал развитие новых образовательных систем, педагогических программ, экспериментов, технологий.
Практически вся инновационная педагогика, критикуя так называемую "застойную педагогику", основанную на предметном обучении и идеологизированном воспитании, а также указывая на падение культуры и нравственности, на рост примитивно-потребительских тенденций, преступности и других негативных моментов нашего общества, говорит о необходимости духовного развития личности ребенка.
Практически все современные инновационные школы заявляют о своей гуманистической ориентации, демократизации образования, общечеловеческих ценностях и других привлекательных идеях, которые должны повысить качество образования в российских школах. Однако далеко не все школы способны дать конкретные ответы на принципиально важные вопросы о сути развития личности ребенка, эффективности тех или иных педагогических инноваций.
Предлагаются различные новые программы, концепции улучшения образовательных систем. Различного рода технологии, новое содержание, формы и методы обучения и воспитания нацеливаются не только на передачу знаний, умений, навыков, а в первую очередь на социально-нравственное обучение, в целом на развитие личности ребенка.
Основной задачей современной школы становится вместе с формированием необходимых знаний, умений и навыков развитие ребенка как личности, способной к самостоятельной созидающей творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Ведутся дискуссии о сути развития, парадигмах развития личности ребенка и соответствующих этим задачам педагогических системах. Рассматриваются и в определенной степени применяются на практике различные теории развития и саморазвития личности ребенка - интеллектуального, эмоционального, нравственного и др.
Подчеркивается, что проектирование инновационного обучения выходит на проблему "взаимообусловленного сопряженного развития личности учителя и личности учеников".
Однако практически ни в одной из инновационных педагогических программ не раскрывается сущность духовного развития личности и не обосновывается содержание, принципы и методы учебно-воспитательной работы с точки зрения их влияния на формирование позитивной структуры личности ребенка.
Слабо изучена главная проблема образования - проблема духовного развития ребенка.
В то же время потребность в духовном развитии, в самопознании и самосовершенствовании является одной из важнейших (если не главной) потребностью человека. Вакуум духовного развития заполняется различного рода религиозными, сектантскими и псевдонаучными учениями, которые, зачастую, наносят непоправимый вред психике ребенка.
НАВЕРХ
Инновационная школа должна ответить, прежде всего, на следующие вопросы:
1. Оказывает ли школа влияние (естественно, целевое, а не попутное, как все окружающее) на развитие, становление личности ребенка?
2. Как представляет себе школа развитие личности, в чем это развитие заключается?
3. Какие методы и средства развития, становления личности учеников использует школа и почему?
4. Каким образом школа контролирует развитие личности ребенка?
Ключевым вопросом образования является вопрос о сущности развития личности, который предполагает ответы на вопросы об устройстве мира, месте и роли в нем человека, смысле человеческой жизни.
В настоящее время нет единой теории и однозначного понимания личности, вокруг проблемы личности ведется много споров, дискуссий. Существующие теории уделяют первоочередное внимание различным сторонам развития личности.
В связи с этим инновационная педагогика должна осуществляться как полноценный научный эксперимент, в котором организация учебно-воспитательного процесса представляет собой, с одной стороны, внедрение лучших педагогических идей, методов и средств обучения, проверенных временем, а с другой стороны, научный эксперимент, в ходе которого можно выделить следующие этапы.
НАВЕРХ
Первый этап связан с пониманием, постановкой основных проблем современной школы, к числу которых, в первую очередь, следует отнести проблему развития личности ребенка.
На втором этапе прорабатывается научная теория ( если идет речь о формировании личности, то психологическая теория личности), на основе которой строится образовательный процесс. Выдвигаются гипотезы, которые требуют экспериментальной проверки.
На третем этапе выбираются, или создаются, новое содержание образования, методы и средства проведения эксперимента ( условия, методы и средства воздействия на становление ребенка как личности).
На четвертом этапе разрабатываются психологические и педагогические методы контроля и диагностики развития личности ребенка, включая оценку знаний, умений, навыков.
На пятом этапе начинается собственно учебно-воспитательный процесс, который корректируется и управляется на основе текущих (промежуточных) результатов контроля и оценки развития личности ребенка.
На шестом, заключительном этапе, подводятся общие итоги эксперимента, оценивается эффективность, оптимальность и другие характеристики как всего эксперимента, так и его составляющих, например, рост квалификации педагогов, повышение их профессионального мастерства.
В практическом развитии педагогического эксперимента его основные этапы могут объединяться, развиваться, и даже некоторые из них чередоваться в своей последовательности, например, второй и третий этапы могут развиваться параллельно, а по результатам пятого этапа возможны (а в реальном, живом эксперименте так и происходит) коррективы в теоретических, концептуальных положениях школы.
В настоящее время исследование духовной природы человека, создание научных методов и средств духовного образования, диагностики, являются первостепенными задачами возрождения духовно-нравственных традиций отечественной педагогики.
Тема 1.2. Духовное развитие личности учителя
и его роль в образовательном процессе
Проблема личности учителя выходит на первый план при реализации педагогического проекта полноценного образования при включении в учебный процесс так называемых духоведческих дисциплин.
Учитель, даже хорошо владеющий темой, учит не только "информацией", но и своим примером, своей заинтересованностью, своим следованием по пути совершенства. Если учитель старается продвинуть учеников по направлению к идеалам, глубоко в душе не разделяемым и не реализуемым всей своей жизнью, своим личным примером, он вносит
глубокий разлад в душу ребенка, подрывает веру в ценность и реальные
КОНФУЦИЙ возможности духовного совершенства.
Л.Н.Толстой писал: "Не говори воспитываемому и в особенности не выдавай за священную, непререкаемую истину того, во что ты или совсем не веришь, или в чем сомневаешься. Поступать так - великое преступление. ... Нет ничего хуже притворства доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба".
При полноценном образовании, включающем обучение и воспитание личности, при включении в учебный процесс так называемых духоведческих дисциплин, учитель как личность становится главным фактором, усиливающим или сводящим на нет влияние содержания гуманистической образовательной программы на духовное развитие ребенка.
Духовная культура, созданная человечеством (искусство, литература, философия, наука, религия, мораль и т.д.) не существует сама по себе, без конкретных людей, являющихся хранителями и источниками духовных ценностей, смыслов и идеалов. Особенно ярко это проявляется в школе, в системе среднего образования.
НАВЕРХ
Результаты, полученные в нашем исследовании, ставят под сомнение возможность духовного образования детей в стенах школы без духовной трансформации личности учителя, без прихода в среднюю школу молодых, культурных, интеллектуально и нравственно развитых педагогов.
В гуманистической педагогике собственное духовное развитие учителя становится главным моментом, определяющим эффективность педагогической программы, нацеленной на духовное развитие ученика.
В связи с этим, основным предметом психологических исследований лаборатории «Школа Л.Н. Толстого» является духовный мир учителя, его собственное духовное развитие и вытекающие из него личная концептуальная модель образования и индивидуально-специфические подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Считаете ли Вы, что духовное развитие ребенка является основой образовательного процесса?
- Может ли инновационная педагогика создать условия для реального духовно-нравственного роста учащихся?
- Вы согласны с тем, что без психолого-педагогической концепции и психологического обеспечения практически невозможно создать педагогическую систему духовно-нравственного развития участников образовательного процесса?
- Считаете ли Вы себя достаточно образованным и духовно развитым человеком, для того, чтобы создать необходимые условия для духовно-нравственного развития учеников?
- Считаете ли Вы, что в образовании более важны предметные знания, умения и навыки, чем развитие духовных качеств личности?
- Вы согласны с тем, что большинство учителей знают, в каком направлении и как должно происходить развитие личности ученика?
- Знакомы ли Вы с психологическим обеспечением, психологической теорией, методами психодиагностики педагогического эксперимента "Школа Л.Н.Толстого"?
Если на первые три вопроса Вы ответили «Да», а на остальные «Нет», то для Вас есть смысл ознакомиться с другими разделами этого сайта.
Психолого-педагогическая
подготовка учителя
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО
КУРСУ
ПРОГРАММА КУРСА И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ:
1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕНОСТЕЙ ДУХОВНОГО
РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”
НАВЕРХ
|
|