Психолого-педагогическая
подготовка учителя
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО
КУРСУ
ПРОГРАММА КУРСА И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ:
1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕНОСТЕЙ ДУХОВНОГО
РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”
Раздел 2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов.
Л.Н. Толстой
Тема 2.1. Психологические исследования
в научно-исследовательской лаборатории «Школа Л.Н.Толстого»
В научно-исследовательской лаборатории "Школа Л.Н.Толстого" Тульского областного института развития образования, начиная с 1992 года, проводятся психологические исследования, нацеленные на создание системы психологического обеспечения образовательной программы, предназначенной не только для освоения детьми общеобразовательной программы, но и их духовно-нравственного совершенствования.
Проведенные исследования позволили обосновать и экспериментально подтвердить трехфакторную модель духовного развития личности.
НАВЕРХ
Первый фактор - общеинтеллектуальное развитие - способность целесообразного постижения и использования знаний о мире и душе человека.
Второй фактор - нравственное развитие, добродетельность - стремление к свободному единению отдельного "Я" с окружающим миром, разумное самоограничение, основанное на доброжелательности и ответственности, сопереживании и справедливости.
Третий фактор - развитие самостоятельности, "силы личности" - автономности, воли, независимости, способности находить опору в себе самом.
Все три фактора взаимосвязаны и образуют пространство духовного развития личности.
По выраженности, сформированности и взаимосогласованности первичных составляющих духовной организации уже можно судить об особенностях духовно-нравственного становления личности. Однако более информативными являются факторы второго порядка - "вера в духовную природу человека", "уровень духовно-нравственного развития" и "сила духа", по взаимосоотношению которых возможно более точное прогнозирование позитивного или негативного формирования личности ребенка.
Разработаны методы психологической диагностики структур позитивных качеств, определяющих особенности и направленность духовного развития личности.
Результаты психологической диагностики детей, обучающихся по экспериментальной педагогической программе "Школа Л.Н.Толстого", позволяют сделать вывод о возможности духовно-нравственного становления личности ребенка посредством «погружения» ребенка в «атмосферу духовной культуры человечества». В исследовании выявлены возможности и особенности позитивного влияния экспериментальной педагогической программы "Школа Л.Н.Толстого" на духовно-нравственное развитие учащихся.
Тема 2.2. Понятие духовного развития человека
Духовная природа человека достаточно хорошо изучена в таком проявлении личности как духовность. Духовность как особое психическое явление глубока, многопланова, многогранна.
Анализ современной научной литературы показывает многовариативность подходов к исследованию и определению духовного развития человека. Духовность трактуется и как индивидуальная выраженность двух потребностей познания и социальной потребности «для других», и как «ценностное содержание сознания», как способность видеть свое «Я» в контексте мироздания в роли субъекта деятельности, активно реализующего свой потенциал на благо человечеству и так далее.
Во всей палитре определений четко просматриваются две основные тенденции толкования духовности – религиозная и светская.
Религиозная духовность представляет собой такое состояние сознания и личности в целом, в основе которого лежит религиозно-философская концепция мира, согласно которой человек занимает промежуточное положение между низшим материальным миром (Землей) и высшим духовным миром (Небом), осознает свое положение и стремится к духовному миру.
Религиозная духовность основана на представлениях человека о существовании духа (души) и высшей духовной реальности (Бога) к которому стремится индивидуальная душа и это стремление и степень достижения единения с Богом и называется духовностью человека.
Л.Н.Толстой писал: "В самом деле, всякий человек как только он выходит из животного состояния ребячества и первого детства, во время которого он живет, руководясь только теми требованиями, которые предъявляются ему его животной природой, - всякий человек, проснувшись к разумному сознанию, не может не заметить того, что все вокруг него живет, возобновляясь, не уничтожаясь и неуклонно подчиняясь одному определенному, вечному закону, а что он только один, создавая себя отдельным от всего мира существом, приговорен к смерти, к исчезновению в беспредельном пространстве и бесконечном времени и к мучительному сознанию ответственности в своих поступках, т.е. сознанию того, что поступив нехорошо, он мог бы поступить лучше. И, поняв, это всякий разумный человек не может не задумываться и не спросить себя: для чего это его мгновенное, неопределенное и колеблющееся существование среди этого вечного, твердо определенного и бесконечного мира? Вступая в истинную человеческую жизнь, человек не может обойти этого вопроса. Вопрос этот стоит всегда перед каждым человеком, и всякий человек так или иначе отвечает на него. Ответ же на этот вопрос и есть то, что составляет сущность всякой религии. Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру».
Светская духовность, в отличие от религиозной идиологии служения Богу, заключается в служении людям, истине, добру, красоте, справедливости. "В самом общем плане, - пишет Н.А.Коваль, - духовность может быть определена как собственно человеческий, глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на общечеловеческие ценности, в основе которого лежит идеал свободного, всестороннего и гармоничного развития человека как конкретно-исторического единства индивидуально-неповторимого и универсально-всеобщего».
Наиболее распространенное в отечественной психологии определение духовности дано в психологическом словаре: "с материалистической точки зрения, духовность обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать "для других". Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью - вторая. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. "с душой".
В педагогике и психологии одним из важнейших понятий является понятие развития человека. Под развитием чаще всего подразумевается положительное изменение человека, формирование новых качеств, обеспечивающих "усовершенствование" человека и общества.
Г.П. Щедровицкий подчеркивает, что понятие "развитие" может применяться лишь к тем объектам и процессам, которые представляют собой целостный имманентный процесс, т.е. "движение", идущее внутри выделенного предмета. Таким внутренним, качественным, наиболее важным и самоценным процессом совершенствования человека является его духовное развитие.
Понятие духовного развития человека подразумевает развитие высшей сущности, всего лучшего в человеке, что отличает его от животных, возвышает его над чисто материальным существованием и делает его Человеком в подлинном смысле этого слова. Всеми здравомыслящими людьми практически безоговорочно признается первостепенная значимость духовного развития. Однако понимание сути этого развития далеко не однозначно. Наиболее часто понятие духовного развития подменяется нравственным, культурно-эстетическим и другими составляющими духовного развития человека.
Духовное развитие человека - целостный многосторонний процесс.
Духовное развитие человека заключается в усилении, совершенствовании, самопознании и самореализации духовного "Я" - высшей сущности человека.
Духовное развитие есть познание мира и прежде всего самого себя, различение Добра и Зла и усилие по сохранению и совершенствованию, созиданию мира.
Духовное развитие - это стремление к познанию мира, смысла жизни и, в первую очередь, к самопознанию. Духовное развитие есть самопознание, самопостижение. Это стремление найти ответы на "вечные вопросы" - о смысле жизни, об устройстве мира, о душе человека, о жизни и смерти, о Добре и Зле.
Духовное развитие - это развитие "Я" как духовного центра, это самоуправление. Понимание того, что человек не игрушка, не каприз природы, не марионетка в руках непостижимых сил, а духовное существо, имеющее власть над своим телом, свободу выбора, возможность самому управлять собой, строить свою жизнь, свою судьбу.
Духовное развитие - это добродетельность. Движение души от зла к добру, от разрушения к созиданию.
Духовное развитие - это повышение жизнеспособности. Истинное духовное развитие есть повышение жизнеспособности человека. Душа сильнее, чем тело. Душа управляет телом. От ее развития зависит жизнедеятельность, выживание организма.
Духовное развитие человека неразрывно связано с социальным развитием человека. Несомненно, духовное развитие зависит от освоения человеком культурного богатства, созданного человечеством, духовное развитие проявляется в различных аспектах социальной жизни человека, становления человека как личности.
Тема 2.3. Психологические факторы духовного развития личности
Представители гуманистической психологии, изучая самых здоровых, добропорядочных, признанных обществом людей, выделили ряд поведенческих характеристик, психологических качеств, описывающих развитие, "самоактуализацию", "развитость" личности. К таким качествам были отнесены, в первую очередь, интерес к окружающему миру, оптимизм, целеустремленность, способность к суждениям, мудрость, любовь к прекрасному, самостоятельность, независимость, принятие других, сочувствие, сострадание, ответственность, альтруизм, стремление к реализации способностей, спокойное доверие к миру, готовность к действию, разумное самоограничение, желание улучшить человечество и др.
Однако, говоря о практике духовного развития, необходимо определить наиважнейшие качества личности, "полюса позитивного притяжения", определяющие направление духовного развития. Простое перечисление большого количества позитивных и негативных качеств личности, пороков и добродетелей, да еще при субъективном их толковании, затрудняет создание той основы, на которую должна опираться теория и практика духовного развития личности.
В результате проведенных психологических исследований в рамках экспериментального педагогического проекта "Школа Л.Н.Толстого" были выделены "вариативные" качества личности (направление, степень выраженности и значимость развития этих качеств весьма различны в зависимости от наличной структуры личности ребенка, его природных задатков, разноплановости мировоззренческих позиций родителей и педагогов), "инвариантные" качества (на их развитие нацелены практически все родители и педагоги независимо от индивидуальных особенностей и своеобразия развития ребенка) и "базальные", "фундаментальные" качества духовного развития личности.
Так, к числу "вариативных" качеств относятся общительность, доминантность, эмоциональная чувствительность и ряд других качеств - от нейродинамических до высших ценностных ориентиров, например, веры в Бога. К числу "инвариантных" качеств относятся: всестороннее умственное и культурное развитие, самоконтроль, критичность, добропорядочность, ответственность, самостоятельность, независимость, смелость, решительность, воля и др.
Факторный анализ "инвариантных" качеств позволил выделить три относительно самостоятельные основы - "базальные" качества духовного развития личности.
Первый фактор - общеинтеллектуальное развитие ребенка - способность целесообразного постижения и использования знаний о мире и душе человека (интеграция в первую очередь таких качеств, как эрудиция, знание физических, социально-психологических и других законов в контексте взаимосвязи человека и мира; развитое мышление, способность к целостному осмыслению мира и пониманию места и роли в нем человека; критичность мышления, обоснованное сомнение как условие постановки и решения проблем; способность планирования деятельности и прогнозирования в целях сохранения мира и улучшения жизни).
Второй фактор - нравственное развитие, добродетельность - стремление к свободному единению отдельного "Я" с окружающим миром, разумное самоограничение, основанное на доброжелательности и ответственности, сопереживании и справедливости, т.е. на всем том, что формирует нравственный стержень личности - способность к творческой, созидательной деятельности, помогающей, а не причиняющей вред и страдания другим.
Третий фактор - развитие самостоятельности, "силы личности" - автономности, воли, независимости, способности находить опору в себе самом, умения делать свой выбор и преодолевать трудности, противостоять явлениям, разрушающим мир человека.
НАВЕРХ
Каждый из представленных выше факторов духовного развития личности - интеллект, нравственность и "сила личности" представляет собой подструктуру взаимосвязанных и взаимодополняющих психологических качеств, степень выраженности которых определяет своеобразие и индивидуальную неповторимость личности, а также степень ее духовного развития.
Интеллект может включать в себя более 100 составляющих. Единая структура интеллекта, интегрирующая отдельные факторы, имеет иерархическое строение. Ниже лежащие уровни - уровни ощущений, чувств, восприятий. Вышележащие уровни интеллекта - интегративный уровень саморегуляции, уровень концептуально-философских обобщений, ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций.
Ж.-Ж.. РУССО
"Самостоятельность" или "Сила личности" включает в себя способность выполнять ту или иную деятельность без помощи окружающих, способность находить опору в жизни в себе самом, уверенность в себе, независимость, умение сделать свой собственный выбор, довести полезное дело до конца. Самостоятельность как интеграционный фактор, объединяющий в себе указанные выше качества личности можно также рассматривать как "силу личности".
В самостоятельности, "силе личности" проявляется волевое начало человека.
Проявление воли заключается не только в "свободном выборе", но и в регуляции действия. Воля представляет собой психический механизм, посредством которого человек регулирует свои психические функции. Власть личности над своей психикой, писал М.Я. Басов, "возможна только лишь при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность всегда и обладает в действительности. И имя его - воля".
В самостоятельности, воле человека проявляется его стремление к свободе, независимости.
Самостоятельность, "сила личности" - это определенная самодетерминированность поведения.
Только человек, который может сделать что-то сам, может нести ответственность за свои поступки. В противном случае он лишь автомат, винтик космического (общественного и т.д.) механизма. Известный русский философ В.С. Соловьев писал: "В самосознании и самообладании выражается духовная сущность человека, возможность высшего бытия".
Самостоятельность невозможна без осознания свободы выбора, возможности человека самому управлять собой, строить свою судьбу. Самостоятельность - это осознание того факта, что источник активности, центр управления человеком находится в нем самом.
Самостоятельность, "сила личности" - это проявление силы саморазвития, самоуправления, самодвижения (воли), осознания власти души над телом и определенными обстоятельствами, постоянно подкрепляемые конкретной деятельностью, поступками человека.
Самостоятельность, "сила личности" - это вера в себя, способность жить своим умом, без которых невозможно духовное развитие человека.
Проблема нравственного развития является наиболее важной не только для развития отдельного человека, но и общества и человечества в целом. "... Мы смело высказываем убеждение, - писал К.Д.Ушинский, - что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов".
Мораль всегда имеет в качестве своей основы различение Добра и Зла. А понимание сути Добра и Зла невозможно без понимания устройства мира и человека - невозможно без определенного мировоззрения. Мораль и нравственность есть практические продолжения того или иного мировоззрения, той или иной философии.
Л.Кольберг указывает, что люди более высокого уровня нравственного развития придерживаются универсальных принципов, в соответствии с которыми "жизнь каждого человека имеет самостоятельную ценность".
Подлинная нравственность есть практика поддержания высокой жизнеспособности тела и души человека. Нравственность - это глубокое чувство сопричастности и ответственности за поддержание жизни, осознанное стремление к достижению возможного блага как себе, так и другим в гармонии человека с обществом и природой. Это активное, созидательное, творческое улучшение жизни. Понимание, прочувствование себя как важной и самоценной частицы мира, а окружающего мира, как неотъемлемой части себя самого - вот действительный момент нравственного, духовного развития человека.
Тема 2.4. Духовное развитие личности как единство развития интеллекта, самостоятельности ("силы личности") и нравственности.
Полноценное духовное развитие личности невозможно без одновременного развития интеллекта, самостоятельности ("силы личности") и нравственности. В единстве их развития происходит раскрытие человеческого духа, духовное самосовершенствование человека.
На рис. 1 представлена психологическая структура качеств, лежащих в основе духовного развития человека и обеспечивающих его движение к трем равновеликим идеалам человечества - Истине, Добру и Свободе.
НАВЕРХ
Рис. 1. Психологическая структура качеств духовного развития человека
Интеллект и самостоятельность являются опорами уравновешенного духовного самосовершенствования человека, его способности развивать собственное мировоззрение, собственную жизненную позицию (а не навязанную извне нравственность), внутренне присущую, практическую способность различения Добра и Зла, устремленность человека от вредного к полезному, от плохого к хорошему, от Ненависти к Любви как непосредственной эмоционально-чувственной реализации доброго отношения человека к окружающему его миру.
Ложное противоречие между интеллектом (умом) и нравственностью или отрицание положительной связи между интеллектом и нравственностью происходит от примитивного, формального понимания нравственности либо от примитивного понимания интеллекта как чисто механической способности к абстрактно-логическому мышлению, оторванному от чувств, от смысловых и ценностных ориентиров.
Центральным моментом духовного развития личности является нравственность, основанная на понимании духовной природы человека, духовного единства всего живого, на чувстве неразрывности и единства отдельного "Я" с окружающим миром.
Недостаточное развитие интеллектуально-познавательного начала, даже при формально усвоенных правилах нравственного поведения, может способствовать формированию негибкой, догматично мыслящей и даже фанатичной личности. Неспособность к самостоятельному познанию мира, принятие чужых, зачастую внешне привлекательных теорий может приводить к искаженнму представлению о нравственности, ценностях. Пример тому - религиозные войны и другие насилия, осуществляемые под знаменами добра и правды.
Наконец, слабо развитая воля, неспособность к самостоятельному действию, к противостоянию разрушающим личность и окружающим мир явлениям приводят к тому, что даже тонко мыслящий, доброжелательный человек, столкнувшись с препятствиями, трудностями, а порой и явной агрессией, оказанным на него давлением, бывает не способен осуществить прекрасно задуманное и полезное дело.
Все правила нравственного поведения, все заповеди человек не только должен, но и вынужден постигать самостоятельно и соотносить их с необходимостью сохранения, поддержания и развития жизни, становясь активным, сознательным участником жизнеутверждения. Без разумного, самостоятельного отношения к действительности, без воли это движение невозможно.
Л.Н.Толстой указывал на неразрывную связь ума, добродетельности и самостоятельности: "Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь. ... Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом".
"Верьте себе и тогда, - пишет Толстой, обращаясь к молодежи, - когда те ответы, которые представятся вам на эти вопросы, будут несогласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут не согласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас. Не бойтесь этого разногласия; напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всем окружающим выразилось самое лучшее, что есть в вас, - то божественное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования".
Основополагающее значение интеллекта, нравственности (добродетельности) и самостоятельности ("силы личности") в духовном развитии обусловлено глубинной, сущностной потребностью, стремлением души человека к трем равновеликим идеалам, о которых говорили великие умы человечества, - Истине, Добру и Свободе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Считаете ли Вы, что приведенные выше интегративные свойства личности имеют существенное значение в духовно-нравственном развитии личности?
- Возможно ли полноценное духовное развитие человека при развитии только одного из указанных выше качеств?
* Если на вопрос 1 Вы ответили «Да», а на вопрос 2 – «Нет», то Вы разделяете наш подход к духовному развитию личности. В любом случае, советуем ознакомиться с особенностями психодиагностических методов изучения личности в «Школе Л.Н.Толстого» и результатами наших исследований.
Психолого-педагогическая
подготовка учителя
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО
КУРСУ
ПРОГРАММА КУРСА И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ:
1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕНОСТЕЙ ДУХОВНОГО
РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”
НАВЕРХ
|
|