Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Психолого-педагогическая подготовка учителя

Психолого-педагогическая подготовка учителя

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО КУРСУ

ПРОГРАММА КУРСА И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ:
1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕНОСТЕЙ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”

 



Раздел 2.  КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов.
Л.Н. Толстой

 

Тема 2.1.  Психологические исследования
в научно-исследовательской лаборатории «Школа Л.Н.Толстого»

 

В научно-исследовательской лаборатории "Школа Л.Н.Толстого" Тульского областного института развития образования, начиная с 1992 года, проводятся психологические исследова­ния, нацеленные на создание системы психологического обеспечения образовательной программы, предназначенной не только для освоения детьми общеобразовательной программы, но и их духовно-нравствен­ного совершенствования.
Проведенные исследования позволили обосновать и эксперимен­тально подтвердить трехфакторную модель духовного развития личности.

НАВЕРХ

Первый фактор - общеинтеллектуальное развитие - способность целесообразного постижения и использования знаний о мире и душе человека.
Второй фактор - нравственное развитие, добродетельность - стремление к свободному единению отдельного "Я" с окружающим ми­ром, разумное самоограничение, основанное на доброжелательности и ответственности, сопереживании и справедливости.
Третий фактор - развитие самостоятельности, "силы личности" - автономности, воли, независимости, способности находить опору в себе самом.
Все три фактора взаимосвязаны и образуют пространство духов­ного развития личности.

 

По выраженности, сформированности и взаимосогласованности первичных составляющих ду­ховной организации уже можно судить об особенностях духов­но-нравственного становления личности. Однако более информативны­ми являются факторы второго порядка - "вера в духовную природу человека",  "уровень духовно-нравственного развития"  и "сила ду­ха", по взаимосоотношению которых возможно более точное прогнози­рование позитивного или негативного формирования личности ребен­ка.
Разработаны методы психологической диагностики  структур позитивных качеств, определяющих особенности и направленность духовного развития личности.
Результаты психологической диагностики детей, обучающихся по экспериментальной педагогической программе "Школа Л.Н.Толстого", позволяют сделать вывод о возможности духов­но-нравственного становления личности ребенка  посредством «погружения» ребенка в «атмосферу духовной культуры человечества». В исследовании выявлены возможности и особенности позитивного влияния экспериментальной педагогической программы "Школа Л.Н.Толстого" на духовно-нравственное развитие учащихся.

 

                           Тема 2.2.  Понятие духовного развития человека

 

Духовная природа человека достаточно хорошо изучена в таком проявлении личности как духовность. Духовность как особое психическое явление глубока,  многопланова, многогранна.
Анализ современной научной литературы показывает многовариативность подходов к исследованию  и определению духовного развития человека. Духовность трактуется и как индивидуальная выраженность  двух  потребностей познания  и социальной потребности «для других», и  как «ценностное содержание сознания»,  как  способность видеть свое «Я» в контексте мироздания в роли субъекта деятельности, активно реализующего свой потенциал на благо человечеству  и  так далее.
Во всей палитре определений  четко просматриваются две основные тенденции толкования духовности – религиозная  и светская.

Религиозная духовность представляет собой   такое состояние сознания и личности в целом,  в основе которого лежит религиозно-философская концепция мира, согласно которой человек занимает промежуточное положение между низшим материальным миром (Землей) и высшим духовным миром (Небом), осознает свое положение и стремится к духовному миру.
Религиозная духовность основана на представлениях человека о существовании духа (души)  и высшей духовной реальности (Бога) к которому стремится индивидуальная душа и это стремление и степень достижения единения с Богом и называется духовностью человека.
Л.Н.Толстой писал: "В самом деле, всякий человек как только он выходит из животного состояния ребячества и первого детства, во время которого он живет, руководясь только теми требованиями, которые предъявляются ему его животной природой, - всякий человек, проснувшись к разумному сознанию, не может не заметить того, что все вокруг него живет, возобновляясь, не уничтожаясь и неуклонно подчиняясь одному определенному, вечному закону, а что он только один, создавая себя отдельным от всего мира существом, приговорен к смерти, к исчезновению в беспредельном пространстве и бесконечном времени и к мучительному сознанию ответственности в своих поступках, т.е. сознанию того, что поступив нехорошо, он мог бы поступить лучше. И, поняв, это всякий разумный человек не может не задумываться и не спросить себя: для чего это его мгновенное, неопределенное и колеблющееся существование среди этого вечного, твердо определенного и бесконечного мира? Вступая в истинную человеческую жизнь, человек не может обойти этого вопроса. Вопрос этот стоит всегда перед каждым человеком, и всякий человек так или иначе отвечает на него. Ответ же на этот вопрос и есть то, что составляет сущность всякой религии. Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру».

 

Светская духовность, в отличие от религиозной идиологии служения Богу, заключается в служении людям, истине, добру, красоте, справедливости. "В самом общем плане, - пишет Н.А.Коваль, - духовность может быть определена как собственно человеческий, глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на общечеловеческие ценности, в основе которого лежит идеал свободного, всестороннего и гармоничного развития человека как конкретно-исторического единства индивидуально-неповторимого и универсально-всеобщего».
Наиболее распространенное в отечественной психологии определение духовности дано в психологическом словаре: "с материалистической точки зрения, духовность обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать "для других". Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью - вторая. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. "с душой".  

 

В педагогике и психологии одним из важнейших понятий явля­ется понятие развития человека. Под развитием чаще всего подразу­мевается положительное изменение человека, формирование новых ка­честв, обеспечивающих "усовершенствование" человека и общества.
Г.П. Щедровицкий подчеркивает, что понятие "развитие" может при­меняться лишь к тем объектам и процессам, которые представляют собой целостный имманентный процесс, т.е. "движение", идущее внутри выделенного предмета. Таким внутренним, качественным, наи­более важным и самоценным процессом совершенствования человека является его духовное развитие.
Понятие духовного развития человека подразумевает развитие высшей сущности, всего лучшего в человеке, что отличает его от животных, возвышает его над чисто материальным существованием и делает его Человеком в подлинном смысле этого слова. Всеми здра­вомыслящими людьми практически безоговорочно признается первосте­пенная значимость духовного развития. Однако понимание сути этого развития далеко не однозначно. Наиболее часто понятие духовного развития подменяется нравственным, культурно-эстетическим и дру­гими составляющими духовного развития человека.

 

Духовное развитие человека  - целостный многосторонний процесс.
Духовное развитие человека заключается в усилении, совер­шенствовании, самопознании и самореализации духовного "Я" - высшей сущности человека.
Духовное развитие есть познание мира и прежде всего самого себя, различение Добра и Зла и усилие по сохранению и совер­шенствованию, созиданию мира.
Духовное развитие - это стремление к познанию мира, смысла жизни и, в первую очередь, к самопознанию. Духовное развитие есть самопознание, самопостижение. Это стремление найти ответы на "вечные вопросы" - о смысле жизни, об устройстве мира, о душе че­ловека, о жизни и смерти, о Добре и Зле.
Духовное развитие - это развитие "Я" как духовного центра, это самоуправление. Понимание того, что человек не игрушка, не каприз природы, не марионетка в руках непостижимых сил, а духов­ное существо, имеющее власть над своим телом, свободу выбора, возможность самому управлять собой, строить свою жизнь, свою судьбу.
Духовное развитие - это добродетельность.  Движение души от зла к добру,  от разрушения к созида­нию.
Духовное развитие - это повышение жизнеспособности. Истинное духовное развитие есть повышение жизнеспособности человека. Душа сильнее, чем тело. Душа управляет телом. От ее развития зависит жизнедеятельность, выживание организма.
Духовное развитие человека неразрывно связано с социальным развитием человека. Несомненно, духовное развитие зависит от освоения человеком культурного богатства, созданного человечест­вом, духовное развитие проявляется в различных аспектах социаль­ной жизни человека, становления человека как личности.

НАВЕРХ

Тема 2.3.  Психологические факторы духовного развития личности

 

Представители гуманистической психологии, изучая самых здо­ровых, добропорядочных, признанных обществом людей, выделили ряд поведенческих характеристик, психологических качеств, описывающих развитие, "самоактуализацию", "развитость" личности. К таким ка­чествам были отнесены, в первую очередь, интерес к окружающему миру, оптимизм, целеустремленность, способность к суждениям, муд­рость, любовь к прекрасному, самостоятельность, независимость, принятие других, сочувствие, сострадание, ответственность, аль­труизм, стремление к реализации способностей, спокойное доверие к миру, готовность к действию, разумное самоограничение, желание улучшить человечество и др.

 

Однако, говоря о практике духовного развития, необходимо оп­ределить наиважнейшие качества лич­ности, "полюса позитивного притяжения", определяющие   направление духовного развития. Простое перечисление большого количества позитивных и негативных качеств личности, по­роков и добродетелей, да еще при субъективном их толковании, зат­рудняет создание той основы, на которую должна опираться теория и практика духовного развития личности.

 

В результате проведенных психологических исследований в рам­ках экспериментального педагогического проекта "Школа Л.Н.Толсто­го" были выделены "вариативные" качества личности (направление, степень выраженности и значимость развития этих качеств весьма различны в зависимости от наличной структуры личности ребенка, его природных задатков, разноплановости мировоззренческих позиций родителей и педагогов), "инвариантные" качества (на их развитие нацелены практически все родители и педагоги независимо от инди­видуальных особенностей и своеобразия развития ребенка) и "ба­зальные", "фундаментальные" качества духовного развития личности.
Так, к числу "вариативных" качеств относятся общительность, доминантность, эмоциональная чувствительность и ряд других ка­честв - от нейродинамических до высших ценностных ориентиров, например, веры в Бога. К числу "инвариантных" качеств относятся: всестороннее умственное и культурное развитие, самоконтроль, кри­тичность, добропорядочность, ответственность, самостоятельность, независимость, смелость, решительность, воля и др.

 

Факторный анализ "инвариантных" качеств позволил выделить три относительно самостоятельные основы - "базальные" качества духовного развития личности.
Первый фактор - общеинтеллектуальное развитие ребенка - способность целесообразного постижения и использования знаний о мире и душе человека (интеграция в первую очередь таких качеств, как эрудиция, знание физических, социально-психологических и дру­гих законов в контексте взаимосвязи человека и мира; развитое мышление, способность к целостному осмыслению мира и пониманию места и роли в нем человека; критичность мышления, обоснованное сомнение как условие постановки и решения проблем; способность планирования деятельности и прогнозирования в целях сохранения мира и улучшения жизни).
Второй фактор - нравственное развитие, добродетельность - стремление к свободному единению отдельного "Я" с окружающим ми­ром, разумное самоограничение, основанное на доброжелательности и ответственности, сопереживании и справедливости, т.е. на всем том, что формирует нравственный стержень личности - способность к творческой, созидательной деятельности, помогающей, а не причиня­ющей вред и страдания другим.
Третий фактор - развитие самостоятельности, "силы личности" - автономности, воли, независимости, способности находить опору в себе самом, умения делать свой выбор и преодолевать трудности, противостоять явлениям,  разрушающим мир человека.

НАВЕРХ

Каждый из представленных выше факторов духовного развития личности - интеллект, нравственность и "сила личности" представ­ляет собой подструктуру взаимосвязанных и взаимодополняющих пси­хологических качеств, степень выраженности которых определяет своеобразие и индивидуальную неповторимость личности, а также степень ее духовного развития.

 Интеллект может включать в себя более 100 составляющих. Единая структура интеллекта, интегрирующая отдельные факторы, имеет иерархическое строение. Ниже лежащие уровни - уровни ощущений, чувств, восприятий. Вышележащие уровни интеллекта - ин­тегративный уровень саморегуляции, уровень концептуально-фи­лософских обобщений, ценностных ориентаций, мировоззренческих по­зиций.

Ж.-Ж.. РУССО

"Самостоятельность" или "Сила личности" включает в себя способность выполнять ту или иную деятельность без помощи окружа­ющих, способность находить опору в жизни в себе самом, уверен­ность в себе, независимость, умение сделать свой собственный вы­бор, довести полезное дело до конца. Самостоятельность как интег­рационный фактор, объединяющий в себе указанные выше качества личности можно также  рассматривать как  "силу личности".
В самостоятельности,  "силе личности"  проявляется волевое начало человека.
Проявление воли заключается не только в "свободном выборе", но и в регуляции действия. Воля представляет собой психический механизм, посредством которого человек регулирует свои психи­ческие функции. Власть личности над своей психикой, писал М.Я. Басов, "возможна только лишь при наличии в составе ее душев­ного единства некоего регулятивного фактора. Таким фактором здо­ровая личность всегда и обладает в действительности. И имя его - воля".
В самостоятельности, воле человека проявляется его стремле­ние к свободе, независимости.
Самостоятельность, "сила личности" - это определенная само­детерминированность поведения.
Только человек, который может сделать что-то сам, может нести ответственность за свои поступки. В противном случае он лишь автомат, винтик космического (общественного и т.д.) механиз­ма. Известный русский философ В.С. Соловьев писал: "В самосозна­нии и самообладании выражается духовная сущность человека, воз­можность высшего бытия".
Самостоятельность невозможна без осознания свободы выбора, возможности человека самому управлять собой, строить свою судьбу. Самостоятельность - это осознание того факта, что источник актив­ности, центр управления человеком находится в нем самом.
Самостоятельность, "сила личности" - это проявление силы са­моразвития, самоуправления, самодвижения (воли), осознания власти души над телом и определенными обстоятельствами, постоянно подк­репляемые конкретной деятельностью, поступками человека.
Самостоятельность, "сила личности" - это вера в себя, способность жить своим умом, без которых невозможно духовное раз­витие человека.

Проблема нравственного развития является наиболее важной не только для развития отдельного человека, но и общества и челове­чества в целом. "... Мы смело высказываем убеждение, - писал К.Д.Ушинский, - что влияние нравственное составляет главную зада­чу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, на­полнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных инте­ресов".
Мораль всегда имеет в качестве своей основы различение Добра и Зла. А понимание сути Добра и Зла невозможно без понимания уст­ройства мира и человека - невозможно без определенного мировозз­рения. Мораль и нравственность есть практические продолжения того или иного мировоззрения, той или иной философии.
Л.Кольберг указывает, что люди более высокого уровня нравственного развития придерживаются универсальных принципов, в соответствии с которыми "жизнь каждого человека имеет самостоя­тельную ценность".
Подлинная нравственность есть практика поддержания высокой жизнеспособности тела и души человека. Нравственность - это глу­бокое чувство сопричастности и ответственности за поддержание жизни, осознанное стремление к достижению возможного блага как себе, так и другим в гармонии человека с обществом и природой. Это активное, созидательное, творческое улучшение жизни. Понима­ние, прочувствование себя как важной и самоценной частицы мира, а окружающего мира, как неотъемлемой части себя самого - вот действительный момент нравственного, духовного развития человека.

 

Тема 2.4.  Духовное развитие  личности как единство развития интеллекта, самостоятельности ("силы личности") и нравственности.

 

Полноценное духовное развитие личности невозможно без однов­ременного развития интеллекта, самостоятельности ("силы лич­ности") и нравственности. В единстве их развития происходит раск­рытие человеческого духа, духовное самосовершенствование челове­ка.
На рис. 1 представлена психологическая структура качеств, лежащих в основе духовного развития человека и обеспечивающих его движение к трем равновеликим идеалам человечества - Истине, Добру и Свободе.

Скругленный прямоугольник: ИСТИНАСкругленный прямоугольник:   ДОБРО   Скругленный прямоугольник: СВОБОДА 

 

НАВЕРХ

Рис. 1. Психологическая структура качеств духовного развития человека
Интеллект и самостоятельность являются опорами уравновешен­ного духовного самосовершенствования человека, его способности развивать собственное мировоззрение, собственную жизненную пози­цию (а не навязанную извне нравственность), внутренне присущую, практическую способность различения Добра и Зла, устремленность человека от вредного к полезному, от плохого к хорошему, от Нена­висти к Любви как непосредственной эмоционально-чувственной реа­лизации доброго отношения человека к окружающему его миру.

 

Ложное противоречие между интеллектом (умом) и нравствен­ностью или отрицание положительной связи между интеллектом и нравственностью происходит от примитивного, формального понимания нравственности либо от примитивного понимания интеллекта как чисто механической способности к абстрактно-логическому мышлению, оторванному от чувств, от смысловых и ценностных ориентиров.
Центральным моментом духовного развития личности является нравственность, основанная на понимании духовной природы челове­ка, духовного единства всего живого, на чувстве неразрывности и единства отдельного "Я" с окружающим миром.

 

Недостаточное развитие интеллектуально-познавательного нача­ла, даже при формально усвоенных правилах нравственного поведе­ния, может способствовать формированию негибкой, догматично мыслящей и даже фанатичной личности. Неспособность к самостоя­тельному познанию мира, принятие чужых, зачастую внешне привлека­тельных теорий может приводить к искаженнму представлению о нравственности, ценностях. Пример тому - религиозные войны и дру­гие насилия, осуществляемые под знаменами добра и правды.

 

Наконец, слабо развитая воля, неспособность к самостоятель­ному действию, к противостоянию разрушающим личность и окружающим мир явлениям приводят к тому, что даже тонко мыслящий, доброжела­тельный человек, столкнувшись с препятствиями, трудностями, а по­рой и явной агрессией, оказанным на него давлением, бывает не способен осуществить прекрасно задуманное и полезное дело.
Все правила нравственного поведения, все заповеди человек не только должен, но и вынужден постигать самостоятельно и соот­носить их с необходимостью сохранения, поддержания и развития жизни, становясь активным, сознательным участником жизнеутвержде­ния. Без разумного, самостоятельного отношения к действитель­ности, без воли это движение невозможно.

 

Л.Н.Толстой указывал на неразрывную связь ума, добродетель­ности и самостоятельности: "Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь. ... Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом".
"Верьте себе и тогда, - пишет Толстой, обращаясь к молодежи, - когда те ответы, которые представятся вам на эти вопросы, будут несогласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут не согласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас. Не бойтесь этого разног­ласия; напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всем ок­ружающим выразилось самое лучшее, что есть в вас, - то божествен­ное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования".

Основополагающее значение интеллекта, нравственности (добро­детельности) и самостоятельности ("силы личности") в духовном развитии обусловлено глубинной, сущностной потребностью, стремле­нием души человека к трем равновеликим идеалам, о которых говори­ли великие умы человечества, - Истине, Добру и Свободе.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

  1. Считаете ли Вы, что приведенные выше  интегративные свойства личности имеют существенное значение в духовно-нравственном развитии личности?
  2. Возможно ли полноценное духовное развитие человека при  развитии только одного из указанных выше качеств?

 

*  Если на вопрос 1 Вы ответили «Да», а на вопрос 2 – «Нет»,  то Вы  разделяете наш подход к    духовному  развитию  личности. В любом случае, советуем ознакомиться с особенностями психодиагностических  методов изучения личности в «Школе Л.Н.Толстого» и результатами наших исследований.

  

 

Психолого-педагогическая подготовка учителя

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО КУРСУ

ПРОГРАММА КУРСА И КОММЕНТАРИИ К НЕЙ:
1. ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕНОСТЕЙ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”

 

НАВЕРХ

 

В начало
 

Основные идеи эксперимента

Педагогика Л.Н.Толстого в движении времени

Л.Н.Толстой и мудрецы мира

Психолого-педагогическая подготовка учителя

Новые предметы:

«Азбука Льва Толстого»
«Круг чтения» (2–4, 5–9 классы)
Чаша жизни (1–5 классы)
Познай себя
Этика жизни
Природа и труд (1–4 классы)
История развития человечества
Деятельность по интересам

Новое в традиционных предметах

Русский язык с основами риторики и стилистики
Математика
Музыкальная культура
Изобразительная культура
Физическая культура

Дошкольное образование

Детские дома и интернаты

ВУЗовское образование
 

Разработка 2e studio - Продвижение сайта в Москве. 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы