Государственное образовательное учреждение
«Яснополянский детский дом»
ОТ АВТОРА
Тема воспитания детей, лишенных попечения
родителей, относится к числу малоизученных тем в педагогике:
современная педагогическая наука ориентирована в основном
на «семейных» детей. В нашем обществе жизнедеятельность
учреждений для детей-сирот до сих пор остается «тайной
за семью печатями». Вместе с тем очевидна актуальность
данной проблемы: число детей, оставшихся без попечения
родителей, в нашей стране катастрофически увеличивается.
Сегодня Россия переживает третью – после гражданской и
Великой Отечественной войн – волну социального сиротства!
В рамках данного сайта проблема развития и воспитания
детей-сирот рассматривается в рамках разработанной российскими
учеными теории воспитательных систем и в рамках концепции
духовного развития ребенка, разработанной научно-исследовательской
лабораторией (далее – НИЛ) «Школа Л. Н. Толстого». Мы
не пытались полностью осветить тему «Дети-сироты»: это
задача невыполнимая. Мы стремились привлечь внимание ученых
и педагогов-практиков к проблемам воспитанников интернатных
учреждений и предложить один из путей их разрешения.
Не будем скрывать: в наши дни почти все детские дома и
интернаты нуждаются в дополнительной финансовой поддержке.
Но еще больше их воспитанникам нужны ЛЮБОВЬ, ТЕПЛО, УЧАСТИЕ
и ПРОФЕССИОНАЛИЗМ мудрых взрослых, способных понять израненную
детскую душу. Когда-то Януш Корчак писал о том, что интернат
для сирот должен стать моральным курортом, где будут излечиваться
недомогания души и тела ребенка. В одной из песен, посвященных
Яснополянскому детскому дому его воспитанниками, есть
такие строки:
В нашем доме всем найдется место,
Будут главным здесь Тепло, Любовь.
Дом наш станет детским королевством,
Счастье жизни к нам вернется вновь.
Не случайно на эмблеме детского дома, выполненной его
выпускницей, изображены улыбающиеся, радостные дети и
надпись «Детское королевство». О «детском королевстве»,
где все будут любить и уважать друг друга, где всегда
придут на помощь, где не накричат и не унизят, втайне
мечтает каждый живущий здесь ребенок. Мы, взрослые, знаем,
как далеки от этой мечты наши детские дома и интернаты.
Но давайте помнить: останутся эти учреждения закрытыми
детскими резервациями или станут «детским королевством»
и моральным курортом для ребенка, также ЗАВИСИТ ОТ НАС,
ВЗРОСЛЫХ.
Надеемся, что материалы, размещенные на нашем сайте (воспитательные
программы, модель воспитательной системы детского дома,
основанная на философско-педагогических идеях Л.Н. Толстого,
концепция развития Яснополянского детского дома, а также
учебно-методический комплекс курсов повышения квалификации
педагогов детских домов и школ-интернатов, размещенный
в разделе «Школа учителя» и др., помогут Вам в становлении
(если Вы – начинающий воспитатель детского дома) или в
совершенствовании (если Вы – опытный педагог) Вашего педагогического
мастерства.
Мы будем благодарны посетителям сайта за предложения и
замечания, которые непременно будут учтены при дальнейшей
работе над темой. Их можно разместить в сети Интернет
на форуме нашего сайта, сайта «Дети-сироты. Адрес опыта:
Яснополянский детский дом» .
С уважением,
Т.Т. Бурлакова
НАВЕРХ |
 |
Государственное образовательное
учреждение «Яснополянский детский дом»
Адрес Яснополянского детского дома:
301214, Тульская область, Щекинский район, деревня
Ясная Поляна. Тел.: (4872) 330251; Директор
– Алексеева Татьяна Дмитриевна; заместитель директора
по научной работе – доцент кафедры Духовного наследия
Л.Н. Толстого ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кандидат педагогических
наук Бурлакова Тамара Тихоновна.
Подробнее с историей и педагогической деятельностью детского
дома можно ознакомиться, посетив сайт «Дети-сироты. Адрес
опыта: Яснополянский детский дом»
|
Яснополянский детский дом, расположенный вблизи
знаменитой усадьбы Л.Н. Толстого, был создан в 1948
г. для детей погибших во Второй мировой войне воинов.
Основателем и первым директором детского дома стала
Фаина Андреевна Соколова. За годы своего существования
детский дом превратился в неотъемлемую часть яснополянского
мира. Благодаря традициям и особой атмосфере добра
и домашнего уюта, созданной усилиями старейших сотрудников,
детский дом получил широкую известность. |
 |
|
Ф.А. Соколова.
Первый директор детского дома |
Опыт детского дома не раз обобщался на коллегиях
Министерства образования Российской Федерации, на
Президиуме Академии педагогических наук. О традициях
детского дома рассказывалось на страницах газет и
журналов, о жизни коллектива детей и взрослых снимались
фильмы российскими и зарубежными киностудиями. Детскому
дому посвящено несколько книг: С.А. Воскобойниковой
«Нет чужих детей», Г. И. Севериной «Дом Соколовой»,
Ф.А. Соколовой «Дом родной» и «Закон добра». |
С 1987 г. детский дом возглавляет
воспитанница Ф.А. Соколовой, выпускница Яснополянского
детского дома Т.Д. Алексеева.
В настоящее время педагогический коллектив,
сохраняя часть воспитательных традиций детского
дома, стремится к совершенствованию и обновлению
воспитательной деятельности. С 1996 г. детский дом
развивается по концепции, разработанной НИЛ
«Школа Л.Н. Толстого» (руководитель- кандидат филологических
наук, зав. кафедрой духовного наследия Л.Н. Толстого
ТГПУ, директор Государственного музея Л.Н. Толстого
(Москва) В.Б. Ремизов). |
Т.Д. Алексеева
с И.Д. Кобзоном |
Базовая идея концепции- создание условий для духовного
и физического развития личности ребенка.
Базовая идея предполагала и решение специфических задач:
внедрение многопланового и регионально ориентированного
социального и профессионального образования и подготовку
воспитанников к самостоятельной жизни; возрождение в Ясной
Поляне высокой культуры земледелия и организацию школы
юного фермера с многопрофильной специализацией; организацию
воспитания на основе положительных традиций национальной
культуры и русской семьи; поэтапное преобразование детского
дома в Яснополянский центр «Детство» с целью перехода
от массовой формы воспитания и обучения детей к формам
семейного воспитания (по типу русской общины, состоящей
из многодетных семей). С 29 сентября 1998 г. Яснополянский
детский дом является Федеральной экспериментальной площадкой
Министерства образования РФ. Скачать
концепцию в формате Word.
НАВЕРХ
Сотрудники детского дома работают в тесном сотрудничестве:
- с коллективом НИЛ «Школа Л.Н. Толстого»;
- с научными сотрудниками музея-усадьбы «Ясная Поляна»;
- с учеными ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
Цель проводимых преобразований - в переходе от «массовой»
формы воспитания детей к формам семейного воспитания по
типу дружной многодетной семьи. Одной из самых важных
задач стала задача создания и реализации модели
современной гуманистической воспитательной системы детского
дома, основанной на философскопедагогических идеях Л.Н.
Толстого.
 |
Результаты деятельности педагогического коллектива
детского дома в данной области были обобщены в монографии
Т.Т. Бурлаковой «Гуманистическая воспитательная
система детского дома: Реализация философско-педагогических
идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского
дома» (Тула, 2001). |
Свои усилия педагоги детского дома направляют на
создание следующих психолого-педагогических условий, необходимых
для духовного и физического развития детей, оставшихся
без попечения родителей:
- создание в учреждении атмосферы психологического комфорта
для всех членов сообщества;
- организация развивающей среды, в которой будет обеспечена
реальная свобода выбора в основных видах деятельности
ребенка;
- разработка и реализация содержания и технологии воспитания,
направленных на духовное и физическое развитие детей-сирот;
- обеспечение вариативности и преемственности воспитания
(содержания, технологии) на всех этапах развития ребенка;
- личностно-профессиональный рост педагогов.
В ходе эксперимента педагогами детского дома разработано
более 20 авторских программ
- «Психологического обеспечения духовного развития личности
воспитанников»;
- «Программа построения воспитательной системы детского
дома»;
- «Толстовского центра развития ребенка»,
- Клубов «Живая жизнь», «Берегиня», «Истоки», «Юниор»
и др.;
- Цикла нравственных бесед «Путь жизни»,
- Игровой деятельности;
- Семейного воспитания;
- Программа «Твое здоровье»;
- Курса «Основы православной культуры»;
- Программа профессиональной ориентации и профессиональной
подготовки воспитанников;
- Программа для воспитанников младшей группы «Книговедение»;
- Музееведческая программа для воспитанников средней
группы «Мир музея»;
- Программа подготовки и обучения старшеклассников основам
автодела;
- Программа курсов повышения квалификации педагогов
детских домов и интернатов и др.

В детском доме создан Толстовский центр развития ребенка
– объединение кружков и клубов по интересам.
НАВЕРХ
В
2002 г. при поддержке Института «Открытое общество»
был
открыт «Центр социальной адаптации «Школа жизни» с
центром труда и ремесел и центром психологической
поддержки выпускников.
|

OPEN SOCIETY INSTITUTE ИНСТИТУТ
«ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО» ФОНД СОРОСА |
За серьезными словами «концепция», «концептуальная модель»,
«программа» на самом деле стоит «живая жизнь» – интересная
совместная деятельность детей и взрослых. Эта деятельность
помогает измениться и стать лучше и тем, и другим. Данный
раздел проиллюстрирован фотографиями и творческими работами
воспитанников Яснополянского детского дома. Они лучше
любых научных программ и статей дают представление о реальной
жизни. Но жизненные навыки, приобретенные детьми в походах,
клубной деятельности, рисунки, стихи, рассказы, которые
они создают, успехи в учебе, – это результат огромной
многолетней работы педагогов и их любви к воспитанникам.

Сегодня педагоги понимают, что без стремления познать
закономерности развития ребенка, без создания условий
для их самовоспитания и самосовершенствования, без уважения
к личности маленького человека, без совершенствования
собственной личности нельзя ждать успехов в воспитании.
Только от взрослых зависит: останутся детские дома «формой
госпитализма», «детскими резервациями» или превратятся
в «Детское королевство», о котором мечтают все дети, живущие
в этих учреждениях.
 |
 |
Последние исследования свидетельствуют о
позитивных изменениях в личностном развитии воспитанников
Яснополянского детского дома. Это стало возможным потому,
что постепенно в практику общения детей и педагогов вошли
гуманистические идеи Толстого о неповторимости каждой
личности, независимо от ее социального статуса, о необходимости
уважения ее достоинства, непобедимости добра в схватке
со злом, о роли педагога в судьбе ребенка. Миссия Учителя
тогда высока, когда основывается на его истинной духовности,
искусстве диалогического общения, отечески - материнском
отношении к ребенку. Толстой призывал все начинать с себя.
Именно этот призыв оказался самым трудным для педагогов
Яснополянского детского дома. Каждому из них приходится
прорываться через стандартизацию мышления и поведения
во имя того, чтобы в дальнейшем служить разуму, культуре
чувства, самостоятельности как умению сделать свободный
творческий выбор. Все это дается с большим трудом, но
педагоги детского дома сегодня осознали необходимость
перестройки собственного сознания. Формирующаяся воспитательная
система Яснополянского детского дома способствует развитию
и педагога, поднимая его на новый уровень воспитательной
миссии, и ребенка, помогая ему стать активным участником
сотворения собственного пути жизни.

Саша Потемкин.
Победитель Всероссийского конкурса рисунка "Единая
Россия".
Участник встречи с президентом России В.В. Путиным.
|
НАВЕРХ
|
|