Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Наши площадки

Государственное образовательное учреждение
«Яснополянский детский дом»

ОТ АВТОРА

Тема воспитания детей, лишенных попечения родителей, относится к числу малоизученных тем в педагогике: современная педагогическая наука ориентирована в основном на «семейных» детей. В нашем обществе жизнедеятельность учреждений для детей-сирот до сих пор остается «тайной за семью печатями». Вместе с тем очевидна актуальность данной проблемы: число детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране катастрофически увеличивается. Сегодня Россия переживает третью – после гражданской и Великой Отечественной войн – волну социального сиротства!
В рамках данного сайта проблема развития и воспитания детей-сирот рассматривается в рамках разработанной российскими учеными теории воспитательных систем и в рамках концепции духовного развития ребенка, разработанной научно-исследовательской лабораторией (далее – НИЛ) «Школа Л. Н. Толстого». Мы не пытались полностью осветить тему «Дети-сироты»: это задача невыполнимая. Мы стремились привлечь внимание ученых и педагогов-практиков к проблемам воспитанников интернатных учреждений и предложить один из путей их разрешения.

Не будем скрывать: в наши дни почти все детские дома и интернаты нуждаются в дополнительной финансовой поддержке. Но еще больше их воспитанникам нужны ЛЮБОВЬ, ТЕПЛО, УЧАСТИЕ и ПРОФЕССИОНАЛИЗМ мудрых взрослых, способных понять израненную детскую душу. Когда-то Януш Корчак писал о том, что интернат для сирот должен стать моральным курортом, где будут излечиваться недомогания души и тела ребенка. В одной из песен, посвященных Яснополянскому детскому дому его воспитанниками, есть такие строки:



В нашем доме всем найдется место,
Будут главным здесь Тепло, Любовь.
Дом наш станет детским королевством,
Счастье жизни к нам вернется вновь.



Не случайно на эмблеме детского дома, выполненной его выпускницей, изображены улыбающиеся, радостные дети и надпись «Детское королевство». О «детском королевстве», где все будут любить и уважать друг друга, где всегда придут на помощь, где не накричат и не унизят, втайне мечтает каждый живущий здесь ребенок. Мы, взрослые, знаем, как далеки от этой мечты наши детские дома и интернаты.

Но давайте помнить: останутся эти учреждения закрытыми детскими резервациями или станут «детским королевством» и моральным курортом для ребенка, также ЗАВИСИТ ОТ НАС, ВЗРОСЛЫХ.
Надеемся, что материалы, размещенные на нашем сайте (воспитательные программы, модель воспитательной системы детского дома, основанная на философско-педагогических идеях Л.Н. Толстого, концепция развития Яснополянского детского дома, а также учебно-методический комплекс курсов повышения квалификации педагогов детских домов и школ-интернатов, размещенный в разделе «Школа учителя» и др., помогут Вам в становлении (если Вы – начинающий воспитатель детского дома) или в совершенствовании (если Вы – опытный педагог) Вашего педагогического мастерства.

Мы будем благодарны посетителям сайта за предложения и замечания, которые непременно будут учтены при дальнейшей работе над темой. Их можно разместить в сети Интернет на форуме нашего сайта, сайта «Дети-сироты. Адрес опыта: Яснополянский детский дом» .

С уважением,
Т.Т. Бурлакова

НАВЕРХ

 

Государственное образовательное учреждение «Яснополянский детский дом»

Адрес Яснополянского детского дома: 301214, Тульская область, Щекинский район, деревня Ясная Поляна. Тел.: (4872) 330251; Директор – Алексеева Татьяна Дмитриевна; заместитель директора по научной работе – доцент кафедры Духовного наследия Л.Н. Толстого ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кандидат педагогических наук Бурлакова Тамара Тихоновна. Подробнее с историей и педагогической деятельностью детского дома можно ознакомиться, посетив сайт «Дети-сироты. Адрес опыта: Яснополянский детский дом»

Яснополянский детский дом, расположенный вблизи знаменитой усадьбы Л.Н. Толстого, был  создан в 1948 г. для детей погибших во Второй мировой войне воинов. Основателем и первым директором детского дома стала Фаина Андреевна Соколова. За годы своего существования детский дом превратился в неотъемлемую часть яснополянского мира. Благодаря традициям и особой атмосфере добра и домашнего уюта, созданной усилиями старейших сотрудников, детский дом получил широкую известность.

Ф.А. Соколова.
Первый директор детского дома
Опыт детского дома не раз обобщался на коллегиях Министерства образования Российской Федерации, на Президиуме Академии педагогических наук. О традициях детского дома рассказывалось на страницах газет и журналов, о жизни коллектива детей и взрослых снимались фильмы россий­скими и зарубежными киностудиями. Детскому дому посвящено несколько книг: С.А. Воскобойниковой «Нет чужих детей», Г. И. Севериной «Дом Соколовой», Ф.А. Соколовой «Дом род­ной» и «Закон добра».

С 1987 г. детский дом возглавляет воспитанница Ф.А. Соколовой, выпускница Яснополянского детского дома Т.Д. Алексеева.

В настоящее время педагогический коллектив, сохраняя часть воспитательных традиций детского дома, стремится к совершенствованию и обновлению воспитательной деятельности. С 1996 г. детский дом развивается по концепции, разработанной НИЛ «Школа Л.Н. Толстого» (руководитель- кандидат филологических наук, зав. кафедрой духовного наследия Л.Н. Толстого ТГПУ, директор Государственного музея Л.Н. Толстого (Москва) В.Б. Ремизов).


Т.Д. Алексеева
с И.Д. Кобзоном

Базовая идея концепции- создание условий для духовного и физического развития личности ребенка.

 Базовая идея предполагала и решение специфических задач: внедрение многопланового и регионально ориентированного со­циального и профессионального образования и подготовку воспитанников к самостоятельной жизни; возрождение в Ясной Поляне высокой культуры  земледелия и организацию школы юного фермера с многопрофильной специализацией; организацию воспитания на основе положительных традиций национальной культуры и  русской семьи; поэтапное преобразование  детского  дома  в   Яснополянский центр «Детство» с целью  перехода  от массовой формы воспитания и обучения детей к формам семейного воспитания (по типу русской общины, состоящей из многодетных семей). С 29 сентября 1998 г. Яснополянский детский дом является Федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования РФ. Скачать концепцию в формате Word.

НАВЕРХ

Сотрудники детского дома работают в тесном сотрудничестве:

  • с коллективом НИЛ «Школа Л.Н. Толстого»;
  • с научными сотрудниками музея-усадьбы «Ясная Поляна»;
  • с учеными ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Цель проводимых преобразований - в переходе от «массовой» формы воспитания детей к формам семейного воспитания по типу дружной многодетной семьи. Одной из самых важных задач стала задача создания и реализации модели современной гуманистической воспитательной системы детского дома, основанной на философскопедагогических идеях Л.Н. Толстого.

Результаты деятельности педагогического коллектива детского дома в данной области были обобщены в монографии Т.Т. Бурлаковой «Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома» (Тула, 2001).

Свои усилия педагоги детского дома направляют на создание следующих психолого-педагогических условий, необходимых для духовного и физического развития детей, оставшихся без попечения родителей:

  • создание в учреждении атмосферы психологического комфорта для всех членов сообщества;
  • организация развивающей среды, в которой будет обеспечена реальная свобода выбора в основных видах деятельности ребенка;
  • разработка и реализация содержания и технологии воспитания, направленных на духовное и физическое развитие детей-сирот;
  • обеспечение вариативности и преемственности воспитания (содержания, технологии) на всех этапах развития ребенка;
  • личностно-профессиональный рост педагогов.

В ходе эксперимента педагогами  детского дома разработано более 20 авторских программ

  • «Психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников»;
  • «Программа построения воспитательной системы детского дома»;
  • «Толстовского центра развития ребенка»,
  • Клубов «Живая жизнь», «Берегиня», «Истоки», «Юниор» и др.;
  • Цикла нравственных бесед «Путь жизни»,
  • Игровой деятельности;
  • Семейного воспитания;
  • Программа «Твое здоровье»;
  • Курса «Основы православной культуры»;
  • Программа профессиональной ориентации и профессиональной подготовки воспитанников;
  • Программа для воспитанников младшей группы «Книговедение»;
  • Музееведческая программа для воспитанников средней группы «Мир музея»;
  • Программа подготовки и обучения старшеклассников основам автодела;
  • Программа курсов повышения квалификации педагогов детских домов и интернатов  и др.

В детском доме создан Толстовский центр развития ребенка – объединение кружков и клубов по интересам.

НАВЕРХ

В 2002 г. при поддержке Института «Открытое общество» был открыт «Центр социальной адаптации «Школа жизни» с центром труда и ремесел и центром психологической поддержки выпускников.


OPEN SOCIETY INSTITUTE ИНСТИТУТ
«ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО» ФОНД СОРОСА

За серьезными словами «концепция», «концептуальная модель», «программа» на самом деле стоит «живая жизнь» – интересная совместная деятельность детей и взрослых. Эта деятельность помогает измениться и стать лучше и тем, и другим. Данный раздел проиллюстрирован фотографиями и творческими работами воспитанников Яснополянского детского дома. Они лучше любых научных программ и статей дают представление о реальной жизни. Но  жизненные навыки, приобретенные детьми в походах, клубной деятельности, рисунки, стихи, рассказы, которые они создают,  успехи в учебе, – это результат огромной многолетней работы педагогов и их любви к воспитанникам.

Сегодня педагоги понимают, что без стремления познать закономерности развития ребенка, без создания  условий для  их самовоспитания и самосовершенствования, без уважения к личности маленького человека, без совершенствования собственной личности  нельзя ждать успехов в воспитании. Только от взрослых зависит: останутся детские дома «формой госпитализма», «детскими резервациями» или превратятся в «Детское королевство», о котором мечтают все дети, живущие в этих учреждениях.

Последние исследования свидетельствуют о позитивных изменениях в личностном развитии воспитанников Яснополянского детского дома.  Это стало возможным потому, что постепенно в практику общения детей и педагогов вошли гуманистические идеи Толстого о неповторимости каждой личности, независимо от ее социального статуса, о необходимости уважения ее достоинства, непобедимости добра в схватке со злом, о роли педагога в судьбе ребенка. Миссия Учителя тогда высока, когда основывается на его истинной духовности, ис­кусстве  диалогического   общения,  отечески - материнском отношении к ребенку. Толстой призывал все начинать с себя. Именно этот призыв оказался самым трудным для педагогов Яснополянского детского дома. Каждому из них приходится прорываться через стандартизацию мышления и поведения во имя того, чтобы в дальнейшем служить разуму, культуре чувства, самостоятельности как умению сделать свободный творческий выбор. Все это дается с большим трудом, но педагоги детского дома сегодня осознали необходимость перестройки собственного сознания. Формирующаяся воспитательная система Яснополянского детского дома способствует развитию и педагога, поднимая его на новый уровень воспитательной миссии, и ребенка, помогая ему стать активным участником сотворения собственного пути  жизни.


Саша Потемкин.
Победитель Всероссийского конкурса рисунка "Единая Россия".
Участник встречи с президентом России В.В. Путиным.

НАВЕРХ

В начало
 

Детский толстовский центр «Зеленая палочка»

Гимназия № 3

Гимназия № 4

Яснополянская гимназия № 2

Иншинская средняя школа

Яснополянский центр "Детство" (детский дом)

ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Кафедра духовного наследия Л.Н. Толстого

Институт повышения квалификации ТО

Государственный музей Л.Н.Толстого

Наши учителя
 


 

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы
На Ochkov.Net широкий выбор: линзы цветные, оттеночные, карнавальные, с диоптриями и без.