Эврика - Инновационная образовательная сетьШкола Л.Н. Толстого - Федеральная экспериментальная площадка
  
Контакты Концепция. Образовательные программы Школа учителя Базовые образовательные учреждения Издания Новости
Школа Л.Н. Толстого > Наши площадки

КАФЕДРА ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО

(создана 2 сентября 1996 г. по решению Ученого совета ТГПУ им. Л.Н. Толстого).

Сотрудники кафедры духовного наследия
Л.Н. ТОЛСТОГО
Заведующий кафедрой - Ремизов Виталий Борисович - профессор, доцент, кандидат филологических наук, директор государственного музея Л.Н. Толстого (Москва). Толстовед, автор более 75 научных и научно-методических исследований, 57 научных публикаций. Из них - 2 научные монографии: "Роман Л.Н. Толстого "Воскресение". Концепция жизни и формы ее воплощения" (Воронеж, 1986), "Л.Н. Толстой: Диалоги во времени" (Тула, 1998), 4 учебных пособия для начальной школы, одно из которых - "Азбука Л.Н. Толстого" - переведено на японский язык. Научный руководитель Федерального эксперимента "Школа Л.Н. Толстого", создатель новых предметов и учебных программ для школы и вуза, член совета Федеральных экспертных площадок МО РФ.

2003 год – 175-летие со дня рождения Л. Н. Толстого, событие, к которому готовится весь мир, тем более важно, чтобы к нему был готов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

2003 год – 175-летие со дня рождения Л. Н. Толстого, событие, к которому готовится весь мир, тем более важно, чтобы к нему был готов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.
Учитывая основную тенденцию образования и воспитания на рубеже ХХ–ХХ1 веков, кафедра духовного наследия Л. Н. Толстого ТГПУ концентрирует свое внимание на разработке программ, связанных с 10-летием культуры ненасилия (2000–2010 годы).

Постановка проблемы обусловлена кризисом в современном обществе и отсутствием в системе подготовки учителя глубинной связи с опытом величайших мудрецов мира и прежде всего с духовным наследием Льва Толстого, сторонника ненасильственного пути развития человечества, защитника идеалов любви и согласия.

Университет имени Толстого или “Толстовский” университет? В этом или принципиальное различие в постановке проблемы. На протяжении нескольких десятилетий завоевывалось жизненное пространство “имени Толстого”. Настал час, когда появилась возможность перейти от имени к духу “толстовского” вуза.

Созданная в сентябре 1996 г. кафедра духовного наследия Л. Н. Толстого призвана стать тем духовным центром, который свяжет воедино имя и дух.

НАВЕРХ

КАФЕДРА СОЗДАНА С ЦЕЛЬЮ:

  • формирования духовной культуры педагогической деятельности студентов на основе гуманистических идей Л.Н. Толстого и современного образования,
  • функционирования кафедры как научно-исследовательского центра по изучению творческого наследия Толстого, предполагающего координацию деятельности профессорско-преподавательского состава и научно-исследовательской деятельности студентов,
  • разработки содержания образования и воспитания в учебных учреждениях, работающих по эксперименту "Школа Л.Н. Толстого",
  • осуществления связей с культурно-образовательными структурами нашей страны и зарубежных стран,
  • организации и проведения семинаров, конференций, симпозиумов по толстовской тематике (от внутривузовского до международного уровней),
  • разработки специальных курсов и семинаров по проблемам кафедры, предусматривающим специфику факультета; форм совместной деятельности с кафедрами филологического факультета по изучению и пропаганде наследия Л.Н. Толстого,
  • создания отделения на педагогическом факультете специализации "Школа Л.Н. Толстого" как модель непрерывного образования нового типа", а также проблемных групп и временных творческих коллективов при факультетах и кафедрах университета, непосредственно участвующих в подготовке программ и учебно-методических пособий для "Школы Л.Н. Толстого",
  • оказания консультационной помощи преподавателям университета, работающим по толстовской тематике,
  • создания банка "идей" и каталогов, помогающих осуществлять научно-исследовательскую и педагогическую деятельность,
  • работы по обеспечению кафедры необходимыми ТСО и другими материальными средствами,
  • совершенствования педагогического мастерства членов кафедры,
  • подготовки к изданию материалов, связанных с изучением творчества Л.Н. Толстого и экспериментом "Школа Л.Н. Толстого",
  • изучения уровня преподавания наследия Толстого в школах и вузах Центрального района,
  • обобщения опыта изучения наследия Толстого в нашей стране и за рубежом.

Наследие Л. Н. Толстого и сегодня воспринимается неоднозначно. Для одних он – еретик, восставший на основы православия, для других – хлюпик, юродствующий во Христе, жалкий непротивленец, приведший Россию к слабости и безволию, предопределивший в своем учении крушение и гибель Российской империи, для третьих – “лавка древности”, “музей прошлого”, не востребованный сегодняшними поколениями. Ярлыков навешано на Толстого много, но ясно и другое – он продолжает волновать умы и сердца многих людей разных возрастов и разных национальностей. Он, как магнит, притягивает к себе внимание живущих поколений. Р. Штейнер был убежден, что Толстой опередил свое время на несколько столетий. Непонимание Толстого – это лишь следствие недостаточного уровня культуры современного общества.

В Японии, США существуют университеты Л. Н. Толстого, в ряде европейских стран – школы, работающие по методике, открытой Толстым. В России опыт Толстого – человека, художника, мыслителя, педагога – лишь частично востребован. Философы, представители духовных конфессий утверждают: Толстой велик как художник, но все остальное в его духовных исканиях заслуживает забвения.

НАВЕРХ


Кафедра духовного наследия Л. Н. Толстого, понимая всю сложность сложившейся в нашем обществе ситуации, видит свои задачи в том, чтобы:

– не нарушив свободы вероисповедания, дать молодому специалисту истинное представление о Толстом – человеке, художнике, мыслителе;
– связать духовный поиск Толстого с проблемами жизни общества в начале третьего тысячелетия;
– раскрыть непреходящий смысл творений писателя, педагога, мыслителя в контексте нашей эпохи;
– пробудить в будущем учителе потребность любовного, ненасильственного общения с детьми, родителями и коллегами;
– вывести современного специалиста на уровень конкретного понимания единства разума, культуры чувства, самостоятельности как умения сделать свободный выбор, равновеличия общечеловеческого, национально-исторического, индивидуально-неповторимого;
– дать основы понимания происходящих событий в их реальности, подчас трагической; способов противостояния духовному и телесному распаду личности;
– приоткрыть завесу целеполагания человеческой жизни, ее смысла и предназначения в границах движения от “Я” сегодняшнего к “Я” будущему, т. е. способствовать открытию для студента перспективы жизненного пространства, формированию индивидуально-неповторимого пути жизни;
– заложить основы принципиально новой научной школы в области изучения духовного наследия Л. Н. Толстого;
– осуществить в действительности идею непрерывного образования: детский сад – школа – вуз – семья – институт повышения квалификации выпускников “толстовских” школ и вузов;
– обозначить для молодых исследователей творчества Толстого перспективы международных контактов в области педагогики ненасилия.
Таковы главные задачи, поставленные кафедрой духовного наследия Л. Н. Толстого в связи с подготовкой специальных курсов. Но есть главная цель: оказать помощь будущему учителю в формировании в нем внутренней свободы от внешних обстоятельств. Этому должно способствовать развитие форм самостоятельного приобщения человека к духовному становлению и саморазвитию, внутренней сопротивляемости тому, что разрушает духовную и физическую неповторимость личности.

Сегодня кафедра является одним из центров по пропаганде и изучению духовного наследия Л.Н. Толстого. Сотрудниками кафедры создан цикл курсов для студентов всех факультетов и всех форм обучения Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Среди них "Жизнь Л.Н. Толстого в контексте мировой культуры", "Духовное наследие Л.Н. Толстого", "Л.Н. Толстой и мудрецы мира"; разработаны спецкурсы и спецсеминары по толстовской тематике и общекультурологическим проблемам.

НАВЕРХ

Актуальность читаемых кафедрой духовного наследия Л. Н. Толстого курсов базируется на трех основных идеях:
1) Через жизнь Толстого в контексте мировой культуры заложить в студенте потребность к саморазвитию и самопознанию;
2) Через постижение духовного наследия Л. Н. Толстого в его цельности и многообразии помочь студенту понять важность обретения собственного места в мире и среди людей;
3) Через опыт величайших мудрецов мира (курс “Толстой и мудрецы мира”) прикоснуться к собственным возможностям души и тела, а в дальнейшем передать свой опыт ученикам.

Каждая программа содержит конкретные формы практического ее освоения. На первом курсе преимущество отдается семинарам – экскурсиям (через сопереживание истине), на втором – собственно семинарам (изучаем тексты Толстого!), на третьем – семинарам-практикумам (от опыта мудрецов мира к опыту современного учителя).

Все три спецкурса разработаны впервые в практике вузовского образования. В этом их новизна и неповторимость. Каждый из них сориентирован на актуальные проблемы жизни современного общества, индивидуальный опыт будущего учителя, на формирование его культуры чувства, мысли, отношения к миру и окружающим людям.

Особое значение имеет созданная и апробированная система специализации для студентов, будущих учителей начальной школы, - "Школа Л.Н. Толстого как модель непрерывного образования нового типа".

С 1997 г. кафедра является организатором Международных Толстовских чтений. С 1998 г. по настоящее время она получила 5 грантов для организации и проведения Международных Толстовских форумов и реализации других научных проектов, связанных с именем Л.Н. Толстого. Финансовая поддержка со стороны ТГПУ им. Л.Н. Толстого, фонда "Интеграция", Государственного гуманитарного научного фонда, института "Открытое общество"(фонд Сороса) позволила кафедре выпустить в свет несколько серьезных изданий:

  • XXIV Международные Толстовские чтения: Материалы пленарных заседаний науч. сессии, науч.-практ. конф. "Содружество поколений", Всероссийского семинара "Изучение наследия Л.Н. толстого в школе и вузе". - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 1998.-294 с.
  • Тульская школа (Толстовский номер). 1998, №2 (педагогический журнал).
  • Толстой и современный мир: Сб. науч. ст.: В 2 ч. Ч.I: Идеи Л.Н. Толстого в контексте современной эпохи. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 1998.-212 с. Ч. II: Художественный мир Л.Н. Толстого. Педагогика Л.Н. Толстого накануне XXI века. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 1998.-210 с.
  • Ремизов В.Б. Л.Н. Толстой: Диалоги во времени. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 1998.-302 с.
  • Л.Н. Толстой и А.С. Пушкин: сопричастность идей, образов, судеб: Материалы XXV Международных Толстовских чтений. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 1999.-320 с.
  • Бурлакова Т.Т. Мир памяти: толстовские места Тульского края. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 1999.-165 с.
  • Толстовский сборник - 2000 (Материалы XXVI Международных Толстовских чтений): В 2 ч. Ч. I: Л.Н. Толстой в движении эпох. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 2000.-354 с. Ч.II: Духовное наследие Л.Н. Толстого и современность. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 2000.-380 с.
  • Толстовский сборник – 2001. Толстой – художник, читатель, мыслитель: Материалы XXVII Международных Толстовских чтений. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 2002.-288 с.
  • Толстовский сборник – 2002. Актуальные проблемы изучения наследия Л.Н. Толстого: Материалы XXVII Международных Толстовских чтений. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 2002.-183 с.

НАВЕРХ

В 2000 г. сотрудниками кафедры при поддержке американской некоммерческой организации «Проект Гармония» были подготовлены сайты (рук. проекта, автор - В.Б. Ремизов; авторы - Т.Т. Бурлакова, С.Е. Юрков) и "Дети - сироты. Адрес опыта: Яснополянский детский дом" (Руководитель проекта и автор содержания доцент кафедры Т.Т. Бурлакова). В разработке сайтов приняли участие более 150 студентов факультета русской филологии и исторического факультета.
Студенты различных факультетов принимают участие в составлении и написании разделов учебных пособий для эксперимента "Школа Л.Н. Толстого как модель непрерывного образования нового типа". Кафедра проводит большую воспитательную работу со студентами, организуя толстовские вечера, тематические конкурсы по различным видам искусства, просмотры кинофильмов, дни поэзии, экскурсии, связанные с памятными местами Тульского края и Центрального региона России.
В ноябре 2002 г. в ТГПУ прошли XXVIII Всероссийские Толстовские (студенческие) чтения, в которых приняли участие более 60 студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

В настоящее время сотрудниками кафедры в содружестве с преподавателями других университетских кафедр при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в Яснополянском детском доме реализуется проект «Создание центра социальной адаптации детей-сирот «Школа жизни» (руководитель и автор проекта Т.Т. Бурлакова), а также ведется работа над сайтом «Л.Н. Толстой, культура мира и ненасилия в контексте проблем современного образования» (рук. проекта – В.Б. Ремизов, участники проекта – Н.А. Шайденко, Е.Д. Мелешко, Т.Т. Бурлакова и др.).

При поддержке МО РФ в 2002 г. реализован научный проект создания энциклопедического словаря «Л.Н. Толстой и русские писатели» (автор и руководитель проекта – В.Б. Ремизов).

Научная деятельность кафедры осуществляется по следующим направлениям:

1. Укрепление и установка новых контактов с ведущими образовательными и культурными учреждениями региона, России, зарубежных стран.
2. Организация и проведение Международных Толстовских чтений.
3. Создание банка идей и выборочных каталогов по толстовской тематике.
4. Издание научно-исследовательских и научно-методических трудов по материалам Международных Толстовских чтений, по обобщению опыта преподавания творчества Л.Н. Толстого в школах и вузах.
5. Поиск новых форм научной работы со студентами: - подготовка энциклопедического словаря "Окружение Л.Н. Толстого", глав учебных пособий по новым предметам в "Школе Л.Н. Толстого", - организация проблемных научных групп, творческих вечерних и воскресных семинаров, выставок лучших студенческих работ, - разработка тематики дипломных исследований по толстовской проблематике и осуществление руководства этими исследованиями, - подготовка лучших студенческих работ к региональным, зональным и всероссийским конкурсам.
6. Работа над кандидатскими и докторскими диссертациями.
7. Создание информационной базы материалов по толстоведению в сети Интернет.

Кафедра осуществляет сотрудничество со следующими организациями:

- Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН,
- Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН,
- Институт философии РАН,
- РАО,
- Музей-заповедник "Ясная Поляна",
- Государственный музей Л.Н. Толстого (Москва),
- кафедры этики, русской литературы МГУ им. М.В. Ломоносова,
- зарубежные Толстовские фонды,
- университеты России и других стран мира,
- Союз писателей России.

НАВЕРХ

На кафедре работают:
Бурлакова Тамара Тихоновна - с 1976 по 1996 гг. - сотрудник Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"» (зав. отделами передвижных и стационарных выставок, экскурсионным, комплектования фондов). С 1996 г. - доцент кафедры духовного наследия Л.Н. Толстого, кандидат педагогических наук. Автор ряда статей по музейной педагогике, о Л.Н. Толстом, в том числе – монографий "Мир памяти: Толстовские места Тульского края" (1999), Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома. - Тула, 2001.

Брешковская Евгения Михайловна - доцент кафедры. Главный предмет исследования: адаптация студентов I-го курса к условиям педагогического вуза; организатор движения педотрядов в вузе, область научных интересов - "Толстой и театр", "Толстой и кинематограф".

Шадская Анна Викторовна - с 1988 по 2000 гг. работала старшим преподавателем гуманитарной кафедры Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. С сентября 2000 г. - старший преподаватель кафедры духовного наследия Л.Н. Толстого. В октябре 2000 г. закончила заочную аспирантуру Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при Министерстве образования РФ. Автор 20 публикаций научно-методической направленности. Соавтор учебных пособий по литературе в начальной школе. Комплект учебных пособий "Час души: Проза русских писателей" для 2-4 классов (под ред. В.Б. Ремизова). - М.: МИРОС; Тула: АРКТОУС в 1997 г. получил диплом I степени на Всероссийском конкурсе детской книги.

Линецкая Галина Сергеевна - ассистент кафедры. Осуществляет работу над кандидатской диссертацией по теме: "Художественная типология жизни и смерти героев в повестях Л.Н. Толстого 1880-90-х гг." В Толстовском сборнике - 2000 была опубликована статья: "Основное противоречие жизни как художественная реальность в повестях Л.Н. Толстого 1880-90-х г.г".

Вихров Григорий Иванович
- преподаватель кафедры, поэт, член Союза писателей (СССР) России, победитель международного фестиваля поэзии в Бельгии (г. Льеж), лауреат премии "Святого Мигеля" (Франция, 1998), автор поэтических сборников; разработчик авторских спецкурсов и спецсеминаров.

Трещилина Галина Константиновна
- старший лаборант кафедры. Принимала участие в подготовке сайта для Интернет "Мир Льва Толстого". Работает над диссертацией «Формирование творческого потенциала у студентов», автор 3 публикаций. Технический координатор Толстовской программы.

НАВЕРХ

В начало
 

Детский толстовский центр «Зеленая палочка»

Гимназия № 3

Гимназия № 4

Яснополянская гимназия № 2

Иншинская средняя школа

Яснополянский центр "Детство" (детский дом)

ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Кафедра духовного наследия Л.Н. Толстого

Институт повышения квалификации ТО

Государственный музей Л.Н.Толстого

Наши учителя
 


 

 

 
КонтактыКонцепция. Образовательные программы
http://www.vip-personal.ru/secretary.html